Решение по делу № 33а-2196/2018 от 13.04.2018

Докладчик Орлова И.Н. Дело №33а-2196/2018

Судья Огородников Д.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 мая 2018 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Карлинова С.В., судей Смирновой Е.Д., Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к администрации г.Алатырь Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры по организации мероприятий по охране окружающей среды, поступившее по апелляционной жалобе администрации г.Алатырь Чувашской Республики на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 13 февраля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия

установила:

Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации г.Алатырь Чувашской Республики, в котором, с учетом последующего уточнения, просил признать незаконным бездействие администрации г.Алатырь Чувашской Республики в части непринятия мер по исполнению представления Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений требований законодательства от 03 июля 2017 года и принятию мер по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа путем сбора и вывоза от неканализованной части городского округа отходов (осадков) из выгребных ям на сливные станции в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утв.Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года № 4690-88 и СП 32.13330.2012 «Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85», утв. приказом Министерства регионального развития России от 29 декабря 2011 года № 635/11, а также возложить на администрацию г.Алатыря Чувашской Республики в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по охране окружающей среды в границах городского округа путем сбора и вывоза от неканализованной части городского округа отходов (осадков) из выгребных ям на сливные станции в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утв.Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года № 4690-88 и СП 32.13330.2012 «Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85», утв. приказом Министерства регионального развития России от 29 декабря 2011 года № 635/11.

Требования мотивированы тем, что проведенной Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой на предмет исполнения законодательства об охране окружающей среды при обращении с жидкими бытовыми отходами (далее ЖБО) на территории г.Алатыря установлено, что постановлением администрации г.Алатыря № 1097 от 23 октября 2017 года МУП «Водоканал» г.Алатыря определено гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории г.Алатыря. Одним из видов деятельности данного предприятия является прием и отвод сточных вод, удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность, для чего используются очистные сооружения канализации, закрепленные за предприятием на праве хозяйственного ведения договором от 22 октября 2014 года. 538 частных домовладения г.Алатыря не подключены к централизованной системе водоотведения города. Сбор ЖБО на неканализованной части города осуществляется ИП ФИО14 и ИП ФИО14 с которыми МУП «Водоканал» г.Алатыря заключены договоры № ФИО14 от 13 января 2016 года и № ФИО14 от 11 февраля 2016 года на прием сточных вод. Приемом места стоков определен канализационный коллектор, расположенный на очистных сооружениях. Также МУП «Водоканал» г.Алатыря осуществляется прием ЖБО от КУ ФИО14 на основании договора от 31 января 2017 года № ФИО14 Однако, у предприятия сливные станции отсутствуют, ЖБО сливаются в канализационный коллектор на очистных сооружениях без соблюдения соответствующих требований и стандартов, что создает опасность приведения в негодность систем водоотведения в результате сбора запрещенных веществ, и как следствие угрозу санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности населения. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем выполнении администрацией г.Алатыря своих полномочий по организации мероприятий по охране окружающей среды и водоотведения от неканализированных домов и организаций, поскольку сливные станции не создавались и не передавались в пользование МУП «Водоканал» г.Алатыря. По указанным фактам прокуратурой 03 июля 2017 года в адрес главы администрации г.Алатыря было внесено представление, однако реальных мер по устранению действующего законодательства принято не было.

В судебном заседании суда первой инстанции помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской Республики Калачян К.Ю. требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации г.Алатыря Чувашской Республики и заинтересованного лица Управления градостроительства и городского хозяйства администрации г.Алатыря Чувашской Республики Веряскин Е.Н. в удовлетворении административного иска просил отказать.

Представители заинтересованных лиц Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике, МУП «Водоканал» г.Алатыря в судебном заседании не присутствовали. Ранее, участвуя в судебном заседании представитель МУП «Водоканал» г.Алатыря Сорокина Ю.В. требования не признала, указав, что в настоящее время все нарушения устранены. Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в направленном в адрес суда ходатайстве просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 13 февраля 2018 года административный иск удовлетворен.

Не согласившись с данным решением, администрация г.Алатырь Чувашской Республики подала апелляционную жалобу на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на отсутствие бездействия по неисполнению представления ввиду его рассмотрения на планерном совещании 19.09.2017, отсутствие реальной возможности исполнить требование прокурора ввиду финансирования исключительно за счет средств местного бюджета в размерах, утвержденных решением Собрания депутатов города Алатыря на очередной финансовый год. В целях оказания услуг населению администрация г.Алатырь учредила МУП «Водоканал» г.Алатыря, наделив его полномочиями по решению вопросов водоснабжения и водоотведения. Сведения о невозможности исполнения МУП «Водоканал» г.Алатыря своих обязательств либо об отказе от исполнения обязательств в материалах дела отсутствуют. Судом необоснованно возложена обязанность по принятию мер по организации сбора и вывоза от неканализованной части городского округа отходов(осадков) из выгребных ям на сливные станции на администрацию г.Алатырь.

В суде апелляционной инстанции помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской Республики Калачян К.Ю. возражала против доводов апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято два вида решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Соответственно, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца. В иных случаях принимается решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в числе прочего, соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В силу ст. 34 того же закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ст. 43.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

Статья 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее также ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) предусматривает, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Уставом города Алатырь, утвержденным Собранием депутатов г.Алатырь от 08.11.2005, определено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах города Алатырь электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации(п.4 ч.1 ст. 7), организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Алатырь(п.11 ч.1 ст. 7).

Исходя из ч. 1 ст. 34 и ч. 1 ст. 37 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.п. 4, 11, 25 ч.1 ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, п. 1 ст.8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» организация в границах городского поселения вопросов водоотведения относится к вопросам местного значения городского поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с пунктом 3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года № 4690-88, жидкие бытовые отходы от населения следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации.

Требования к сливным станциям установлены пунктами 6.10.1-6.10.4 «СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85», утв. приказом Министерства регионального развития России от 29 декабря 2011 года № 635/11.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции в ходе прокурорской проверки с привлечением Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике установлено, что на территории г.Алатырь ЖБО отходы, сбор которых осуществляется ИП Кубыркиным А.К., ИП Кочиным А.В., МУП «Водоканал» г.Алатыря, сливаются в канализационную сеть без указанных норм и правил, ввиду отсутствия сливных станций, отсутствия на территории очистных сооружений канализации оборудования по помывке цистерн, несоответствия имеющейся приемной камеры очистных сооружений канализации требованиям, предъявляемым к сливным станциям, нарушения спуска, выгрузки ЖБО из спецавтотранспорта напрямую в приемную камеру, что негативно может сказаться на санитарно-эпидемиологической и экологической обстановке в городе, поскольку могут быть сброшены запрещенные в централизованные системы водоотведения вещества(материалы), угрожающие работоспособности систем водоотведения.

По выявленным нарушениям Чебоксарским межрайонным природоохранным прокурором внесено в адрес главы администрации г.Алатырь представление от 03.07.2017 № 03-07-2017 об устранении нарушений требований федерального законодательства.

По результатам рассмотрения указанного представления администрацией г.Алатырь на совещании, состоявшемся 19.09.2017, установлено, что проектом очистных сооружений канализации не предусматривалось оборудование сливных станций для приема и спуска в канализационную сеть жидких отбросов из неканализованных домовладений. В настоящее время организовано место для приема жидких бытовых отходов и оборудована площадка с рукавом для промывки водой ассенизационных машин в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. Ведется работа по корректировке должностных инструкций оператора сооружения по удалению осадка с учетом расширения зоны обслуживания. За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей главному инженеру Тремасову А.В. объявлено замечание.

Разрешая заявленные требования судом первой инстанции установлено, что собственником канализационных сетей и очистных сооружений является администрация г.Алатырь.

Согласно ч.2 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Постановлением администрации г.Алатырь от 23.10.2014 № 1097 определена гарантирующая организация для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории г.Алатырь - МУП «Водоканал» г.Алатыря.

22 октября 2014 года между отделом имущественных и земельных отношений администрации г. Алатыря и МУП «Водоканал» г.Алатыря заключен договор о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения.

Удовлетворяя заявленные требования прокурора и возлагая на администрацию г.Алатыря Чувашской Республики в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по охране окружающей среды в границах городского округа путем сбора и вывоза от неканализованной части городского округа отходов (осадков) из выгребных ям на сливные станции суд первой инстанции исходил из того, что сливные станции в перечне передаваемого муниципального имущества отсутствуют, в связи с чем, МУП «Водоканал» г.Алатыря принять меры по водоотведению путем организации удаления ЖБО от неканализованной части муниципального образования на сливные станции исполнить не может, указав при этом, что мероприятия по охране окружающей среды в силу прямого указания закона являются полномочием местного значения городского округа(п.11 ч.1 ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Судебная коллегия находит указанный вывод суда верным.

Согласно п.п. 1, 2 ст.295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Учитывая, что специально оборудованное место(сливная станция) для слива, спуска ЖБО в существующую систему централизованного водоотведения собственником имущества не создавалось, МУП «Водоканал» г.Алатыря для эксплуатации и обслуживания не передавалось, исполнение указанной обязанности подлежит возложению на орган местного самоуправления.

Доводы апелляционной жалобы о рассмотрении представления прокурора на планерном совещании 19.09.2017, отсутствие реальной возможности исполнить требование прокурора ввиду отсутствия финансирования не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке также не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу администрации г.Алатырь Чувашской Республики на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 13 февраля 2018 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий С.В. Карлинов

Судьи И.Н. Орлова

Е.Д. Смирнова

33а-2196/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
администрация г. Алатырь
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Орлова И.Н.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
13.04.2018[Адм.] Передача дела судье
14.05.2018[Адм.] Судебное заседание
17.05.2018[Адм.] Передано в экспедицию
17.05.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее