Дело № 33-2752
Судья Мальцева О.Н. (дело № 2-1313/2020)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Тамбов 14 сентября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Чербаевой Л.В.,
судей: Пачиной Л.Н., Рязанцевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеева Дмитрия Васильевича к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области о возложении обязанности по перерасчету выслуги лет и перерасчету пенсионной выплаты,
по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области на решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 29 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Чербаевой Л.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
В обоснование вышеназванных исковых требований Тимофеев Д.В. указал, что он в должности младшего инспектора 2 категории группы надзора отдела безопасности проходил службу в ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Тамбовской области в период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года и с 18 июля 2019 года по 30 октября 2019 года на основании приказов ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Тамбовской области № 32 от 13 января 2009 года, №19 от 13 января 2010 года, №353 от 25 ноября 2010 года, №115 от 02 марта 2011 года, № 257 от 17 июля 2019 года и был закреплен за туберкулезным отделением областной больницы ФКУ ИК -1. В силу своих служебных обязанностей непосредственно контактировал с осужденными, больными активной формой туберкулеза. Согласно приказу от 22 октября 2019 года №176 – лс ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Тамбовской области он был уволен из уголовно-исполнительной системы по собственному желанию. Для назначения пенсии был произведен расчет выслуги лет, в календарном исчислении по состоянию на 30 октября 2019 года она составила 14 лет 02 месяца 25 дней; в льготном исчислении - 20 лет 02 месяца 26 дней исходя из расчета один месяц службы за полтора месяца. С данным расчетом не согласен, считает, что он должен быть произведен исходя из расчета один месяц службы за два месяца в соответствии с приказом Минюста РФ от 01 декабря 2005 года №233 и на основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941.
Тимофеев Д.В. просил возложить на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области обязанность произвести перерасчет периода его работы с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года и с 18 июля 2019 года по 30 октября 2019 года в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях из расчета - один месяц службы за два месяца, возложить обязанность на УФСИН России по Тамбовской области произвести перерасчет пенсионной выплаты со дня ее назначения, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Заочным решением Октябрьского районного суда города Тамбова от 27 февраля 2020 года исковые требования Тимофеева Д.В. были удовлетворены.
На ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области возложена обязанность произвести перерасчет периода службы Тимофеева Д.В. с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года и с 18 июля 2019 года по 30 октября 2019 года в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях из расчета - один месяц службы за два месяца, в соответствии с приказом Минюста РФ от 10 декабря 2005 года № 233 и на основании Постановления Совета Министров- Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941.
На УФСИН России по Тамбовской области возложена обязанность произвести Тимофееву Д. В. перерасчет пенсионной выплаты в соответствии с приказом Минюста РФ от 01 декабря 2005 года № 233 и на основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 со дня ее назначения.
С ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области и УФСИН России по Тамбовской области в солидарном порядке в пользу истца взысканы расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Определением Октябрьского районного суда города Тамбова от 01 апреля 2020 года заочное решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 27 февраля 2020 года отменено.
При новом рассмотрении дела решением Октябрьского районного суда города Тамбова от 29 мая 2020 года исковые требования Тимофеева Д.В. удовлетворены.
На ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области возложена обязанность произвести перерасчет периода службы Тимофеева Д.В. с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года и с 18 июля 2019 года по 30 октября 2019 года в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях из расчета - один месяц службы за два месяца, в соответствии с приказом Минюста РФ от 10 декабря 2005 года № 233 и на основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941.
На УФСИН России по Тамбовской области возложена обязанность произвести Тимофееву Д.В. перерасчет пенсионной выплаты в соответствии с приказом Минюста РФ от 01 декабря 2005 года № 233 и на основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 со дня ее назначения.
С ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области и УФСИН России по Тамбовской области в солидарном порядке в пользу истца взысканы расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области просит отменить решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 29 мая 2020 года, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме. Указывает, что приказом Минюста РФ от 01 декабря 2005 года № 233 утверждены Перечень медицинских противотуберкулезных организаций в уголовно-исполнительной системе, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за два месяца и Перечень должностей в уголовно-исполнительной системе, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за два месяца. ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области в Перечень организаций не входит. В пункт 1 перечня должностей включены сотрудники исправительных учреждений и следственных изоляторов, закрепленные приказом органа или учреждения УИС Минюста России, ФСИН России за изолированными участками для содержания и лечения больных активным туберкулезом, в силу своих служебных обязанностей непосредственно контактирующие с больными активной формой туберкулеза. Возможность создания в одной исправительной колонии изолированных участков с различными видами режима закреплена частью 2 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Принятие решения о создании и ликвидации изолированных участков с различными видами режима в исправительных учреждениях УИС входит в полномочия Министра юстиции РФ (пп.17.1 п.12 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313), которым решения о создании изолированного участка для содержания и лечения больных с активным туберкулезом в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области не принималось, в связи с чем, Тимофеев Д.В. не мог быть закреплен за указанным участком. Таким образом, правовые основания для зачета Тимофееву Д.В. в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях один месяц службы за два месяца, отсутствуют.
Выражает несогласие с возложением на ответчиков обязанности по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Указывает, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы (к которым, в том числе, отнесена Федеральная служба исполнения наказания), выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Кроме того, требования в части перерасчета выслуги лет относятся к спорам неимущественного характера, в части перерасчета пенсионной выплаты к требованиям имущественного характера.
Однако, в силу пункта 3 статьи 333.36 НК РФ при подаче в суд общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1000000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1000000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 рублей.
Таким образом, полагает, что расходы на государственную пошлину возмещению ответчиками не подлежат.
В силу части первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В настоящее судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для ее удовлетворения не усматривает.
Так, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируется Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии со статьей 18 указанного Федерального закона в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается, в том числе служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет указанным лицам определен постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2003 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях, из расчета один месяц службы за два месяца, служба в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, предназначенных для содержания и лечения осужденных инфекционных больных и содержания осужденных с пожизненным сроком, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20 июля 1992 года, а в медицинских противотуберкулезных организациях уголовно-исполнительной системы - с 12 марта 2001 года по перечню организаций, должностей и на условиях, определяемых Министром юстиции РФ (абз. 11 пп. "в" п. 3).
Приказом Минюста России от 01 декабря 2005 года № 233 утверждены Перечень медицинских противотуберкулезных организаций в уголовно-исполнительной системе, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за два месяца (Приложение №1) и Перечень должностей в уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за два месяца (Приложение № 2).
Пунктом 1 Перечня (Приложение №2) предусмотрены сотрудники исправительных учреждений и следственных изоляторов, закрепленные приказом органа или учреждения УИС Минюста России, ФСИН России за изолированными участками для содержания и лечения больных активным туберкулезом, в силу своих служебных обязанностей непосредственно контактирующих с больными активной формой туберкулеза.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании приказов ИК-1: № 32 от 13 января 2009 года, №19 от 13 января 2010 года, №353 от 25 ноября 2010 года, №115 от 02 марта 2011 года, № 257 от 17 июля 2019 года, истец Тимофеев Д.В. был закреплен за туберкулезным отделением областной больницы ФБУ ИК-1 с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года, за ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России с 18 июля 2019 года по 30 октября 2019 года - день увольнения со службы для осуществления надзора за осужденными, больными активной формой туберкулеза, и проведения режимных мероприятий.
При разрешении спора, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Тимофеев Д.В., занимавший в период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года и с 18 июля 2019 года по 30 октября 2019 года должность младшего инспектора 2 категории группы надзора отдела безопасности ФКУ ИК-1 и закреплявшийся за туберкулезным отделением областной больницы для осужденных при ФКУ ИК-1, а с 18 июля 2019 года за ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России и в силу возложенных на него обязанностей непосредственно контактировал с больными активной формой туберкулеза. В связи с чем спорный период подлежал исчислению на льготных условиях - один месяц за два месяца.
Доводы апелляционной жалобы ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области не опровергают выводы суда.
Ссылка в доводах жалобы на то, что не определен правовой статус изолированного участка для содержания и лечения больных активным туберкулезом несостоятельна и не может быть положена в основу отмены обжалуемого решения.
Специализированное обособленное туберкулезное отделение для содержания и лечения больных туберкулезом, является подразделением больницы ФКУ ИК-1 УФСИН России и в данном случае является изолированным участком.
Поскольку период прохождения службы Тимофеева Д.В. с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года и с 18 июля 2019 года по 30 октября 2019 года подлежит перерасчету из расчета один месяц за два месяца (ранее был исчислен как один месяц за полтора месяца), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований истца и в части перерасчета пенсионной выплаты со дня ее назначения.
Рассматривая довод апелляционной жалобы о том, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области, УФСИН России по Тамбовской области освобождены от оплаты государственной пошлины, в связи с чем, суд необоснованно возложил на ответчиков понесенные истцом расходы на оплату государственной пошлины, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено освобождение государственных органов, выступающих по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве административных истцов или административных ответчиков, от уплаты государственной пошлины.
При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не регулирует вопросы, связанные с возмещением судебных расходов.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Из анализа приведенных законоположений следует, что выступающие в качестве ответчиков государственные органы в случае удовлетворения искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая государственную пошлину, истцу, в пользу которого состоялось решение.
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области, УФСИН России по Тамбовской области являются в настоящем деле ответчиками, следовательно, оснований для их освобождения от возмещения истцу понесенных им расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 руб. не имеется и указанные расходы обоснованно взысканы судом первой инстанции с ответчиков в солидарном порядке в пользу истца.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 29 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи