Решение по делу № 33а-587/2021 от 17.12.2020

Судья Борщенко Т.А. Дело № 33а-10831/20

25RS0004-01-2020-004595-91

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 января 2021 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе

председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Туктамышевой О.В. и Горпенюк О.В.

при секретаре Салмине В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» к краевому государственному автономному учреждению здравоохранения «Владивостокская клиническая больница №2» о признании незаконным отказа в предоставлении сведений по апелляционной жалобе представителя ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» на решение Советского районного суда г.Владивостока от 24 сентября 2020 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителя административного истца ФКУ «Военный комиссариат» Титанова С.М., представителя административного ответчика КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница №2» Платонова Ф.Б., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» обратился в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения обязанностей по первоначальной постановке на воинский учет граждан мужского пола в год достижения ими возраста 17 лет в КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница » направлен запрос на предоставление сведений о состоянии здоровья гражданина ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который подлежит первоначальной постановке на воинский учет. ФИО6 в тот момент находился на стационарном лечении в указанном лечебном учреждении.

ДД.ММ.ГГГГ КГАУЗ «Владивостокская клиническая больница » отказала в предоставлении сведений о состоянии здоровья гражданина ФИО6 в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований для предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия пациента, а также с невозможностью раскрытия персональных данных пациента без его согласия. Полагают, что такой отказ является незаконным, поскольку в силу действующего законодательства руководитель КГАУЗ «ВКБ » в двухнедельный срок обязан предоставить в военный комиссариат Советского и <адрес>ов <адрес> сведения о состоянии здоровья ФИО6

Просит суд признать незаконным отказ КГАУЗ «ВКБ » в предоставлении сведений о состоянии здоровья ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежащего первоначальной постановке на воинский учет, возложить обязанность на КГАУЗ «ВКБ » предоставить в военный комиссариат Советского и <адрес>ов <адрес> сведения о состоянии здоровья ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежащего первоначальной постановке на воинский учет, возложить обязанность предоставить запрашиваемые сведения.

В судебном заседании представитель административного истца ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» на заявленных требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, возражал против удовлетворения заявленных требований.

Суд постановил указанное решение, с которым не согласился административный истец, в поданной представителем ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях (ч. 3 ст.13 Федерального закона №323-ФЗ).

Согласно п.6 ч.4 ст.13 Федерального закона №323-ФЗ предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных", целью которого является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Положения п. 1 ст. 9 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ (далее – Федеральный закон №53-ФЗ) устанавливают, что первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На основании п. 6 ст. 9 Федерального закона №53-ФЗ комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в КГАУЗ «ВКБ » военным комиссаром Советского и <адрес>ов <адрес> направлен запрос , из которого следует, что в данном лечебном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ года находится на лечении ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и в связи с проведением первоначальной постановки на воинский учет граждан ДД.ММ.ГГГГ рождения и невозможностью прибытия ФИО6 в военный комиссариат просят заполнить медицинское заключение о состоянии здоровья ФИО6, оформленный документ выслать по указанному в запросе адресу.

Согласно ответу КГАУЗ «ВКБ » от ДД.ММ.ГГГГ , исходя из запроса очевидно отсутствие оснований для предоставления медицинских сведений, составляющих врачебную тайну на данного пациента в виду указания в запросе иной цели, не урегулированной нормой права. Запрашиваемые документы содержат сведения, составляющие врачебную тайну, а также персональные данные пациента, в связи с чем, с учетом положений ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья в РФ» и ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №152-ФЗ, основания для предоставления медицинских сведений в отношении данного пациента, в виду указания в запросе иной цели, отсутствуют. С целью недопущения нарушений норм права, предусматривающих право гражданина на защиту своих прав и законных интересов, предоставить запрашиваемые сведения не представляется возможным.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО6 согласно медицинской карте стационарного больного , ДД.ММ.ГГГГ поступил в детское ортопедо – травматологическое отделение КГАУЗ «ВКБ » с диагнозом .... По результатам проведенного стационарного лечения пациент ДД.ММ.ГГГГ выписан, что зафиксировано в выписном эпикризе от ДД.ММ.ГГГГ .

После выписки из стационара и до настоящего времени случаев обращения ФИО6 в КГАУЗ «ВКБ » не зарегистрировано.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил, что на момент поступления запроса в учреждение ФИО6 в больнице не находился, основанием для обращения ФИО6 в медучреждение послужило наличие у него заболевания, а не организация военным комиссариатом медицинского освидетельствования с целью первоначальной постановки на воинский учет, в связи чем пришел к выводу о том, что административным ответчиком правомерно отказано в предоставлении военному комиссару сведений, составляющих врачебную тайну, относительно оказания медицинской помощи ФИО6 без согласия пациента, основываясь на требованиях ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

В силу ст. 5 Федерального закона №53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5.1 Федерального закона №53-ФЗ порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее-Положение).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования.

В силу пункта 4 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

В соответствии с пунктом 20 Положения в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

Приказом Министра обороны РФ и Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе» утверждена Инструкция «О порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учет и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учет».

Согласно п.3. Инструкции ежегодно до 5 ноября года, предшествующего первоначальной постановке граждан на воинский учет, военный комиссариат истребует: из медицинских учреждений независимо от форм собственности -

медицинские документы (медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и т.д.) и другие сведения, характеризующие состояние здоровья граждан, подлежащих учету; из диспансеров - списки лиц, состоящих на диспансерном учете, а также переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными и паразитарными болезнями, требующими динамического врачебного наблюдения.

Руководители организаций, независимо от форм собственности, обязаны представить сведения и медицинские документы, указанные в данном пункте, по запросам военных комиссариатов в 2-недельный срок.

Указанными положениями действующего законодательства предусмотрено как право военного комиссариата истребовать из лечебного учреждения документы о состоянии здоровья лица, подлежащего первоначальной постановке на воинский учет, направлять такое лицо на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию, так и обязанность лечебного учреждения, в том числе, представлять в военный комиссариат запрашиваемые сведения о состоянии здоровья указанных лиц.

В судебном заседании представитель истца пояснил, что, несмотря на то, что в запросе просили предоставить медицинское заключение, по результатам рассмотрения запроса КГАУЗ «ВКБ » должно было направить в военный комиссариат сведения о состоянии здоровья ФИО6

Между тем, как следует из представленного в материалы дела запроса, в связи с нахождением ФИО6 на лечении в КГАУЗ «ВКБ » и невозможностью его прибытия в военный комиссариат для проведения первоначальной постановки на воинский учет, военный комиссар просил главного врача лечебного учреждения заполнить медицинское заключение о состоянии здоровья указанного гражданина.

Поскольку на момент поступления запроса гражданин ФИО6 на лечении в КГАУЗ «ВКБ » уже не находился, после выписки из стационара больше в КГАУЗ «ВКБ » не обращался, ФИО6 обратился в лечебное учреждение не в связи с организацией военным комиссариатом медицинского освидетельствования с целью первичной постановки на воинский учет, а в связи с наличием заболевания, учитывая, что для составления медицинского заключения необходимо провести медицинское освидетельствование лица, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии у ответчика оснований для отказа в составлении медицинского заключения в отношении ФИО6

То обстоятельство, что в оспариваемом ответе не содержится сведений о том, что ФИО6 на момент получения запроса уже не находился на лечении в КГАУЗ «ВКБ » само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого ответа, поскольку медицинское заключение не может быть составлено в отсутствие гражданина без проведения его медицинского освидетельствования.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на приведенные выше положения действующего законодательства, согласно которых медицинское учреждение обязано предоставить в военный комиссариат сведения о состоянии здоровья гражданина, подлежащего первоначальной постановке на воинский учет, подлежат отклонению, поскольку в запросе, направленном в адрес КГАУЗ «ВКБ », военный комиссар не просит предоставить сведения о состоянии здоровья ФИО6 либо медицинские документы (медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и т.д.), а предлагает главному врачу заполнить медицинское заключение о состоянии здоровья лица, которое находится на лечении в данном медицинском учреждении.

Ссылка представителя административного истца на п.20 Положения о военно-врачебной экспертизе необоснованна, поскольку положения данного пункта предусматривают необходимость проведения обследования гражданина, по завершении которого составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военно-врачебная экспертиза проводится в целях, в том числе, определения годности к военной службе (приравненной к ней службе).

Пунктом 6 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.

Как усматривается из материалов дела, после выписки ФИО6 из стационара случаев его обращения, в том числе и по направлению военного комиссара, в КГАУЗ «ВКБ » не зарегистрировано.

При таких обстоятельствах, в отсутствие ФИО6, подлежащего медицинскому освидетельствованию, а также с учетом возможного приобретения им иных заболеваний в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата поступления запроса), сведениями о которых КГАУЗ «ВКБ » не располагает, формальный подход к заполнению медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина для целей первоначальной постановки на воинский учет, не допустим.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, однако они не влияют на законность принятого судом решения.

Учитывая, что судом первой инстанции правильно определены имеющие значение для разрешения дела обстоятельства, верно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения, в том числе по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-310 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда г.Владивостока от 24 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий

Судьи

33а-587/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Воен.комиссариат ПК
Ответчики
КГАУЗ "Влад.клин.больница №2"
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Туктамышева Ольга Владимировна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
17.12.2020Передача дела судье
13.01.2021Судебное заседание
09.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2021Передано в экспедицию
13.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее