Копия
89RS0007-01-2023-000321-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тарко-Сале 18 мая 2023 г.
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего - судьи Слюсаренко А.В.,
при секретаре судебного заседания Абдуллаевой А.А.,
с участием помощника прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Девятовских А.В.,
представителя ответчика - Администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Суховой А.А., представителя ответчика – муниципального казённого учреждения «Управление городского хозяйства» Артемчука В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-306/2023 по исковому заявлению прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципального казённого учреждения «Управление городского хозяйства» (далее – МКУ «УГХ») о возложении обязанности обустроить земельный участок в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемыми к полигонам складирования снега,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное унитарное предприятие «Дорожно-строительное управление» (далее – МУП «ДСУ»), МКУ «Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пуровского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Пуровский районный суд с названным иском (л.д. 5-8). Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Пуровского района в рамках осуществления надзора за исполнением требований санитарно-эпидемиологического законодательства выявлены нарушения в деятельности МКУ «УГХ», требующие принятия мер прокурорского реагирования. Так, в соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно п.п. 3.1 Устава МКУ «УГХ» одной из целей создания учреждения является выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности и транспортного обслуживания на территории г. Тарко-Сале. На основании п. 3.3.4.1 Устава МКУ «УГХ» в рамках осуществления дорожной деятельности в г. Тарко-Сале на учреждение возложены обязанности по обеспечению содержания автомобильных дорог местного значения. Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми Российской Федерации. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены санитарные правила и нормы СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. Установлено, что МУП «ДСУ» в рамках муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ приняло на себя обязательство по выполнению комплекса работ по содержанию улично-дорожной сети в <адрес>. Срок действия контракта - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Комплекс работ по содержанию улично-дорожной сети включает в себя работы по уборке снега с дорог общего пользования в <адрес> и его вывоз. При этом положениями муниципального контракта не определено точное место вывоза убранного с улично-дорожной сети снега. В рамках выполнения указанного комплекса работ по содержанию улично-дорожной сети в <адрес>, МКУ «УГХ» определено место складирования снега - предоставленный в 2016 году МКУ «УГХ» земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 94 233 кв.м., который расположен в районе городского стадиона в <адрес>. В настоящий момент вывоз снега, убранного с улично-дорожной сети, осуществляется МУП «ДСУ» на указанный земельный участок, который в нарушение требований п. 34 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического благополучия (отсутствует водонепроницаемое покрытие и обваловка сплошным земляным валом). МКУ «УГХ» осуществляет эксплуатацию земельного участка способами, наносящими вред почве, являющейся важнейшим компонентом окружающей среды, поскольку в период схода снежного покрова, отходы, образовавшиеся от таяния снега будут впитываться в почву. С целью устранения выявленных нарушений директору МКУ «УГХ» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, при этом выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, меры, направленные на их устранение, не приняты. Выявленные нарушения оказывают существенное негативное влияние на состояние окружающей среды в <адрес> в целом, а также нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона от 1.1992 № «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор <адрес> просит обязать МКУ «УГХ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, в районе городского стадиона, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемыми к полигонам складирования снега.
Определением Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление принято к производству суда и возбуждено гражданское дело (л.д. 2-4).
ДД.ММ.ГГГГ поступили возражения МКУ «УГХ» на исковое заявление (л.д. 84-87). Доводы возражения мотивированы тем, что истец в соответствии с п. 3.3.4.1 устава в границах <адрес> обеспечивает содержание автомобильных дорог местного значения, для чего по результатам конкурсных процедур ДД.ММ.ГГГГ с муниципальным унитарным предприятием «Дорожно-строительное управление» был заключен муниципальный контракт № на выполнение комплекса работ по зимнему содержанию улично-дорожной сети <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Снег, вывозимый в рамках указанного контракта с улично-дорожной сети, складируется на предоставленном ответчику в постоянное (бессрочное) пользование распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ДР и разграниченном в собственность ответчика приказом Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ДП земельном участке площадью 94 233 кв.м, с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, район стадиона. Согласно п. 34 Санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения. Вместе с тем, как при передаче земельного участка в постоянное пользование ответчику в 2016 г., его разграничении в собственность ответчика в 2018 году, так и в настоящее время на земельном участке отсутствует какой-либо объект недвижимости - площадка, полигон предназначенные для складирования снега, так же отсутствует площадка, отвечающая требованиям п. 34 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, снег складируется непосредственно на грунт. Устав ответчика не содержит соответствующий вид деятельности, предполагающий новое строительство площадки для складирования снега, отвечающей требованиям, предусмотренным п. 34 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, в связи с чем ответчик не вправе в соответствии с п. 3.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» исполнить требование истца, указанное в исковом заявлении, то есть МКУ «УГХ» является ненадлежащим ответчиком. Однако истец в исковом заявлении не приводит доказательств тому, что снег, убираемый и вывозимый с дорог общего пользования в <адрес>, является отходом производства и потребления. На основании изложенного просил в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> отказать в полном объеме.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель <адрес> Сухова А.А. представила возражения на исковое заявление (л.д. 126-130). Доводы возражения мотивированы тем, что на основе отчетов инженерных изысканий и исходных данных выполняется разработка проектной документации, в ходе которой принимаются технические решения с экологически обоснованием на соответствие природоохранному законодательству водовыпуска очищенных сточных вод. Для подтверждения принятых проектных решений требуется прохождение соответствующих государственных экспертиз (проектной документации, экологической). После завершения строительства и подготовки объектов очистки сточных вод к проведению полного комплекса пусконаладочных работ необходимо получить решения о временном предоставлении водного объекта в пользование. На территории <адрес> государственную услугу по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности расположенных на территории автономного округа, в пользование на основании решений предоставлении водных объектов в пользование, осуществляет департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа соответствии с Положением, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П. После проведения пусконаладочных работ и ввода объекта в эксплуатацию, очистные сооружения передаются обслуживающей организации. Данная организация в соответствии Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, обращает в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования за выдачей разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством хозяйственная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалась минимизация поступления загрязняющих веществ в окружающую среду. Следовательно, с целью охраны окружающей среды сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения. В данном случае возможно только при строительстве капитального объекта. На основании Решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил благоустройства территорий населенных пунктов муниципального округа <адрес>» вывоз снега с улично-дорожной сети осуществляется на специально отведенные земельные участки для складирования снежных масс. Вывоз со снегом мусора запрещается. Земельный участок площадью 94 233 кв.м., с кадастровым номером 89:05:020130:40, используется, как полигон предназначенные для складирования снега. Сухой «снежный» полигон должен является объектом капитального строительства, соответственно в отношении требований к устройству такой площадки необходимо провести ряд работ. <адрес> с 2021-2022 гг. предпринимались попытки предусмотреть в проекте бюджета на текущий и плановый период средства на данный объект. Так, согласно приложения к положению о разработке проекта окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период формирование бюджета Ямало-ненецкого автономного округа, утвержденного Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об утверждении Положения о разработке проекта окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период» инвестиционные предложения о финансировании переходящих и новых объектов капитального строительства в рамках адресной инвестиционной программы автономного округа с приложением документов, определенных нормативным правовым актом автономного округа, регулирующим порядок формирования и реализации адресной инвестиционной программы автономного округа формируются до 01 мая текущего года. <адрес> в Департамент строительства и жилищной политики <адрес> сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П для рассмотрения и согласования был направлен паспорт инвестиционного проекта по объекту «Строительство площадки накопления снега в <адрес>, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы». Департаментом транспорта и дорожного хозяйства <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ № направлено на согласование паспорт инвестиционного проекта и техническое задание на проектирование для включения в адресную инвестиционную программу автономного округа в установленном порядке. В настоящее время ответ от Департамента не получен. Таким образом, в настоящее время вопрос обустройства снежного полигона в <адрес> находится в процессе реализации. В силу осуществления данного мероприятия необходимо привлечения окружных финансовых средств, а порядок формирования урегулирован на уровне субъекта. Отметил, что согласно распоряжению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РА «О реализации <адрес> полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования <адрес>» определены уполномоченные структурные подразделения <адрес> по осуществлению вопросов местного значения городского поселения, связанных с осуществлением полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования <адрес>. Согласно п. 1.3 Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики <адрес> обеспечивает и организовывает мероприятия в области строительства, реконструкции объектов, расположенных на территории Тарко-Сале, с учетом нормативов градостроительного проектирования. Муниципальное казенное учреждение «Комитет по строительству и архитектуре <адрес>» создано в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ. Основными функциями учреждения являются, в том числе реализация единой инвестиционной политики <адрес> в сфере капитального строительства (п. 3.2.1 Устава). На основании изложенного, просил в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> отказать. А также, привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - МКУ «Комитет по строительству и архитектуре <адрес>».
Определением Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены – МУП «ДСУ», МКУ «Комитет по строительству и архитектуре <адрес>» (л.д. 152-157).
Третьи лица, - МУП «ДСУ» и МКУ «Комитет по строительству и архитектуре <адрес>» извещённые о дате, месте и времени судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Девятовских А.В. поддержал доводы иска. Полагал, что срок установленный для выполнения мероприятии по обустройству земельного участка под «сухую» свалку до ДД.ММ.ГГГГ является разумным.
Представитель ответчика – <адрес> Суховой А.А. в судебном заседании поддержала доводы возражении. Полагала, что срок установленный для выполнения мероприятии по обустройству земельного участка под «сухую» свалку до ДД.ММ.ГГГГ является коротким и не разумным.
Представитель ответчика – муниципального казённого учреждения «Управление городского хозяйства» Артемчук В.А. в судебном заседании поддержал доводы возражении. Указал, что устав ответчика не содержит соответствующий вид деятельности, предполагающий новое строительство площадки для складирования снега, отвечающей требованиям, предусмотренным п. 34 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, в связи с чем ответчик не вправе в соответствии с п. 3.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» исполнить требование истца, указанное в исковом заявлении, то есть МКУ «УГХ» является ненадлежащим ответчиком.
Судом исследованы представленные истцом письменные доказательства и установлены следующие обстоятельства.
<адрес> в целях проверки исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства выявлены нарушения в деятельности МКУ «УГХ», требующие принятия мер прокурорского реагирования.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ директор МКУ «УГХ» Егурнов П.Н. просил начальника Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> Медведева А.Н. предоставить в постоянное бессрочное пользование земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, район стадиона под размещение площадки для складирования снега. Также просил рассмотреть возможность образовать и предоставить на каком либо из прав пользования земельный участок для устройства съезда и подъездного пути к вышеназванной площадке (л.д. 9).
Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ДР с ДД.ММ.ГГГГ прекращено право Администрации муниципального образования <адрес> постоянного (бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером № расположенным по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, район стадиона, и с ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок предоставлен МКУ «УГХ» в постоянное (бессрочное) пользование (л.д. 10-11).
Приказом Департамента имущественных и земельный отношений <адрес> №-ДП от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 89:05:020130:402, наименование установленного вида разрешенного использования – земельный участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, наименование вида разрешенного использования, устанавливаемое в соответствии с классификатором - предоставление коммунальных услуг (л.д. 12-13).
Согласно п.п. 3.1 Устава МКУ «УГХ» (л.д. 14-31), утвержденного приказом Департамента транспорта, связи и систем жизнеобеспечения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, одной из целей создания учреждения является выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности и транспортного обслуживания на территории <адрес>.
На основании п. 3.3.4.1 Устава МКУ «УГХ» в рамках осуществления дорожной деятельности в <адрес> на учреждение возложены обязанности по обеспечению содержания автомобильных дорог местного значения.
ДД.ММ.ГГГГ между МУП «ДСУ» и МКУ «УГХ» был заключен муниципальный контракт № на выполнение комплекса работ по зимнему содержанию улично-дорожной сети <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-37).
Согласно п. 1.1 указанного контракта, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство в соответствии с техническим заданием, выполнить комплекс работ по зимнему содержанию улично-дорожной сети <адрес>, и сдать выполненные работы заказчику, а заказчик обязуется оплатить за выполненные работы в размере и сроки, предусмотренные условиями настоящего контракта.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ директор МУП «ДСУ» Карташев С.И. обратился к и.о. директора МКУ «УГХ» Гоголина С.А. с просьбой в целях недопущения неблагоприятных последствий в виде неудовлетворительной дорожной обстановки, указать место складирования вывозимых УДС Тарко-Сале снежных масс (л.д. 53).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ направленного на имя директора МКУ «УГХ» Грицюка О.А. директор МУП «ДСА» Карташев С.И. указал, что ранее МУП «ДСУ» обращалось с заявлением об определении места складирования снега, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответ не поступил. В настоящее время, на основании указаний представителей МКУ «УГХ», вывоз снега производится на земельный участок с кадастровым номером №, который не обустроен. Указал, что отсутствие обустроенного места складирования снега не позволит выполнять работы по комплексному содержанию УДС в <адрес> с надлежащим качеством. В связи с вышеизложенным просил, в целях недопущения неблагоприятных последствий в виде неудовлетворительное дорожной обстановки, указать место складирования вывозимых с УДС <адрес> снежных масс (л.д.54).
ДД.ММ.ГГГГ директор МКУ «УГХ» Грицюк О.А. направил на имя директора МУП «ДСУ» Карташова С.А., письмо в котором указал, что в целях исполнения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, складирование снега, убираемого с улиц города, осуществлять на земельный участок с кадастровым номером № (л.д. 55).
ДД.ММ.ГГГГ участок разграничен в собственность муниципального округа <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56-59).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, район стадиона, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности муниципальному округу Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа, с ДД.ММ.ГГГГ находится в постоянном (бессрочном) пользовании у МКУ «УГХ» (л.д. 102-114).
Согласно акту осмотра составленного помощником прокурора <адрес> Девятовских А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, им произведен визуальный осмотр земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, района стадиона. Осмотр произведен в условиях естественного освещения при ясной погоде с использованием фотокамеры мобильного телефона. Осмотром установлено, что в границах земельного участка осуществляется складирование снежных масс. Выгрузка снега осуществляется с помощью грузовых машин и тракторной техники, на кузове которых имеется эмблема МУП «ДСУ». На момент осмотра на земельном участке работало 9 единиц техники. Водонепроницаемое покрытие, сплошная обваловка по периметру земельного участка отсутствует, снегоплавильные установки также отсутствуют (л.д. 60).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> на имя директора МКУ «УГХ» Грицюка О.А. вынесено представление об устранении нарушений закона (л.д. 70-72).
ДД.ММ.ГГГГ главный инженер МКУ «УГХ» Гоголин С.А. направил на имя заместителя прокурора <адрес> Захарова С.С. письмо, в котором указал, что в соответствии с протоколом заседания Экологической комиссии при <адрес> по вопросам охраны окружающей средств в заочной форме № от ДД.ММ.ГГГГ, разработана дорожная карта по вопросу строительства в поселениях <адрес> снежных (сухих) свалок для размещения твердых снежных масс, а том числе вывоза снега образуемого в результате выполнения комплекса работ по содержанию улично-дорожной сети в <адрес>. На сегодняшний день формируется в дальнейшем будет утвержден инвестиционный паспорт. При положительном рассмотрении выделения бюджетных ассигновании на вышеуказанные мероприятия, в 2024 году будут выполнены работы по проектированию, в 2025 – строительно-монтажные работы. Исходя из вышеизложенного МКУ «УГХ» предпринимает все возможные усилия для устранения возможного негативного влияния на состояние окружающей среды в <адрес>.
<адрес> в Департамент строительства и жилищной политики <адрес> сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П для рассмотрения и согласования был направлен паспорт инвестиционного проекта по объекту «Строительство площадки накопления снега в <адрес>, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы» (л.д. 115-116).
Департаментом транспорта и дорожного хозяйства <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес Первого заместителя директора Департамента строительства и жилищной политики автономного округа Власенко С.С. направлено на согласование паспорт инвестиционного проекта и техническое задание на проектирование для включения в адресную инвестиционную программу автономного округа в установленном порядке (л.д. 120-121).
Муниципальное казенное учреждение «Комитет по строительству и архитектуре <адрес>» создано в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ (л.д. 131-139).
Основными функциями учреждения являются, в том числе реализация единой инвестиционной политики <адрес> в сфере капитального строительства (п. 3.2.1 Устава).
Согласно п. 3.4 Устава, учреждение в соответствии с возложенными задачами, осуществляет реализацию бюджетных средств при исполнении полномочий в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса, модернизации объектов образования, в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств (п. 3.4.1 Устава).
Согласно п.3.3.1 Устава Муниципального казенного учреждения «Комитет по строительству и архитектуре <адрес>», он выступает муниципальным заказчиком по организации строительства, реконструкции, модернизации, капитального ремонта объектов жилищно- коммунального хозяйства, спорта, социально-культурной сферы и производственного назначения, находящихся в муниципальной собственности муниципального округа <адрес>.
Изучив доводы иска, исследовав представленные доказательства, заслушав мнение прокурора, ходатайствовавшего об удовлетворении исковых требований, а также позицию участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ).
В силу ст. 4 указанного Закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно положениям, п. 1 ст. 2, ст. 11, 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.
В силу п. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как указано в СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 34 Санитарно-эпидемиологических требовании к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21), собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.
Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в ходе проведения прокуратурой <адрес> проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации установлено, что ответчиком МКУ «УГХ» в полигоне, предоставленному ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, расположенному по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, в районе городского стадиона, с кадастровом номером №, осуществляется складирование снега, при этом на земельном участке отсутствует водонепроницаемое покрытие и обваловка сплошным земляным валом.
К вопросам местного значения в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в муниципальном образовании, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления (преамбула). К общим принципам организации местного самоуправления, получившим закрепление в этом Федеральном законе, относятся и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по видам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов и их прав, связанных с решением вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, а также определение порядка и условий наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
В соответствии с положениями п. 14 ч. 1 ст. 15 и п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно ч. 1.1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению данного вопроса местного значения установлены также отраслевым федеральным законом – Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Статьёй 8 указанного выше Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Поэтому вопросы организации в указанной области обустройства земельного участка в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
В январе 2023 г. прокуратурой Пуровского района проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического закондательства, по результатам которой в деятельности МКУ «УГХ» выявлены нарушения закона.
Как следует из доводов возражений ответчиков, Администрацией Пуровского района Администрацией района с 2021-2022 гг. предпринимались попытки предусмотреть в проекте бюджета на текущий и плановый период средства на данный объект.
Согласно приложения к положению о разработке проекта окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период формирование бюджета Ямало-ненецкого автономного округа, утвержденного Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об утверждении Положения о разработке проекта окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период» инвестиционные предложения о финансировании переходящих и новых объектов капитального строительства в рамках адресной инвестиционной программы автономного округа с приложением документов, определенных нормативным правовым актом автономного округа, регулирующим порядок формирования и реализации адресной инвестиционной программы автономного округа формируются до 01 мая текущего года.
Администрацией Пуровского района в Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного, в соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-П для рассмотрения и согласования был направлен паспорт инвестиционного проекта по объекту «Строительство площадки накопления снега в г. Тарко-Сале, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы».
Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа в письме от ДД.ММ.ГГГГ направлено на согласование паспорт инвестиционного проекта и техническое задание на проектирование для включения в адресную инвестиционную программу автономного округа в установленном порядке.
В настоящее время ответ от Департамента не получен.
Вместе с тем, данные обстоятельства не исключают обязанность ответчиков осуществлять свои полномочия.
Согласно п. 1.2 устава МКУ «УГХ», учреждение создано на основании постановления главы города от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ «О создании муниципального учреждения «Управление городского хозяйства». МКУ «УГХ» входит в состав муниципальной собственности муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа на основании Постановления Администрации Пуровского района №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 2.1 учреждение, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, обособленное имущество на праве оперативного управления, лицевые счета в территориальном органе, печать и тд.
Финансовое обеспечение учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального округа Пуровский район на основании бюджетной сметы, утвержденной учредителем (п. 2.2 устава).
Пунктом 3.1 устава МКУ «УГХ» установлено, что одной из целей создания учреждения является выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности и транспортного обслуживания на территории г. Тарко-Сале, а также возведение и содержание некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности на землях лесного фонда муниципального округа Пуровский район.
Таким образом, МКУ «УГХ» и Администрация Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа являются надлежащими ответчиками по заявленному спору.
Поскольку отсутствие водонепроницаемого покрытия и обволовки сплошным земляным валом на полигоне складирования снега расположенному по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, в районе городского стадиона, с кадастровом номером №, может привести к загрязнению окружающей среды, суд считает, что ответчики обязаны принять меры к обустройству указанного земельного участка в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемыми к полигонам складирования снега.
Статьёй 206 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданских правоотношений.
Поскольку исполнение решения суда напрямую связано с необходимостью соблюдения ответчиками норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд полагает обоснованным и разумным предоставить ответчику срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ
В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Пуровского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░ 1028900857732, ░░░ 8911003762) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░░ 1108911000109, ░░░ 8911024650) ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░-░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░░ 1108911000109, ░░░ 8911024650) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ___