В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-4177
УИД: 36RS0006-01-2020-002526-97
Строка № 068 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Воронеж 13 июля 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Глазовой Н.В.,
судей Квасовой О.А.,Кузнецовой Л.В.,
при секретаре Макушевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
гражданское дело № 2-64/2021 по иску Зиминой Оксаны Павловны к УПФР в г. Воронеже о включении в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости с1 июня 2017 г.
по апелляционной жалобе Зиминой Оксаны Павловны
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 14 января 2021 г.
(судья райсуда Панин С.А.),
У С Т А Н О В И Л А:
Зимина О.П.обратилась в суд с вышеуказанным иском к УПФР в г. Воронеже указав, что решением ответчика № от 29 марта 2019 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии – 30 лет. Не согласившись с решением ответчика, Зимина О.П. просит обязать УПФР в г. Воронеже применить льготный порядок исчисления специального стажа 1 год как один год 6 месяцев к следующим периодам трудовой деятельности: с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г.,c 1 января 2002 г. по 11 ноября 2002 г., с 12 ноября 2002 г. по 10 января2005 г., с 13 февраля 2005 г. по 31 мая 2005 г., с 26 июня 2005 г. по 9 января 2006 г., с 4 февраля 2006 г. по 31 мая 2006 г., с 1 июля 2006 г. по 7 января 2007 г., с 7 февраля 2007 г. по 13 февраля 2007 г., с 21 февраля 2007 г. по 1 октября2007 г., с 17 января 2008 г. по 18 мая 2018 г.в должности медицинской сестры в травматологическом отделении военного госпиталя в войсковой части 74002 (в настоящее время ФГКУ «416 Военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации); признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; обязать УПФР в г. Воронеже назначить Зиминой О.П. досрочную страховую пенсию по старости с 1 июня 2017 г. на льготных условиях и льготных размерах (л.д. 4-9 т. 1).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 14 января2021г.в удовлетворении исковых требований Зиминой О.П. отказано (л.д. 181, 182-186 т. 1).
В апелляционной жалобе Зиминой О.П. ставится вопрос об отмене решения судакак незаконного и необоснованного, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неверной оценкой представленных доказательств, принятиипо делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме (л.д. 205-206 т. 1).
В суде апелляционной инстанцииЗимина О.П. и ее представитель по доверенности Шишкин П.А. поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просят решение суда отменить.
Представитель УПФР в г. Воронеже по доверенности Калинина О.И. считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ФГКУ «416 военный госпиталь» Минобороны России просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В связи с чем, судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением УПФР в г. Воронежа № 190000023141/985237/18 от 29 марта 2019 г. Зиминой О.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии – 30 лет.
При этом в специальный стаж истца не включены в льготномисчислении 1 год как один год 6 месяцев периоды трудовой деятельности: с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г.,c 1 января 2002 г. по 11 ноября 2002 г., с 12 ноября 2002 г. по 10 января 2005 г., с 13 февраля 2005 г. по 31 мая 2005г., с 26 июня 2005 г. по 9 января 2006 г., с 4 февраля 2006 г. по 31 мая 2006 г., с 1 июля 2006 г. по 7 января 2007 г., с 7 февраля 2007 г. по 13февраля2007г., с 21 февраля 2007 г. по 1 октября 2007 г., с 17 января 2008 г. по 18 мая 2018 г. в должности медицинской сестры в травматологическом отделении военного госпиталя в войсковой части 74002 (в настоящее время ФГКУ «416 Военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворениизаявленных исковых требований, суд первой инстанцииисходил из того, что указанныеспорные периоды работы не могут быть зачтены истцу в льготном исчислении, посколькув соответствии с действующим в спорные периоды времени законодательством должность медицинской сестры, медицинской сестры палатной не относились к числу должностей, работа в которых дает право на льготное исчисление специального стажа.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иной деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, установлены пунктом20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который сохраняет ранее установленные правила назначения такой пенсии.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применениемправил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшимпри назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом "н" п. 1, п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения вучреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого ипятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Действующий с 1 ноября 1999 г. Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, предусматривает возможность зачета выслуги в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. В названном Приложении указаны: операционные медицинские сестры, включая старших, медицинские сестры перевязочных (в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом) в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 11, 14, 15, 20, 21, 28 - 31 Списка.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.N 781, установлено, что право на льготное исчисление специального стажа предоставлено операционным медицинским сестрам, включая старших, медицинским сестрам перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
Таким образом, законодательство предусматривает возможность льготного исчисления (год работы за год и шесть месяцев стажа) периодов работы в медицинских учреждениях, применительно к рассматриваемому спору, при наличии одновременно нескольких условий: работа должна протекать в подразделениях, указанных в перечне, на соответствующих должностях, указанных в нем же, и работа по занимаемой должности должна выполняться постоянно в течение полного рабочего дня.
Из представленных в материалы дела доказательств следует и судом установлено,чтоЗимина О.П. 18 января 1992 г. принята на должность медицинской сестры травматологического отделения в войсковую часть 74002, 1 января 2015 г. переведена на должность медицинской сестры палатной травматологического отделения, 18 мая 2018 г. уволена по собственному желанию в соответствии с п.3 ст. 77 ТК РФ; 23 мая 2018 г. принята на должность медицинской сестры палатной (постовой) медицинского пункта в ФГКВОУ «Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А Гагарина» МО РФ, где работает по настоящее время.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Зиминой О.П., сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета, в разделе "Условия для досрочного назначения трудовой пенсии" за спорные периоды указаны основания (коды), относящиеся к лечебной и иной работе по охране здоровья населения в городах (27-ГД), а не работе хирургического профиля (л.д. 93-99 т. 1).
Таким образом, работодателем не подтвержден льготный характер работы истца в спорные периоды. Доказательств того, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются недостоверными, в материалах дела не имеется.
Согласно справке, уточняющей особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения льготных пенсий, выданной истице ФГКУ «416 Военный госпиталь» МО РФ от 21 января 2019 г., ее работа в спорный период подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, всоответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. на общих основаниях. Данных о том, что спорный период работы подлежит включению в льготном исчислении как один год и шесть месяцев, работодатель в справке не указывает (л.д. 21 т. 1).
Ссылка истца на составленную ею на имя работодателя пояснительную записку, удостоверенную врио начальника госпиталя от 16 марта 2018 г., о том, что на протяжении всего времени работы в травматологическом отделении трудовая деятельность Зиминой О.П. была связана с наложением гипсовых повязок, также имел место допуск к работе с обезболивающими наркотическими веществами (л.д. 22 т. 1), обоснованно не принята судомво внимание, поскольку пояснительная записка истца не заменяет и не подменяет выдаваемую работодателем уточняющую справку и изложенные в ней сведения не подтверждаются какими-либо иными доказательствами. Из представленных в материалы дела документов следует, что работа истца осуществлялась именно в должности медицинской сестры и медицинской сестры палатной. В спорные периоды работы она не занимала должности операционной медсестры, либо медсестры перевязочной. При этом доказательств того, что в спорный период работы истца в должности медсестры палатной в травматологическом отделении она выполняла функции медсестры перевязочной в травматологическом отделении постоянно, в течение полного рабочего дня и в течение всего спорного периода работы, как и доказательств того, что выполняемые истцом должностные обязанности медицинской сестры палатной и медицинской сестры перевязочной в спорные периоды были идентичны, либо совмещения указанных должностей, истцом не представлено и в материалах дела не имеется. Поэтому доводы апелляционной жалобы в указанной части нельзя признать состоятельными.
Ввиду отсутствияотвечающих требованиях об относимости и допустимости доказательств, свидетельствующих о том, что работа истца в спорные периоды с 1 ноября 1999 г. по 18 мая 2018 г. осуществлялась в течение полного рабочего дня на должности операционной медицинской сестры или медицинской сестры перевязочной, предусмотренной Перечнем, представляется верным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам по делу, подтверждающимся имеющимися в материалах дела доказательствами, оцененными судом в достаточной степени, и согласуются с вышеприведенными нормами материального права.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, представленные доказательства оценены судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и им дана надлежащая правовая оценка, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, сводятся к субъективному толкованию норм материального права, и переоценке представленных доказательств, не содержат каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности постановленного решения, и не могут повлечь его отмены.
С учетом изложенного, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерацииоснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 14 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Зиминой Оксаны Павловны – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированного апелляционное определение изготовлено 23.07.2021 г.