78RS0002-01-2021-008525-96
Дело № 2-1659/2022 25 января 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Николаевой А.В.,
при секретаре Прохорихиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончара П. Г. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании включить в стаж период обучения, назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Гончар П.Г. обратился в суд с иском, в котором просил обязать ответчика включить в страховой стаж период обучения с 01.09.1981 по 29.04.1984, назначить страховую пенсию по старости с момента обращения, а именно с 25.03.2021.
В обоснование заявленных требований указал, что является пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС, на момент обращения за назначением страховой пенсии достиг возраста 56 лет и имеет необходимый ИПК, однако ответчиком необоснованно страховой стаж определен как 12 лет 6 мес. 4 дня, без учета периода обучения.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство об отложении судебного заседания, в удовлетворении которого судом отказано; будучи опрошенным ранее, заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения.
Изучив материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований, принимая во внимание следующее.
В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1), и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» (Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В силу ч.4 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Между тем, назначение досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста не предусмотрено.
В соответствии с положениями ст.28.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном ст.ст.30-37 настоящего Закона.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст.35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Таким образом, пенсия, предусмотренная положениями указанного Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и страховая пенсия в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не являются идентичными.
Положениями ст.28.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определена возможность назначения гражданам по их желанию пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на условиях, определяемых данным Федеральным законом.
Положениями Федерального закона «О страховых пенсиях» возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного положениями ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» для лиц из числа, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на ЧАЭС, не установлена.
Возможность снижения пенсионного возраста положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлена при сохранении права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми, особыми и др. условиями труда (ст.30), работникам летно-испытательного состава (ст.31), иным отдельным категориям граждан (женщинам, родившим 5 и более детей, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и т.д.), перечисленным в положениях ст.32 настоящего Федерального закона.
Из изложенного следует, что право лиц, получающих пенсию по выслуге лет, из числа граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, на назначение досрочно страховой пенсии по старости со снижением общего возраста выхода на пенсию, приведенными выше нормами права не предусмотрено.
С 01.01.2019 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии»), в части сроков назначения пенсий, в том числе досрочных.
По общему правилу, установленному ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции вышеуказанного Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно, мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Приложением 6 к указанному Федеральному закону установлен возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с ч.1 ст.8, п.п.3 и 4 ч.2 ст.10, п.21 ч.1 ст.30 и п.6 ч.1 ст.32 настоящего Федерального закона для лиц, которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019.
Частью 3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ внесены изменения, связанные с повышением пенсионного возраста, и предусмотрено назначение пенсии ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за 6 месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Лицам, которым в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 исполнится 60 (мужчинам) и 55 (женщинам) лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, установленного приложением 6.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 25.03.2021 Гончар П.Г. обратился в ГУ – УПФР во Всеволожском районе Ленинградской области, правопреемником которого является ГУ – ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением от 02.04.2021 отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с не достижением необходимого возраста; при этом указано, что право на назначение страховой пенсии по старости у Гончара П.Г. наступит по достижении возраста 65 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет.
При этом с 28.06.2008 Гончар П.Г. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4668-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»; в стаж при определении размера пенсии за выслугу лет учтены периоды службы, работы и (или) иной деятельности с 27.04.1984 по 07.06.1986, с 05.01.1987 по 19.01.1989, с 07.03.1989 по 27.06.2008; соответственно указанные периоды не включены в страховой стаж.
Также Гончар П.Г. относится к категории граждан, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986-1987 годах, в связи с чем является получателем ежемесячной денежной выплаты ветеранам, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации в соответствии с п.4 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.01.2005.
Страховой стаж по состоянию на 25.03.2021 определен истцу за период с 28.06.2008 по 31.12.2020 – 12 лет 06 мес. 04 дня, индивидуальный пенсионный коэффициент – 31,344.
При этом период учебы с 01.09.1981 по 29.04.1984 не учтен в страховой стаж для определения права истца на пенсию и в общий трудовой стаж для конвертации пенсионных прав, поскольку отсутствуют периоды работы, предшествующие данному периоду обучения.
Суд соглашается с выводами ответчика в части спорного периода с учетом следующих обстоятельств.
Так, установленная в п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» норма при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал не позволяет учитывать в общем стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации.
В Постановлении от 29.01.2004 № 2-П Конституционный Суд Российской Федерации признал закрепляющую порядок учета общего трудового стажа при оценке пенсионных прав застрахованных лиц норму п.4 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не противоречащей Конституции Российской Федерации в той части, в какой она во взаимосвязи с п.2 ст.31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством.
В то же время Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, не предусмотрено включение в страховой стаж периодов учебы, которые не предусматривались действующим законодательством, когда имел место спорный период учебы истца.
Согласно ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы до даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом положениями ч.8 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», закрепляющей порядок исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости, предусмотрено, что при исчислении требуемого страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до 01.01.2015 и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
До 01.01.1992 действовал Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях». Для определения права на пенсию по нормам данного Закона необходимо руководствоваться Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (в части исчисления страхового стажа применяются п.п.108-114 Положения).
Согласно п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, в общий стаж работы засчитывались также периоды обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подп.«з» п.109); периоды обучения в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (подп.«и» п.109).
При этом периоды, указанные в подп.«и» п.109, засчитывались в стаж для назначения пенсии по старости при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или служба, указанная в подп.«к» п.109 Положения.
В указанный выше спорный период обучения истца действовало названное Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.
Между тем, согласно представленным в материалы дела доказательствам, до периода обучения истец не работал.
Таким образом, в спорном случае установленные Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий требования в отношении спорного периода обучения истца в Киевском политехникуме связи не соблюдены, в связи с чем спорный период обоснованно исключен ответчиком из подсчета при определении страхового стажа.
Разрешая спор, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, установив, что истец является получателем пенсии за выслугу лет, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, учитывая, что пенсия, назначаемая в соответствии с положениями Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, не является страховой, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в полном объеме, поскольку военным пенсионерам, из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1, не может быть назначена.
При этом доводы истца об обратном отклоняются судом, как основанные на неправильном толковании норм материального права, поскольку, как указано выше, право лиц, получающих пенсию по выслуге лет, из числа граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на назначение досрочно страховой пенсии по старости со снижением общего возраста выхода на пенсию, которого истец ко дню обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением не достиг, приведенными выше нормами права не предусмотрено, учитывая, что истец является получателем пенсии по выслуге лет и претендует на одновременное получение пенсии по выслуге лет и страховой пенсии по старости на основании п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах требования истца подлежат отклонению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░