Дело № 2а-585/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
11 апреля 2019 года г. Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Фроловой О.С.,
при секретаре Востриковой Е.Ю.,
с участием:
административного истца Соколовой О.Л.,
заинтересованных лиц Прокофьевой Р.В., Титовой Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-585/2019 по административному исковому заявлению Соколовой Ольги Леонидовны к Муниципальному отделу по г. Ельцу и Елецкому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о признании действий по приостановлению и отказу изменений основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав незаконными и возложении обязанности,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Соколова Рћ.Р›. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Муниципальному отделу РїРѕ Рі. Ельцу Рё Елецкому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Липецкой области Рѕ признании решения Рѕ приостановлении изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав незаконным Рё возложении обязанности. Требования мотивировала тем, что ей РЅР° праве общей долевой собственности принадлежит 1/3 доля жилого РґРѕРјР°, расположенного РїРѕ адресу: N..., после умершей ДД.РњРњ.ГГГГ матери Р¤РРћ1 Заинтересованному лицу Титовой Рќ.Рљ. принадлежит РЅР° праве общей долевой собственности 1/3 доля указанного жилого РґРѕРјР°, также собственником 1/3 доли РґРѕРјР° является Прокофьева Р .Р’. Решением Елецкого РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Липецкой области исковые требования Р¤РРћ1 Рѕ сохранении жилого РґРѕРјР° РІ перепланированном состоянии Рё признании права общей долевой собственности РЅР° реконструированный жилой РґРѕРј без перераспределения долей удовлетворены РІ полном объеме. 26.11.2018 муниципальным отделом РїРѕ Рі. Ельцу Рё Елецкому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Липецкой области было вынесено Уведомление, согласно которому СЃ 26.11.2018 приостановлены действия РїРѕ изменению основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав РІ отношении здания СЃ кадастровым номером в„–***, расположенного РїРѕ адресу: N.... Единственным основанием Рє приостановлению действий РїРѕ осуществлению изменения основных характеристик объекта недвижимости, является отказ Титовой Рќ.Рљ. РІ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ обратиться СЃ соответствующим заявлением. РџСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным действия Муниципального отдела РїРѕ Рі. Ельцу Рё Елецкому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Липецкой области РїРѕ приостановлению СЃ 26.11.2018 изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав РІ отношении здания СЃ кадастровым номером в„–***, расположенного РїРѕ адресу: N..., оформленные Уведомлением в„–РљРЈР’Р”-001/2018-6674072/2; возложить РЅР° Управление Росреестра РїРѕ Липецкой области обязанность произвести действия РїРѕ изменению основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав РІ отношении здания СЃ кадастровым номером в„–***, расположенного РїРѕ адресу: N....
Определением судьи Елецкого городского суда от 15 марта 2019 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области и в качестве заинтересованного лица Прокофьева Раиса Вячеславовна.
Представитель административных ответчиков в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения административного дела, в материалах дела имеется заявление представителя Управления Росреестра по Липецкой области по доверенностям Ореховой Ю.В. о рассмотрении дела в отсутствие Управления Росреестра по Липецкой области, филиала ФГБУ «ФКП Росрестра» по Липецкой области по имеющимся в деле материалам.
Суд, руководствуясь статьей 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом мнения участников процесса, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административных ответчиков, поскольку суд не признал их явку обязательной, а неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
В судебном заседании административный истец Соколова О.Л. административное исковое заявление поддержала по основаниям, в нем изложенным. Объяснила, что в настоящее время ей отказано в изменении основных характеристик объекта недвижимости – жилого дома без одновременной государственной регистрации прав. Просит признать действия Муниципального отдела по г. Ельцу и Елецкому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области по приостановлению и отказу изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав незаконными и возложить на Управление Росреестра по Липецкой области обязанность произвести действия по изменению основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав в отношении здания с кадастровым номером №***, расположенного по адресу: N....
Участвуя в предварительном судебном заседании, представитель Управления Росреестра по Липецкой области, филиала ФГБУ «ФКП Росрестра» по Липецкой области по доверенностям Орехова Ю.В. административные исковые требования не признала. Объяснила, что органом регистрации прав было принято решение о приостановлении изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на три месяца, поскольку с заявлением об учете изменений спорного объекта недвижимости обратились не все собственники и декларация об объекте недвижимости не была заполнена всеми правообладателями, а именно Титовой Н.К. Административному истцу было рекомендовано устранить причины препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета. Однако данные причины устранены не были в связи с чем 04.03.2019 органом регистрации прав было принято решение об отказе. Считала, что законные интересы Соколовой О.Л. Управлением Росреестра по Липецкой области нарушены не были. Кроме того, административным истцом не было представлено доказательств соблюдения обязательного досудебного порядка, установленного для данной категории споров. Просила административное исковое заявление Соколовой О.Л. оставить без рассмотрения.
Заинтересованное лицо Прокофьева Р.В. в судебном заседании не возражала об удовлетворении административного искового заявления Соколовой О.Л.
Заинтересованное лицо Титова Н.К. в судебном заседании возражала об удовлетворении административного искового заявления Соколовой О.Л., ссылаясь на то, что у Соколовой О.Л. нет прав на жилой дом и земельный участок.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению, при этом суд исходит из следующих обстоятельств.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
РР· материалов дела следует, что вступившим РІ законную силу решением Елецкого РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Липецкой области РѕС‚ 29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР° исковые требования Р¤РРћ1 Рє администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Елец, Титовой Рќ.Рљ., Прокофьевой Р .Р’. Рѕ сохранении жилого помещения РІ перепланированном состоянии, признании права общей долевой собственности РЅР° реконструированный жилой РґРѕРј без перераспределения долей, удовлетворены. Жилой РґРѕРј в„–***, расположенный РїРѕ адресу: N... сохранен РІ перепланированном состоянии. Р—Р° Р¤РРћ1 признано право общей долевой собственности РЅР° 1/3 долю реконструированного жилого РґРѕРјР°, расположенного РїРѕ адресу: N....
Также в резолютивной части решения суда указано, что решение является основанием для внесения изменений в техническую документацию и сведения Единого государственного реестра недвижимости.
ДД.РњРњ.ГГГГ умерла Р¤РРћ1, данное обстоятельство подтверждается свидетельством Рѕ смерти в„–***, выданным 05.03.2018 отделом ЗАГС администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Елец Липецкой области.
Наследником Рє имуществу Р¤РРћ1, умершей 04.03.2018, РІ РІРёРґРµ 1/3 доли РІ праве общей долевой собственности РЅР° жилой РґРѕРј, находящийся РїРѕ адресу: N..., является ее дочь- Соколова Рћ.Р›., которой 05.10.2018 нотариусом нотариального РѕРєСЂСѓРіР° Рі. Елец Липецкой области Бурцевым Р”.Р. было выдано свидетельство Рѕ праве РЅР° наследство РїРѕ закону в„–***.
20.11.2018 Соколова О.Л. и Прокофьева А.В. обратились в ТО филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Липецкой области с заявлениями об осуществлении кадастрового учета и изменении характеристик объекта недвижимости в отношении здания с кадастровым номером №***, расположенного по адресу: N.... К заявлениям были приложены следующие документы: технический план здания, решение Елецкого городского суда от 29.11.2017, технический паспорт жилого дома по состоянию на 02.03.2017, свидетельство о праве на наследство по закону, свидетельство о государственной регистрации права, решение народного суда 1 участка г. Ельца Липецкой области от 29.03.1960.
Муниципальным отделом по г.Ельцу и Елецкому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области было принято решение КУВД-001/2018-6674072/2 от 26.11.2018 о приостановлении, начиная с 26.11.2018, осуществления действий по изменению основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав в отношении здания с кадастровым номером №***, расположенного по адресу: N..., в связи с п. 5 ч. 1 ст. 26 218-ФЗ: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В данном случае отсутствует документ (обращение об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав) от правообладателя Титовой Н.К. в связи с изменением основных характеристик объекта учета. Рекомендовано заполнить декларацию в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 №953 «Требования к подготовке декларации об объекте недвижимости и состав содержащихся в ней сведений», обратиться к кадастровому инженеру для включения в состав технического плана исправленной декларации, обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (ОКС) с КН №*** от правообладателя Титовой Н.К. в связи с изменением основных характеристик объекта учета.
04.03.2019 Муниципальным отделом по г. Ельцу и Елецкому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области было принято решение КУВД-001/2018-6674072/4 об отказе в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав, в связи с не устранением приведенных в уведомлении КУВД-001/2018-6674072/2 от 26.11.2018 причин, препятствующих осуществлению изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав, в том числе: п. 5 ч. 1 ст. 26 218-ФЗ: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
14.02.2019 Соколова О.Л. обратилась в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного учета и государственной регистрации прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области с заявлением об обжаловании решения о приостановлении изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав №КУВД-001/2018-6674072/2 от 26.11.2018.
Решением апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного учета и государственной регистрации прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области №8 от 21.02.2019, в принятии к рассмотрению заявления Соколовой О.Л. об обжаловании решения о приостановлении отказано, поскольку оно представлено с нарушением требований пункта 21 «Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы» (решение о приостановлении изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав №КУВД-001/2018-6674072/2 было выдано 26.11.2018, а заявление направлено в апелляционную комиссию 24.01.2019).
12.03.2019 Соколова О.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением с соблюдением установленного статьей 219 КАС РФ трехмесячного срока.
Приведенные представителем административных ответчиков основания к приостановлению, отказу в удовлетворении заявления Соколовой О.Л., не могут быть признаны судом соответствующими закону.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35).
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу статьи 14 вышеуказанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Пунктом 4 части 2 статьи 15 названного Федерального закона установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно статьи 26 Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если, в том числе: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 часть 1). Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2).
В силу статьи 27 Федерального закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Гражданские права и обязанности могут возникнуть из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (пункт 3 статьи 8 ГК РФ).
Согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что решение о приостановлении и отказ в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав не основан на законе и нарушает права административного истца, установленные вступившим в законную силу решением суда.
РР· материалов дела следует, что административным истцом представлено РЅР° государственную регистрацию решение Елецкого РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Липецкой области РѕС‚ 29.11.2017, вступившее РІ законную силу, которое является основанием для внесения изменений РІ техническую документацию Рё сведения Единого государственного реестра недвижимости.
Коль скоро судебный акт является самостоятельным основанием для внесения изменений в техническую документацию и сведения Единого государственного реестра недвижимости, суд приходит к выводу, что решения Муниципального отдела по г. Ельцу и Елецкому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о приостановлении от 26.11.2018 №КУВД-001/2018-6674072/2 и отказ от 04.03.2019 №КУВД-001/2018-6674072/4, в связи с отсутствием заявления сособственника жилого дома Титовой Н.К., не соответствуют закону и обязывает Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области осуществить государственный кадастровый учет здания с кадастровым номером №***, площадью 111,3 кв.м., расположенного по адресу: N..., без одновременной государственной регистрации прав, в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В связи с чем, довод административного ответчика о необходимости одновременного обращения в регистрирующий орган всех собственников объекта недвижимости - жилого дома №*** по N..., является несостоятельным, сделанным без учета положений действующего законодательства.
Соответственно у государственного регистрирующего органа не имелось оснований для приостановления и отказа в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав, так как заявителем - собственником были представлены все необходимые документы.
Довод представителя административных ответчиков о том, что Соколовой О.Л. не было представлено доказательств соблюдения обязательного досудебного порядка, установленного для данной категории споров, опровергается материалами дела.
Вместе СЃ тем, РІ уведомлении Рѕ приостановлении В«Рзменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав» РЅРµ разъяснен правообладателю СЃСЂРѕРє обращения РІ апелляционную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ, созданную РїСЂРё органе регистрации прав для рассмотрения заявлений РѕР± обжаловании решений Рѕ приостановлении.
Учитывая изложенное, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд указывает на необходимость совершения определенного действия и на срок устранения таких нарушений.
С учетом существа заявленных требований, суд полагает, что административный ответчик должен выполнить возложенную на него обязанность в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Р Р• РЁ Р Р›:
Административное исковое заявление Соколовой Ольги Леонидовны к Муниципальному отделу по г. Ельцу и Елецкому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о признании действий по приостановлению и отказу изменений основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав незаконными и возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконными решения Муниципального отдела по г. Ельцу и Елецкому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области №КУВД-001/2018-6674072/2 от 26.11.2018 о приостановлении изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав и №КУВД-001/2018-6674072/4 от 04.03.2019 об отказе изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области обязанность произвести государственный кадастровый учет здания с кадастровым номером №***, площадью 111,3 кв.м., расположенного по адресу: N..., без одновременной государственной регистрации прав, в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: О.С. Фролова
В окончательной форме решение суда изготовлено 16 апреля 2019 года.