Дело №2-596/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2022 года г.Красноперекопск
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Савченко А.С.,
при секретаре - Храпон Ю.А.
с участием:
истца – помощника прокурора Красноперекопской межрайонной прокуратуры Республики Крым – ФИО4,
представителя ответчика - Управления образования и молодежи администрации <адрес> - ФИО5,
представителя ответчика – МБОУ Магазинский УВК - ФИО6,
госорган дающий заключение - территориальный одел по Северному Крыму Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и г.ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда <адрес> Республики Крым с ведением аудиопротоколирования гражданское дело по иску зам. прокурора Красноперекопской межрайонной прокуратуры Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Магазинский УВК» муниципального образования <адрес> Республики Крым, Управлению образования и молодежи администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, филиал ФБУЗ «ЦГиЭ Республики Крым и г.ф.з.Севастополя» Джанкойского, Красногвардейского, Красноперекопского, <адрес>х, госорган дающий заключение - территориальный отдел по Северному Крыму Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и <адрес> о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ зам. прокурора Красноперекопской межрайонной прокуратуры Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Магазинский УВК» муниципального образования администрации <адрес> Республики Крым (далее МБОУ Магазинский УВК), администрации <адрес> Республики Крым, Управлению образования и молодежи администрации Красноперекопского Республики Крым (далее Управление) в котором просил обязать Администрацию и Управление образования администрации <адрес> Республики Крым профинансировать мероприятия по устранению МБОУ «Магазинский УВК» нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся, а МБОУ Магазинский УВК обязать устранить нарушения Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21».
Иск мотивирован тем, что согласно экспертного заключению по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований, испытаний от 04.05.2022г. установлено, что в МБОУ Магазинский УВК питьевая вода, подаваемая в школу, не соответствует СанПин ДД.ММ.ГГГГ-2110 по санитарно-химическим показателям: общая минерализация (сухой остаток), жесткость.
31.05.2022г. прокуратурой в адрес ответчиков внесено представление об устранении нарушений в области санитарно-эпидемиологии, которые ответчиками не устранены. Данные нарушения нарушают права и законные интересы находящихся там детей, а Управление образования администрация <адрес> и администрация <адрес> Республики Крым не обеспечивают финансирование внебюджетного учреждения для данных целей, чем ставят под угрозу жизнь и здоровье обучающихся там детей.
Протокольно определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 02.08.2022г. к участию по делу в качестве третьего лица привлечено Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Протокольно определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 26.09.2022г. к участию по делу в качестве органа дающего заключение по делу привлечено территориальный одел по Северному Крыму Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и <адрес>.
В судебном заседании представитель истца – ст. помощник прокурора Красноперекопской межрайонной прокуратуры Республики Крым ФИО4 заявленные исковые требования поддержала и настаивала на удовлетворении по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика – МБОУ Магазинский УВК ФИО6 просила иск удовлетворить. Пояснила, что финансирования расходов на очистку воды запланированы в бюджете на 2023г. и водоснабжение в учебное заведение поставляется из собственной скважины.
Представитель ответчика начальника Управления образования администрации <адрес> ФИО5 просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика - администрации <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащем образом, ходатайств об отложении рассмотрении дела не заявляли. Ранее в судебных заседаниях просили отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица – Министерства образования, науки, молодежи и спорта Республики Крым в суд не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, подали пояснения.
Третье лицо филиал ФБУЗ «ЦГиЭ Республики Крым и г.ф.з.Севастополя» Джанкойского, Красногвардейского, Красноперекопского, <адрес>х в суд не явились, просили провести заседание в свое отсутствие.
Представитель Госоргана дающий заключение - Роспотребнадзор территориальный отдел ФИО8 – с иском согласны, вода не соответствует требованиям Сан-Пин.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд считает необходимым иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, судебное решение должно быть законным и обоснованным, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).
В силу закона, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также когда решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Пунктом 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» определено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, ФИО1 приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению здорового образа жизни в школьных учреждениях.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «ОБ образовании в РФ» в п.2 ч.3, ст.28 гласит, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в частности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п.2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст.28 Федерального закона № 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществлять меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняются требования санитарного законодательства.
Согласно п.1 ст.19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу, иметь благоприятные органолептические свойства.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмом, уровень радиационного фонда устанавливаются санитарными правилами.
Постановлением Главного государственного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.
Разделом 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлены нормативы качества и безопасности воды.
Так, в таблице 3.1 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 определены -Органолептические показатели качества различных видов вод, кроме технической воды
в таблице 3.3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 определены - Обобщенные показатели качества различных видов вод, кроме технической воды
в таблице 3.13 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлены "предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков".
Таким образом, СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 устанавливает требования к допустимой концентрации веществ в воде.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.20202 № «Об утверждении санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые вступили в законную силу 01.01.2021г., которые направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
Так п.2.6.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 установлено, что вода используемая в хозяйственно-питьевых и бытовых целях, должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требования к питьевой воде.
Судом установлено, что согласно экспертного заключения по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований испытаний №. 157/Г.70 от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «ЦГиЭ в <адрес> и городе федерального значения Севастополе» вода, подаваемая в МБОУ «Магазинский УВК» не соответствует СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 санитарно-химическим показателям: общая минерализация (сухой остаток), жесткость, хлориды (л.д. 11-14).
Так общая минерализация (сухой остаток) составил 2940,0±264,6мг/дм.куб при гигиеническом нормативе не более 1000 мг/дм.куб; жесткость составила 34,1-+5,1 оЖ при гигиеническом нормативе не более 7 оЖ.
В связи с чем, Красноперекопской межрайонной прокуратурой Республики Крым 31.05.2022г. в адрес МБОУ «Магазинский УВК» МО <адрес> внесено представление об устранении нарушений требований законодательства при обеспечении учащихся питьевой водой (л.д. 6-7).
В ответ на указанное представление МБОУ «Магазинский УВК» МО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ представлена информация, согласно которой причиной нарушений является отсутствие финансирования (л.д. 8).
До настоящего времени нарушения ответчиком не устранены, доказательств обратного суду не представлено.
Указанные обстоятельства влекут нарушение прав несовершеннолетних детей на безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, а также работников образовательной организации и требуют незамедлительного устранения со стороны учебного учреждения.
При таких обстоятельствах требования истца в этой части подлежат удовлетворению.
Удовлетворяя требования прокурора к администрации <адрес> Республики Крым и Управлению образования и молодежи администрации <адрес> Республики Крым по финансированию мероприятий необходимых для устранения выявленных нарушений суд приходит к следующему.
Федеральный закон 323-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в РФ в и определяет: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.
Статьей 9 указанного Закона установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством РФ.
Согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в частности, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.
Неисполнение требований федерального законодательства в соблюдения санитарных правил нарушает права несовершеннолетних на безопасные условия обучения и воспитания, а также так как питьевая вод является основополагающим в жизнедеятельности людей, то ее несоответствие нормам СанПин в связи с чем, настоящее заявление прокурора поданное в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, подлежит удовлетворению.
Согласно п.3 ст.123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п.п.4-6 ст.123.22 и п.2 ст.123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно ч.1 ст.9 ФЗ-273 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройством прилегающих к ним территорий.
Согласно п.11 ч.1 ст.15 Данного Закона – организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно ст.17 ч.1 п.3 данного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: а именно создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
То есть по смыслу ст.17 ч.1 п.3 данного закона - в целях решения опросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что обеспечение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения является обязанностью не только, учреждения, но и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В свою очередь в силу статьи 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Поскольку в настоящее время факт наличия в МБОУ Магазинский УВК нарушений требований санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и доказательств их устранения ответчиками не представлено, при этом МБОУ Магазинский УВК является учреждением с массовым пребываниям людей, в том числе несовершеннолетних людей, и людей в помещениях в силу трудовых обязанностей, соответственно, имеется угроза нарушения прав лиц, посещающих здание учебного заведения.
Довод ответчиков об отсутствии финансирования на цели обеспечения надлежащего питьевого режима в учебном заведении не может служить основанием для нарушения права несовершеннолетних на обучение в условиях, обеспечивающими их жизнь и здоровье.
Довод о неактуальных сведениях о качестве воды в учебном учреждении, судом отклоняются, поскольку в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное н предусмотрено федеральным законом. Таким образом, бремя доказывания обстоятельств, подтверждающих соответствие воды установленным законом санитарным требованиям лежит на ответчике.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.56,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск зам. прокурора Красноперекопской межрайонной прокуратуры Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Магазинский УВК» муниципального образования <адрес> Республики Крым устранить нарушения Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Обязать Управление образования и молодежи <адрес> Республики Крым обеспечить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Магазинский УВК» муниципального образования <адрес> Республики Крым.
Обязать администрацию <адрес> Республики Крым обеспечить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Магазинский УВК» муниципального образования <адрес> Республики Крым
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.С. Савченко
Решение в окончательной форме изготовлено 24.10.2022 года.