Дело №5-15/2019
Постановление
21 июня 2019 года п.Батецкий
Судья Солецкого районного суда Новгородской области Малышева М.А.,
при секретаре Прокофьевой В.А., по адресу: Новгородская область, Батецкий район, п.Батецкий, ул.Советская, д.52,
с участием законного представителя лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, МУП «Управляющая компания» Савченко А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица - муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания», юридический адрес: <адрес>, <данные изъяты>, к административной ответственности не привлекавшегося,
установил:
13 мая 2019 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Новгородской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Новгородской области ФИО5 составлен протокол №03-43/2019 об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица - муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания». Согласно данному протоколу 10 апреля 2019 года в ходе проведения прокуратурой Батецкого района Новгородской области проверки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами на полигоне хозяйственно-бытовых отходов <адрес> расположенном по адресу: <адрес>, выявлены допущенные МУП «Управляющая компания» нарушения п.п.1, 2 ст.39 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.8 ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 1.23, 2.8, 2.11, 2.14, 2.15, 2.16, 2.17, 2.20 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденной постановлением Минстроя России 05 ноября 1996 года, п.п.4.2, 4.3, 5 Рабочего проекта полигона складирования хозяйственно-бытовых отходов от населения, предприятий и учреждений <адрес>, п.4.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года №35, п.10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 июня 2016 года №505, п.п.86-90 Перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 года №1589-р, а именно: откосы полигона со всех сторон не укрыты инертным материалом; поверхность полигона не укрыта инертным материалом, за исключением северо-западного угла полигона, в северо-западном углу полигона слой инертных материалов не закрывает поверхность слоя отходов; дозиметрический контроль въезжающего транспорта не осуществляется, приборы для осуществления дозиметрического контроля отсутствуют; контрольно-дезинфицирующая установка не функционирует должным образом, заилена; весовой контроль поступающих отходов на полигоне не осуществляется, весы на полигоне отсутствуют; переносное сетчатое ограждение расположено таким образом, что не обеспечивает задержку лёгких фракций отходов (санитарно-защитная зона захламлена отходами); в осушительных канавах, расположенных по периметру полигона, обнаружено большое количество мусора, в том числе автомобильные покрышки, запрещённые к размещению на полигоне; непосредственно на полигоне обнаружены автомобильные покрышки, запрещённые к размещению на полигоне; на полигоне обнаружены места сжигания отходов.
В судебном заседании законный представитель МУП «Управляющая компания» Савченко А.И. вину в совершении данного правонарушения признала в полном объёме, пояснила, что факт наличия выявленных в результате проверки нарушений при эксплуатации полигона ТБО не оспаривает, указанные нарушения были допущены в связи с отсутствием финансовых средств, обязалась их устранить. С учетом необходимости несения значительных материальных затрат на устранение выявленных нарушений, просила снизить размер административного штрафа.
Выслушав пояснения представителя лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 8.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года №226-ФЗ), действующей на момент совершения административного правонарушения, предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденной постановлением Минстроя России 05 ноября 1996 года, на выезде из полигона должна быть контрольно-дезинфицирующая зона с устройством железобетонной ванны длиной 8 м, глубиной 0,3 м и шириной 3 м для дезинфекции колес мусоровозов. Ванна заполняется трехпроцентным раствором лизола и опилками (п.1.23). Промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется грунтом. При складировании ТБО на открытых, незаглубленных картах промежуточная изоляция в теплое время года осуществляется ежесуточно, в холодное время года - с интервалом не более трех суток. Слой промежуточной изоляции составляет 0,25 м (п.2.8). Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров для задержания легких фракций отходов (п.2.11). Регулярной очистке подлежат водоотводные канавы, загрязнения из которых могут попасть в поверхностные воды (п.2.14). Мастер полигона не реже одного раза в декаду проводит осмотр санитарно-защитной зоны и принимает меры по устранению выявленных нарушений (ликвидация несанкционированных свалок, очистка территории и т.д. (п.2.15). На территории полигона категорически запрещается сжигание ТБО и сбор утиля (п.2.16). С целью исключения несанкционированного складирования отходов, содержащих радионуклиды, при поступлении на полигон отходы проходят радиационный дозиметрический контроль. Для этих целей используются геологоразведочные поисковые приборы СРП-68-01 или СРП-88Н (п.2.17). Укрепление наружных откосов полигона должно проводиться с начала эксплуатации полигона по мере увеличения высоты складирования; для защиты от выветривания или смыва грунта с откосов полигона необходимо производить их озеленение (п.2.20).
В соответствии с п.п.4.2, 4.3, 5 Рабочего проекта полигона складирования хозяйственно-бытовых отходов от населения, предприятий и учреждений <адрес> (Книга 1. Пояснительная записка. 2001 год), по периметру всей территории полигона предусмотрено устройство ограждения из сетчатых металлических щитов (панелей) высотой 1,65 м на железобетонных столбах без цоколя. Внутри полигона из таких же щитов устанавливается переносное ограждение. Переносное сетчатое ограждение устанавливается как можно ближе к месту разгрузки и складирования отходов для задержки лёгких фракций отходов. Привезенные отходы не разрешается оставлять на карте без изоляции. Промежуточная изоляция выполняется слоем 0,25 м. Промежуточная изоляция выполняется ежесуточно, сразу после уплотнения ТБО. Необходимо регулярно проводить очистку оградительных каналов.
Из положений п.4.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года №35, следует, что на выезде из полигона предусматривается контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России.
Согласно п.10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 июня 2016 года №505, владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил (т.е. до 14 апреля 2018 года) оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.
Пунктами 86-90 Перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 года №1589-р, предусмотрен перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.
В судебном заседании из пояснений законного представителя юридического лица, письменных материалов дела установлено, что полигон для размещения твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию в 2009 году, расположен на земельном участке с кадастровым номером №, собственником которого является Батецкий муниципальный район Новгородской области; передан на праве хозяйственного ведения МУП «Управляющая компания» на основании постановлений Администрации Батецкого муниципального района Новгородской области №437 от 01 июля 2009 года и №22 от 27 января 2011 года.
МУП «Управляющая компания» осуществляет деятельность по размещению, захоронению отходов на полигоне на основании лицензии от 28 января 2016 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно ч.ч.1-3 ст.21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
09 апреля 2019 года прокурором Батецкого района Новгородской области принято решение о проведении в период с 10 по 15 апреля 2019 года проверки в отношении МУП «Управляющая компания» на основании задания прокуратуры Новгородской области. Цель проверки: определение соблюдения юридическим лицом требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации полигона ТКО, расположенного в <адрес>. Указанное решение своевременно было доведено до сведения руководителя Предприятия, что не оспаривалось представителем юридического лица в судебном заседании.
По результатам проверки, проведенной прокурором Батецкого района Новгородской области с участием специалистов Управления Росприроднадзора по Новгородской области и Управления Роспотребнадзора по Новгородской области, выявлены нарушения МУП «Управляющая компания» пунктов 1.23, 2.8, 2.11, 2.14, 2.15, 2.16, 2.17, 2.20 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденной постановлением Минстроя России 05 ноября 1996 года, п.п.4.2, 4.3, 5 Рабочего проекта полигона складирования хозяйственно-бытовых отходов от населения, предприятий и учреждений <адрес>, п.4.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года №35, п.10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 июня 2016 года №505, п.п.86-90 Перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 года №1589-р, а именно: откосы полигона со всех сторон не укрыты инертным материалом; поверхность полигона не укрыта инертным материалом, за исключением северо-западного угла полигона, в северо-западном углу полигона слой инертных материалов не закрывает поверхность слоя отходов; дозиметрический контроль въезжающего транспорта не осуществляется, приборы для осуществления дозиметрического контроля отсутствуют; контрольно-дезинфицирующая установка не функционирует должным образом, заилена; весовой контроль поступающих отходов на полигоне не осуществляется, весы на полигоне отсутствуют; переносное сетчатое ограждение расположено таким образом, что не обеспечивает задержку лёгких фракций отходов (санитарно-защитная зона захламлена отходами); в осушительных канавах, расположенных по периметру полигона, обнаружено большое количество мусора, в том числе автомобильные покрышки, запрещённые к размещению на полигоне; непосредственно на полигоне обнаружены автомобильные покрышки, запрещённые к размещению на полигоне; на полигоне обнаружены места сжигания отходов.
Данный факт подтверждается представленными материалами, а именно: сообщением прокурора Батецкого района Новгородской области от 24 апреля 2019 года, актом проверки прокурора Батецкого района Новгородской области от 15 апреля 2019 года, справкой главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Новгородской области от 15 апреля 2019 года, фототаблицей от 10 апреля 2019 года, справкой заведующего отделением коммунальной гигиены от 11 апреля 2019 года, справками МУП «Управляющая компания» от 11 апреля 2019 года, не оспаривался представителем Предприятия в судебном заседании.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы представителя МУП «Управляющая компания» о том, что выявленные нарушения допущены в связи с отсутствием достаточного финансирования на проведение необходимых мероприятий по надлежащему оборудованию полигона, голословны, объективно ничем не подтверждены, а потому данное обстоятельство не свидетельствует о том, что у Предприятия отсутствовала возможность для исполнения обязанности по оборудованию полигона, когда им были приняты достаточные и все зависящие от него меры для исполнения такой обязанности, а, следовательно, об отсутствии состава административного правонарушения в действиях юридического лица.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что указанное правонарушение совершено юридическим лицом 10 апреля 2019 года, то есть до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом №141-ФЗ от 17 июня 2019 года, судья квалифицирует действия МУП «Управляющая компания» по ст.8.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года №226-ФЗ) как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии со ст.2.10 КоАП РФ МУП «Управляющая компания» подлежит привлечению к административной ответственности как юридическое лицо.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя юридического лица, каких-либо возражений, замечаний на него от заинтересованного лица не поступило, протокол не оспаривался.
Санкция статьи 8.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судья признаёт обстоятельствами, смягчающими административную ответственность МУП «Управляющая компания» в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ, полное признание вины, совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судья не усматривает.
При назначении наказания в соответствии со ст.ст.4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ судья учитывает характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и полагает целесообразным назначить ему наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
Оценивая доводы представителя юридического лица об уменьшении размера административного штрафа, судья находит их несостоятельными и при назначении наказания не усматривает оснований для применения положений п.п.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, учитывая отсутствие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9-29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать юридическое лицо - муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года №226-ФЗ), и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Новгородской области (Управление Росприроднадзора по Новгородской области), расчетный счёт № Отделение Новгород г.Великий Новгород, БИК <данные изъяты>.
Назначенный административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет административную ответственность по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд Новгородской области или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток с момента получения или со дня вручения копии мотивированного постановления.
Судья Солецкого районного суда М.А.Малышева
Мотивированное постановление изготовлено 21 июня 2019 года.
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 19 июня 2019 года.
Судья Солецкого районного суда М.А.Малышева