Дело № 2а-77-19
42RS0039-01-2019-000095-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ижморский районный суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Золотых Н.Н.,
при секретаре Новиковой И.А.,
с участием прокурора Салашина С.А.,
представителя административного ответчика администрации Ижморского городского поселения Обанина Е.В., действующего на основании решения решения избирательной комиссии Ижморского муниципального района шестого созыва № 41 от 14.09.2015
пгт. Ижморский 8 мая 2019 г.
Рассмотрев административное исковое заявление прокурора Ижморского района, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ижморского городского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении на административного ответчика обязанности совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ижморского муниципального района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Ижморского городского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении на административного ответчика обязанности совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, свои требования мотивируя тем, что проведена проверка исполнения администрацией Ижморского городского поселения мер по оформлению, расположенных на территории, городских лесов, созданию лесничеств.
Согласно ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относит в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.
В силу ст. 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
По правилам ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным территориальным зонам. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые лесами используются для отдыха граждан и туризма.
Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011г. №516, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территориях, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
В нарушение указанного, администрацией Ижморского городского поселения не разработан и не утвержден лесохозяйственный регламент, не проведена муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, не осуществляется муниципальный лесной контроль.
На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.
Установлено, что администрацией Ижморского городского поселения не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении муниципальных лесов, не оформлено право собственности, границы земельных участков, занятых городскими лесами, не установлены, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами, не поставлены.
Бездействие администрации Ижморского городского поселения создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, и является нарушением прав жителей Ижморского городского поселения и других граждан на благоприятную окружающую природную среду.
Просит признать бездействие администрации Ижморского городского поселения по неисполнению установленных законом полномочий, незаконным.
Обязать администрацию Ижморского городского поселения: разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, провести муниципальную экспертизу проекта освоения лесов, осуществить муниципальный лесной контроль, оформить право собственности, установить границы земельных участков, занятых городскими лесами, поставить на кадастровый учет участки, занятые лесами.
Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям изложенным в заявлении. Просил установить срок для устранения нарушения не позже чем до 31.12.2020.
Представитель ответчика Обанин Е.В. в судебном заседании исковые требования признал, подтвердив при этом, что действительно администрацией Ижморского городского поселения не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении муниципальных лесов, не оформлено право собственности, границы земельных участков, занятых городскими лесами, не установлены, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами, не поставлены. Указал, что в короткий срок требования прокурора не могут быть выполнены, поскольку на все перечисленные мероприятия требуется не только время, но достаточно крупная сумма денег, которая в бюджете поселения на 2019 год не заложена. Кроме того в настоящее время ведутся мероприятия по определению границ населенных пунктов поселения, без чего также невозможно выполнить требования прокурора в отношении муниципальных лесов. Просил установить срок для устранения нарушений до 01.01.2021.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относит в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.
В силу статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
По правилам ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным территориальным зонам. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые лесами используются для отдыха граждан и туризма.
Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011г. №516, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территориях, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Согласно ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости
На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.
Прокурором Ижморского района на имя Главы администрации Ижморского городского поселения направлялось представление об устранении нарушений требований лесного законодательства, но до настоящего времени меры к устранению данных нарушений не приняты, что подтверждается материалами дела, а именно сообщением начальника Яйского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 28.03.2019.
Судом установлено, что администрацией Ижморского городского поселения не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении муниципальных лесов, не оформлено право собственности, границы земельных участков, занятых городскими лесами, не установлены, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами, не поставлены.
Бездействие администрации Ижморского городского поселения создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, и является нарушением прав жителей Ижморского городского поселения и других граждан на благоприятную окружающую природную среду, в связи с чем требование прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС В случае удовлетворения административного иска об оспаривании действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу.
Разрешая вопрос о сроке, необходимом для исполнения требования прокурора, суд исходит из того, что предложенный сторонами срок является разумным с учетом необходимости временных затрат для проведения всех организационных мероприятий и необходимого объема финансирования и достаточным для исполнения решения суда, то есть считает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 31.12.2020. Административным ответчиком возражений в данной части заявлено не было.
Как следует из материалов дела, прокурор обратился в суд в порядке статьи 39 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, а органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, суд не решает вопрос о взыскании с ответчика госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Ижморского района удовлетворить полностью.
Признать бездействие администрации Ижморского городского поселения по неисполнению установленных законом обязанностей в отношении муниципальных лесов, незаконным.
Обязать администрацию Ижморского городского поселения осуществить следующие действия: разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, провести муниципальную экспертизу проекта освоения лесов, осуществить муниципальный лесной контроль, оформить право собственности, установить границы земельных участков, занятых городскими лесами, поставить на кадастровый учет участки, занятые лесами.
Установить администрации Ижморского городского поселения срок для выполнения указанных действий до 31.12.2020.
Сообщить о принятых мерах в суд и прокурору Ижморского района течении месяца с момента окончания срока предоставленного для устранения нарушения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд, в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Золотых