РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2018 года п.Кутулик
Аларский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Худолшеевой В.В. с участием прокурора Фарутина Д.И., представителя ответчика администрации муниципального образования «Аларский район» Остриковой Т.В., при секретаре Васильевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-226/2018 по исковому заявлению прокурора Аларского района об обязании администрации муниципального образования «Аларский район» (далее-МО «Аларский район»), муниципального бюджетного образовательного учреждения «Табарсукская СОШ» (далее - МБОУ «Табарсукская СОШ») оборудовать резервным источником электропитания котельную МБОУ «Табарсукская СОШ» в срок до 01.09.2019.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым требованием.
В обоснование указал следующие обстоятельства.
Прокуратурой Аларского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сферах соблюдения прав и интересов несовершеннолетних, жилищно – коммунального хозяйства проведена проверка общеобразовательных учреждений района.
Установлено, что муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Табарсукская средняя общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Табарсукская СОШ») эксплуатируется котельная, не имеющая резервного источника.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О теплоснабжении» одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно п.17 ст.2 ФЗ «О теплоснабжении» надежность теплоснабжения – характеристика состояния системы теплоснабжения, при которой обеспечивается качество и безопасность теплоснабжения.
Исходя из п.2 ч.5 ст.23 ФЗ «О теплоснабжении» одним из показателей, определяющих безопасность системы теплоснабжения, является бесперебойная работа источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом.
В соответствии с п.1.2.7 главы 1.2 «Электроснабжение и электрические сети» Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.06.2002 № 204 (далее по тексту Правила), котельные относятся к первой категории электроприемников, так как перерыв электроснабжения может повлечь за собой опасность для жизни людей, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства.
Согласно п.1.2.19 Правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
В соответствии со ст.14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны, в том числе, планировать и осуществлять необходимые меры по защите объектов социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 7 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, одним из которых является осуществление мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций; планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проводятся с учетом природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п.5 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом МЧС РФ от 28.02.2003 № 105 опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера может возникнуть в случае аварий на установках, складах, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение), а равно остановка которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (в том числе прекращению обеспечения теплом, электроэнергией и т.д.).
В соответствии с ч.4 ст.5 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания, в том числе и органами местного самоуправления соответствующих социально – экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
В силу п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 названного Федерального закона).
В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу ч. 2 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно п. 7, 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В силу п. «г» ч.2 ст.11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу п.1 ч.1 ст.50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с п.5,6 Устава МБОУ «Табарсукская СОШ» учредителем и собственником ее имущества является муниципальное образование «Аларский район»; функции и полномочия учредителя учреждения и собственника имущества учреждения от имени муниципального образования осуществляет администрация МО «Аларский район».
Эксплуатируемая МБОУ «Табарсукская СОШ» котельная находится в собственности администрации МО «Аларский район», передана в оперативное управление МБОУ «Табарсукская СОШ» и используется для обеспечения теплоснабжения объекта социального назначения – образовательного учреждения.
В нарушение указанных требований котельная МБОУ «Табарсукская СОШ» не оборудована резервными источниками питания, что подтверждается проведенной проверкой.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами законов обязанность по обеспечению МБОУ «Табарсукская СОШ» резервным источником питания на котельной возложена на само учреждение и администрацию МО «Аларский район» как учредителя.
Отсутствие резервного источника питания на котельной, в условиях пониженных температур в зимнее время года, может привести к прерыванию процесса теплоснабжения МБОУ «Табарсукская СОШ», с последующим причинением значительного материального ущерба муниципальному имуществу, нарушению конституционного права несовершеннолетних детей (обучающихся) на получение безопасного образования. Количество несовершеннолетних детей, права которых могут быть нарушены не является постоянным и в силу различных причин меняется. Индивидуализировать указанных лиц не представляется возможным, в связи с чем прокурор обращается в защиту интересов и прав неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры – это единая система, осуществляющая от имени государства надзор за исполнением законов, действующих на территории РФ. В связи с этим укрепление законности и защита государственных интересов признаны основной функцией органов прокуратуры.
Обращение прокурора района с настоящим исковым заявлением обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, направлено на устранение выявленных нарушений закона и профилактику наступления наиболее тяжких последствий, которые могут возникнуть.
Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В судебном заседании прокурор Фарутин Д.И. поддержал заявленный иск и просил суд удовлетворить его по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО «Аларский район» Острикова Т.В. иск прокурора признала, представив письменное заявление.
Представитель ответчика МБОУ «Табарсукская СОШ» в судебное заседание не явился, направили в адрес суда заявление о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит иск, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Признание исковых требований ответчиком не противоречит закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц, что является основанием для его принятия судом.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком и принятие его судом является основанием для принятия решения об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Заявленные прокурором требования поданы в соответствии с предоставленными ему полномочиями, поскольку связаны с защитой законных интересов неопределенного круга лиц.
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии (ч. 1 ст. 28).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (пп. "г" и "ж" п. 2 ст. 11).
Положениями п.17 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что под надежностью теплоснабжения следует понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
Согласно п.2 ч.5 ст.23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" при разработке схемы теплоснабжения должна быть обеспечена безопасность системы теплоснабжения, определяемая следующими показателями: резервирование системы теплоснабжения; бесперебойная работа источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом.
Пунктом 1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, предусмотрено, что электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок.
В силу пункта 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения; второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей; третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Согласно п. 1.2.19. Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204 Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
Согласно ст. ст. 15, 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством РФ. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают, в том числе полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В силу п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с частью 6 данной статьи образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч.2 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Судом установлено, что в соответствии с п.п.5,6 Устава МБОУ «Табарсукская СОШ» учредителем и собственником ее имущества является МО «Аларский район», функции и полномочия учредителя учреждения и собственника имущества учреждения от имени муниципального образования осуществляет администрация МО «Аларский район».
Котельная МБОУ «Табарсукская СОШ» находится в собственности администрации МО «Аларский район», передана в оперативное управление МБОУ «Табарсукская СОШ» и используется для обеспечения теплоснабжения объекта социального назначения – образовательного учреждения.
Данная котельная обеспечивает теплоснабжением МБОУ «Табарсукская СОШ», при этом она не оборудована резервными источниками электроснабжения, что подтверждается информацией комитета по образованию № 762 от 27.06.2018 и не оспаривалось ответчиками.
Отсутствие резервного источника питания в случае аварийной ситуации приведет к чрезвычайным ситуациям, прекращению работы котельной в отопительный период, нарушению прав граждан на защиту жизни, здоровья, причинению значительного материального ущерба муниципальному имуществу, нарушению конституционного права обучающихся на получение безопасного образования, дезорганизации учебного процесса.
Указанные обстоятельства достоверно подтверждены письменными доказательствами по делу и не вызывают сомнения.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Суд признаёт иск прокурора законным и обоснованным, прокурор правомерно просит обязать администрацию МО «Аларский район» и МБОУ «Табарсукская СОШ» оборудовать резервным источником электропитания котельную МБОУ «Табарсукская СОШ», и указанное требование подлежит удовлетворению.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда по требованию прокурора до 01.09.2019.
Согласно п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку исковые требования прокурора, удовлетворенные судом, связаны с защитой нарушенного права неопределенного круга лиц, то он освобождается от уплаты государственной пошлины на основании п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, а государственная пошлина, от уплаты которой не освобожден ответчик, подлежит взысканию с ответчика МБОУ «Табарсукская СОШ» на основании части 1 ст.103 ГПК РФ.
Исходя из имущественного положения ответчика, являющегося муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, суд считает необходимым освободить МБОУ «Табарсукская СОШ» от уплаты государственной пошлины.
Администрации МО «Аларский район» в силу ст. 333.36 п. 1 п.п. 19 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░».
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░ 01.09.2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░