Дело № 2а-3581/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июня 2017 года г.Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Касимовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Желнина ВА к Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики о признании незаконными действий, возложении обязанности устранить нарушение права,
у с т а н о в и л:
Желнин В.А обратился в суд с административным иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики об оспаривании действий Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики по включению в Список пострадавших участников строительства. Требования мотивированы следующим.
Иск мотивировал тем, что 16.12.2016 он обратился в Минстрой УР с заявлением о включении в Список пострадавших участников строительства, письмом от 27 декабря 2016 года Минстрой сообщил ему о том, что он включен в Список, однако, для дальнейшего формирования списка на конкурс необходимо указание суммы средств, внесенных пострадавшим участником строительства объекта, признанных судом и подтвержденных первичными бухгалтерскими документами, а в представленном заявителем приговоре Индустриального районного суда г.Ижевска от 27.10.2016 по делу № <номер> размер материального ущерба, признанного к возмещению, в отношении него не определен. Административный истец полагает, что им представлены все необходимые документы, поэтому данные действия Минстроя являются незаконными, нарушающим его право на получение мер по защите прав пострадавших участников строительства, ссылаясь на то, что им был представлен полный пакет документов, установленный постановлением Правительства УР.
В ходе рассмотрения дела административным истцом предмет иска неоднократно изменялся (ст.46 КАС РФ), окончательно был сфоромулирован следующим образом:
1) признать действия Минстроя УР незаконными, нарушающими права и законные интересы истца;
2) включить Желнина В.А. с список пострадавших участников долевого строительства от действий недобросовестного застройщика, с указанием суммы, согласно представленных первичных бухгалтерских документов, а также указание площади жилого помещения по договору долевого участия в строительстве.
Истец в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании указывал, что нарушение своих прав видит в том, что Минстрой УР требует с него еще какие-то документы, хотя у него есть квитанция к приходному кассовому ордеру на сумму 1487680 руб. и в приговоре Индустриального районного суда г.Ижевска от <дата> по делу № <номер> также указано, что ему причинен ущерб в особо крупном размере – 3500000 руб.
Представитель административного ответчика Степанова М.М., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что Желнин В.А. включен в список пострадавших участников долевого строительства, все необходимые сведения в этом списке в отношении него внесены. В дальнейшем же, при формировании Списка на конкурс, действительно, ему понадобится представитель решение суда, где был бы установлен размер его требований. Приговор Индустриального районного суда г.Ижевска от <дата> по делу № <номер> в отношении Желнина В.А. таких сведений не содержит.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
<дата> Желнин В.А. обратился в Минстрой УР с заявлением о включении в Список пострадавших участников строительства.
Письмом от <дата> года № <номер> Минстрой УР сообщил Желнину В.А. о том, что он включен в Список пострадавших участников строительства. Для дальнейшего формирования списка на конкурс необходимо указание суммы средств, внесенных пострадавшим участником строительства объекта, признанных судом и подтвержденных первичными бухгалтерскими документами, а в представленном заявителем приговоре Индустриального районного суда г.Ижевска от <дата> по делу № <номер> размер материального ущерба, признанного к возмещению, в отношении него не определен.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным истцом оспариваются действия ответчика при включении в Список, содержащийся в письме Минстроя УР, с соблюдением установленного срока:
- дата оспариваемого письма – <дата>, дата подачи иска – <дата>.
Рассматривая требования административного истца по существу, суд исходит из нижеследующего.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.9 ст.226 КАС РФ Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п.11 ст.226 КАС РФ Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, для признания судом незаконным решения органов гос. власти необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом, удовлетворение требований административного истца возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Отношения, связанные с предоставлением поддержки гражданам, пострадавшим от деятельности недобросовестных застройщиков на территории Удмуртской Республики, регулируются Законом Удмуртской Республики от 08 июля 2014 года №42-РЗ «О мерах по защите прав граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Удмуртской Республики, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков» (далее по тексту – Закон УР №42-РЗ).
Статьей 1 данного Закона определён предмет его регулирования – защита прав и законных интересов граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Удмуртской Республики, перед которыми организациями, осуществлявшими строительство указанных многоквартирных домов, не исполнены обязательства по строительству и (или) передаче им жилых помещений в собственность.
При этом меры по защите прав пострадавших участников строительства предоставляются только гражданам, включенным в соответствии с настоящим Законом в Список (ч.1 ст.6 Закона УР №42-РЗ).
Уполномоченным органом по организации и обеспечению предоставления мер по защите прав граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов на территории УР, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков, определено Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР (п.1 Постановления Правительства УР от 18 августа 2014 года №320 «О реализации Закона Удмуртской Республики от 08 июля 2014 года №42-РЗ «О мерах по защите прав граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Удмуртской Республики, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков», далее по тексту – Постановление №320).
В целях реализации Закона УР №42-РЗ подпунктом 4 пункта 2 Постановления №320 утверждён Порядок формирования и ведения Списка пострадавших участников строительства (далее по тексту – Порядок).
В силу пункта 5 Порядка, уполномоченный орган формирует Список в соответствии с хронологической последовательностью подачи пострадавшими участниками строительства заявления о включении в Список по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Пунктом 6 Порядка определён перечень документов, необходимых для предоставления с заявлением в уполномоченный орган для принятия решения о приёме или отказе в их приёме, которое принимается в трёхдневный срок со дня их поступления.
Право обжалования данного решения в порядке, установленном федеральным законодательством, закреплено в пункте 10 Порядка.
В соответствии с п.15 указанного Порядка… в Список вносятся сведения:
1) о заявителе: фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания), данные паспорта гражданина Российской Федерации;
2) о документах, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка, на основании которых пострадавший участник строительства включается в Список;
3) о документах, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения пострадавшему участнику строительства;
4) о документах, подтверждающих внесение пострадавшим участником строительства денежных средств для строительства многоквартирного дома;
5) о размере удовлетворения требований в рамках конкурсного производства.
В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ, По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
3. В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:
1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, на оспариваемом этапе реализации Закона УР №42-РЗ административный истец Желнин В.А. был включен ответчиком в Список пострадавших участников строительства по форме согласно приложению под номером 285. Все указанные в п.15 Правил… сведения в отношении Желнина В.А. в Список внесены. Внесение каких-либо дополнительных сведений в Список действующим законодательством не предусмотрено. Таким образом, на оспариваемом этапе реализации Закона УР №42-РЗ действия Минстрой УР по включению Желнина В.А. в Список пострадавших участников строительства нельзя признать незаконными, нарушающими его права и законные интересы, что исключает удовлетворение его требований в полном объеме.
На основании изложенного, исковые требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск Желнина ВА к Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики о признании незаконными действий, возложении обязанности устранить нарушение права оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Ижевска.
Решение в окончательной форме вынесено судьей 07 июня 2017 г. Судья Кузнецова Н.В.