Решение по делу № 33-6219/2022 от 01.09.2022

Судья    Боричева У.Н.      Дело № 11RS0002-01-2022-000847-86

(№2-927/2022г.)

(№33-6219/2022г.)

    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Щелканова М.В. и Юдина А.В.

при секретаре Забоевой Н.Ю.

рассмотрела в судебном 8 сентября 2022 года в г. Сыктывкаре Республики Коми гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 30 мая 2022 года, по которому

иск Воркутинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанности по освобождению самовольно занятого земельного участка удовлетворен;

обязана администрация муниципального образования городского округа «Воркута» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу освободить часть земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, занятую жилым домом, общей площадью ... кв.м, расположенным по адресу: <Адрес обезличен>;

отказано в удовлетворении требования Воркутинского транспортного прокурора к Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанности по освобождению самовольно занятого земельного участка.

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения прокурора Юдина А.В., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Воркутинский транспортный прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – администрация МОГО «Воркута») о признании незаконными действий ответчика по использованию части земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, занятой жилым домом, расположенным по адресу: <Адрес обезличен>, возложении на администрацию МОГО «Воркута» обязанности в течение одного года со дня вступления решения в законную силу освободить часть земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, занятую жилым домом, расположенным по адресу: <Адрес обезличен>, указав в обоснование требований, что в ходе прокурорской проверки выявлен факт нахождения на указанном земельном участке, расположенном в полосе отвода железной дороги, жилого дома площадью ... кв.м,, переданного ... в собственность МО ГО «Воркута» на основании решения Арбитражного суда Республики Коми от 31 августа 2005 года по делу №А29-5129/05-2э. Земельный участок, на котором расположен данный объект недвижимости, является собственностью Российской Федерации и передан по договору долгосрочной аренды от 1 июля 2007 года ОАО «РЖД» в аренду сроком на 49 лет. Правоустанавливающие документы на часть земельного участка, занятую указанным жилым домом, у администрации МОГО «Воркута» отсутствуют, договор субаренды на указанную часть земельного участка между администрацией МОГО «Воркута» и ОАО «РЖД» не заключен. Соответственно администрация МО ГО «Воркута» использует часть земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, занятую жилым домом, без законных на то оснований, нарушая тем самым имущественные права Российской Федерации на управление и распоряжения спорным земельным участком.

Протокольным определением суда от 18 апреля 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута» и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Воркута» (л.д. 39).

Определением суда от 19 апреля 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца привлечено ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») (л.д. 40).

В судебном заседании помощник Воркутинского транспортного прокурора иск поддержал.

Представитель ответчиков администрации МОГО «Воркута» и Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута» заявленные требования не признала, заявила ходатайство о применении к исковым требованиям последствий пропуска срока исковой давности, предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса РФ.

Представители третьего лица на стороне истца ОАО «Российские железные дроги», ответчик КУМИ администрации МО ГО «Воркута» в суд не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МОГО «Воркута» не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. Воркутинского транспортного прокурора просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не усматривает.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260) (пункт 1).

В силу пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка, а также в иных, предусмотренных федеральными законами случаях.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 2 статьи 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (пункт 3 статьи 76 Земельного кодекса РФ).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, отнесенный к землям транспорта, находится в государственной (федеральной) собственности и передан по договору долгосрочной аренды <Номер обезличен> от 1 июля 2007 года в аренду ОАО «РЖД» сроком на 49 лет для его использования в целях обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта (л.д.19-22).

Согласно пункту 4.3.2 договора аренды арендатор (ОАО «РЖД») наделен правом передать участок (часть участка) в субаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия договора аренды без согласия его собственника при условиях уведомления арендодателя.

На основании решения Воркутинского транспортного прокурора от 1 февраля 2022 года № 9 Воркутинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при использовании указанного земельного участка (л.д. 7-9).

В ходе проверки выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> в полосе отвода железной дороги расположен жилой дом, <Дата обезличена> года постройки, общей площадью ... кв.м на <Адрес обезличен>, переданный ... в собственность МОГО «Воркута» на основании решения Арбитражного суда Республики Коми от 31 августа 2005 года по делу № А29-5129/05-2э по акту приема-передачи здания (сооружения) от 31 октября 2005 года <Номер обезличен> (л.д.12-16,22).

Правоустанавливающие документы на часть земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, занятую указанным объектом недвижимости, у администрации МОГО «Воркута» отсутствуют, договор субаренды данной части земельного участка между администрацией МОГО «Воркута» и ОАО «РЖД» не заключен.

8 ноября 2017 года направил главе МОГО «Воркута» письмо за исх. <Номер обезличен> в котором указал, что часть объектов находящихся в полосе отвода железной дороги, являются полуразрушенными жилыми домами, исключенными из эксплуатации; техническое состояние некоторых объектов создает угрозу безопасности движения из-за возможности обрушения; разрушенные, недемонтированные объекты жилого фонда создают неблагоприятную экологическую, санитарно-эпидемиологическую, пожароопасную обстановку; администрации МОГО «Воркута» предложено обратиться в филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога с ходатайством о заключении договора субаренды используемого земельного участка.

В ответе от 14 декабря 2021 года за исх. <Номер обезличен> на запрос ... ... ОАО «РЖД» указал, что Северная железная дорога неоднократно направляла администрации МОГО «Воркута» письма с разъяснениями о необходимости оформления правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые муниципальным имуществом, также администрации МОГО «Воркута» были направлены перечни всех объектов переданных МОГО «Воркута» от Северной железной дороги, и копия договора аренды <Номер обезличен> от 1 июля 2007 года для получения данных о конфигурации полосы отвода и возможности соотнесения места размещения объекта ЖКХ по отношению к полосе отвода.

Однако с ходатайством о заключении договора субаренды части земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, занятого жилым домом, администрация МОГО «Воркута» в филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога не обратилась.

Также из материалов дела следует, что постановлением главы городского округа «Воркута» от 15 июля 2008 года <Номер обезличен> жилой дом, общей площадью ... кв.м, на <Адрес обезличен> был включен в адресную программу переселения граждан на 2008-2012 годы в раздел домов первоочередного переселения граждан, непригодных для проживания (л.д.52-55).

По истечении срока адресной программы постановлением руководителя администрации городского округа «Воркута» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> постановление главы городского округа «Воркута» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> признано утратившим силу (л.д. 56,57).

По данным Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута», жилой дом, общей площадью ... кв.м, на <Адрес обезличен>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признан (л.д. 50,58).

Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что часть земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, занятая жилым домом на ... км <Адрес обезличен> используется администрацией МОГО «Воркута» без согласия собственника и разрешительной документации, что нарушает права Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению землей, в связи с чем возложил на администрацию МОГО «Воркута» обязанность освободить указанную часть земельного участка в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу и отказал в удовлетворении указанных требований к Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута» и Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Воркута».

Требование Воркутинского транспортного прокурора о признании незаконными действий администрации МОГО «Воркута» по использованию части земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, занятой указанным жилым домом, суд признал относящимся к основанию иска, поэтому оснований для принятия по нему решения не имеется.

Разрешая ходатайство представителя администрации МОГО «Воркута» и Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута» о применении последствий пропуска срока исковой давности, суд не усмотрел оснований для его удовлетворения исходя из того, что требование об освобождении земельного участка, предъявленное в защиту права Российской Федерации на земельный участок, следует рассматривать как требование, аналогичное требованию собственника или иного законного владельца об устранении всяких нарушений его прав в отношении принадлежащего ему земельного участка, не связанных с лишением владения, поэтому к такому иску подлежат применению правила статьи 208 Гражданского кодекса РФ, согласно которым исковая давность на данное требование не распространяется.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ, статьей 16 Земельного кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Частью 3 статьи 4 Федерального закона от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.

Согласно пункту 2 статьи 264 Гражданского кодекса РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Из положений статей 25, 26 Земельного кодекса РФ следует, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты и пр.

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац).

Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД», утверждены постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 года №264.

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил пользование таким земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (его территориальным органом) с ОАО «РЖД», за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения. Пользование земельным участком осуществляется с учетом требований Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 года №611.

Согласно пункту 4 постановления Правительства РФ от 12 октября 2006 года №611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков: а) не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; б) не допускать в местах расположения инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, если это угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а в местах расположения водопроводных, канализационных сетей и водозаборных сооружений - проведение сельскохозяйственных работ.

По делу установлено и ответчиками не оспаривается, что договор аренды или субаренды части земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> занятой жилым домом, общей площадью ... кв.м, на <Адрес обезличен>, администрацией МОГО «Воркута» не заключался, право собственности администрации МОГО «Воркута» на указанный земельный участок в установленном законом порядке не зарегистрировано. На предложение филиала ОАО «РЖД» Северная железная дорога» обратиться с ходатайством о заключении договора субаренды используемой части земельного участка администрация МОГО «Воркута» действий по заключению договора субаренды не предприняла.

Из решения Арбитражного суда Республики Коми от 31 августа 2005 года по делу № А29-5129/05-2э следует, что объекты жилого фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находившиеся ранее на балансе ... которые администрация МО «Город Воркута» обязана принять в муниципальную собственность (в том числе жилой дом, общей площадью ... кв.м, <Адрес обезличен>), находятся в неудовлетворительном состоянии (л.д.13).

Согласно материалам дела часть земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> на котором расположен жилой дом на <Адрес обезличен>, находится в полосе отвода железной дороги.

Доказательств, того, что указанный жилой дом находится в надлежащем техническом состоянии и не создает угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, ответчиками суду не представлено.

При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что администрация МОГО «Воркута» использует спорную часть земельного участка, являющегося федеральной собственностью, без законных на то оснований, в связи с чем правомерно возложил на администрацию МОГО «Воркута» обязанность освободить указанную часть земельного участка в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация МОГО «Воркута» является ненадлежащим ответчиком по делу, и обязанность по освобождению части земельного участка, занятую жилым домом, следует возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Воркута» - функциональный орган администрации, полномочный решать вопросы в отношении недвижимого имущества, и являющийся получателем бюджетных средств МОГО «Воркута» на реализацию возложенных на него функций, а также на Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута» - отраслевой орган администрации, полномочный осуществлять работу по подготовке материалов для рассмотрения межведомственными комиссиями заявлений о признании многоквартирного дома аварийным и подлежим сносу или реконструкции, проведению осмотров зданий и сооружений в целях оценки их технического состояния, и являющееся получателем бюджетных средств МОГО «Воркута» на реализацию возложенных на него функций, подлежат отклонению как несостоятельные.

Из части 1 статьи 51 Устава МОГО «Воркута», принятого на заседании Совета МОГО «Воркута» <Дата обезличена>, следует, что администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно части 3 статьи 51 Устава администрация МОГО «Воркута» администрация МОГО «Воркута» является юридическим лицом и участвует в гражданских правоотношениях от имени городского округа в соответствии с полномочиями, определенными настоящим Уставом.

К полномочиям администрации городского округа, в том числе относятся: в сфере управления муниципальной собственностью - управление муниципальной собственностью города, решение вопросов создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности, внесение предложений в Совет городского округа об отчуждении недвижимых объектов муниципальной собственности порядке, установленном Советом городского округа (пункт 1 части 2 статьи 52 Устава); в сфере жилищных отношений - ведение учета муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 5.1 статьи 52 Устава); в области градостроительной деятельности – проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 3 части 4 статьи 52 Устава).

Согласно положениям части 3 статьи 41 Федерального закона от <Дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 2 статьи 51 Устава МОГО «Воркута в структуру администрации городского округа могут входить отраслевые (функциональные) органы, наделенные правами юридического лица на основании решения Совета городского округа об учреждении соответствующего органа и положения об указанном органе, утвержденного Советом городского округа, по представлению главы городского округа.

Такими органами в администрации МОГО «Воркута», в частности являются Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Воркута», созданный в 2013 году (функциональный орган администрации), и Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута», созданное в 2008 году (отраслевой орган администрации).

В соответствии с пунктами 1.4, 1.7 Положения «О Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Воркута», утвержденного решением Совета МОГО «Воркута» от 14 марта 2013 года <Номер обезличен>, Комитет является юридическим лицом; финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств бюджета МОГО «Воркута» на основании утвержденной бюджетной сметы».

Согласно разделу 3 Положения на Комитет возложена обязанность решения вопросов в отношении недвижимого имущества, в частности: в области управления и распоряжения имуществом, являющимся собственностью МОГО «Воркута» - организация в пределах своей компетенции инвентаризации объектов муниципальной собственности (пункт 3.2.2), ведение реестра жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (пункт 3.2.3).

Также, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Воркута» выполняет функции получателя бюджетных средств, выделяемых из бюджета МОГО «Воркута» на осуществление вопросов, входящих в компетенцию Комитета, и на обеспечение деятельности Комитета (пункт 3.10).

Согласно пунктам 1.4, 1.7 Положения «Об управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута», утвержденного решением Совета МОГО «Воркута» от 6 марта 2018 года <Номер обезличен> (далее – Положение), Управление является юридическим лицом и осуществляет функции получателя средств бюджета ГО «Воркута» в части средств, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций, главного администратора доходов и главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных муниципальных организаций.

Из раздела 3 Положения следует, что Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута» выполняет, в том числе следующие функции: в сфере жилищно-коммунального хозяйства – осуществляет муниципальный жилищный контроль, контроль за соответствием муниципального жилищного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, за целевым использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда (пункт 3.1.1), осуществляет работу по подготовке материалов для рассмотрения межведомственными комиссиями при администрации ГО «Воркута» заявлений о жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, проведению осмотров зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания, готовит проекты постановлений администрации городского округа «Воркута» (пункт 3.1.4), осуществляет функции муниципального заказчика по строительству, реконструкции, модернизации, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности (пункт 3.1.19); в градостроительной сфере – организует проведение осмотров зданий, сооружений на предмет технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов и проектной документации (пункт 3.5.3).

Частью 1 статьи 64 Устава МОГО «Воркута» установлено, что органы местного самоуправления городского округа от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом городского округа в соответствии с Конституций РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Совета городского округа и администрации городского округа.

Согласно части 1 статьи 30 Устава структуру органов местного самоуправления МО «Воркута» составляют: Совет МОГО «Воркута»; глава МОГО «Воркута» - руководитель администрации МОГО «Воркута»; администрация МОГО «Воркута»; контрольно-счетная комиссия МОГО «Воркута».

При этом из положений пункта 2 статьи 76 Земельного кодекса РФ следует, что обязанность освободить земельный участок, занимаемый без законных на то оснований, лежит на лицах, виновных в нарушении земельного законодательства.

Таким образом, из системного толкования приведенных выше норм Устава, Положения и Земельного кодекса РФ следует, что полномочия по управлению муниципальной собственностью МОГО «Воркута» в соответствии с Конституций РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Совета городского округа и администрации городского округа возложены на органы местного самоуправления, которым в данном случае выступает администрация МОГО «Воркута».

Передача администрацией полномочий по решению отдельных вопросов в отношении недвижимого имущества своему функциональном органу, которым является Комитет по управлению муниципальным имуществом, и отраслевому органу, которым выступает Управление городского хозяйства и благоустройства, не может являться основанием для освобождения администрации МОГО «Воркута» от исполнения обязанностей по управлению муниципальным имуществом и возвращению земельного участка его собственнику или арендатору в том случае, если он используется МОГО «Воркута» без законных оснований.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по освобождению части земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, занятую жилым домом, общей площадью ... кв.м, расположенным на <Адрес обезличен> на администрацию МОГО «Воркута».

Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что истцом пропущен срок исковой давности, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен судом со ссылкой на положения статьи 208 Гражданского кодекса РФ.

Суд первой инстанции дал также правильную правовую оценку доводам ответчиков об отсутствии у Воркутинского транспортного прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим иском.

Проверяя правомерность обращения Воркутинского транспортного прокурора в суд с иском, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что основанием для подачи иска в суд явились выявленные нарушения установленного порядка пользования землей, находящейся в федеральной собственности; требования заявлены в интересах Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ и частью 3 статьи 35 Федерального закона 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Таким образом, у Воркутинского транспортного прокурора имелись полномочия на обращение в суд с иском по настоящему делу в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Учитывая изложенное решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь статьями 328,330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 30 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа «Воркута» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 сентября 2022 года.

33-6219/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Воркутинский транспортный прокурор
Ответчики
Администрация МО ГО Воркута
КУМИ Администрации МО ГО Воркута
УГХиБ администрации МО ГО Воркута
Другие
ОАО РЖД
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Теплякова Е.Л.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
08.09.2022Судебное заседание
14.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2022Передано в экспедицию
08.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее