Дело №2а-1534/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2021 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи: Казацкого В.В.
при секретаре: Лукашовой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе административное дело по административному иску Иршенко М. Л. в лице ее представителя Литвинова Д. Валериевича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица: Правительство города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, -
установил:
Административный истец через своего представителя обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, заинтересованные лица: Правительство города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что с целью завершения оформления ранее возникших прав на земельный участок она обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложив к указанному заявлению решение Орлиновского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей было дано согласие на проведение работ по земельно-кадастровой инвентаризации и установлению границ земельного участка в натуре (на местности) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в <адрес>. В то же время ответчиком заявление Иршенко М.Л. было возвращено без рассмотрения со ссылкой на то, что в представленных материалах отсутствует документ, подтверждающий исполнение п. 2 вышеуказанного решения, что не дает возможности определить, является ли решение выполненным и действующим. Административный истец считает допущенное административным ответчиком бездействие незаконным, в связи с чем за защитой своих прав административный истец обратился в суд.
Административный истец и ее представитель в судебное заседание не явились, были уведомлены, представитель административного истца направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражения на иск не представил.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к убеждению о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска исходя из следующего.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд, - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Как установлено судом, решением Орлиновского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ Иршенко М.Л. было дано согласие на проведение работ по земельно-кадастровой инвентаризации и установлению границ земельного участка в натуре (на местности) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в <адрес>; в соответствии с п. 2 данного решения административному истцу в срок до ДД.ММ.ГГГГ следовало обеспечить выполнение работ по инвентаризации и установлению границ земельного участка в натуре (на местности), материалы представить на рассмотрение депутатской комиссии.
ДД.ММ.ГГГГ Орлиновским сельским советом было дано поручение ГП «Севгеоцентр» на составление материалов по инвентаризации и установлению границ земельного участка в натуре (на местности) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в <адрес> (заказчик Иршенко М.Л.).
ДД.ММ.ГГГГ на имя административного истца налоговыми органами Украины было направлено налоговое уведомление на уплату земельного налога за земельный участок по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Иршенко М.Л. с целью завершения оформления ранее возникших прав на земельный участок обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Исходя из решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с п. 2.8 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь", утвержденного распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ, вышеуказанное заявление Иршенко М.Л. возвращено без рассмотрения, поскольку согласно законодательства Украины решения о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков, принятые до ДД.ММ.ГГГГ и не выполненные, не являются действующими, и в представленных материалах отсутствует документ, подтверждающий исполнение п. 2 вышеуказанного решения, что не дает возможности определить, является ли решение выполненным и действующим.
Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, является Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ настоящий Закон устанавливает особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.
Частью 1 статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь", который устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, осуществляемых по запросу заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя полномочий.
Согласно пп. 2 пп. 2.8.2 п. 2.8 Административного регламента основанием для возврата заявления и приложенных к нему документов является несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в части 2.6 настоящего административного регламента.
Подпунктом 2.6.2 Административного регламента установлено, что в случае завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия федерального конституционного закона, осуществляющегося на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ, заявитель предоставляет среди прочих заверенные копии решений органа местного самоуправления или решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ (в случае подачи документов через МФЦ копии заверяются сотрудником МФЦ, принимающим документы) (пп. 5).
Таким образом, суд приходит к выводу, что, возвращая заявление Иршенко М.Л. и проложенные к нему документы без рассмотрения, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя действовал незаконно и необоснованно.
Каких-либо доказательств, подтверждающих правомерность принятого решения, административным ответчиком представлено суду не было.
Таким образом административным ответчиком не выполнена обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, установленная ч.2 ст. 62, ст. 226 КАС РФ.
На основании изложенного, проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению об обоснованности заявленных исковых требований и считает необходимым административный иск удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд, -
решил:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, выразившееся в возврате без рассмотрения по существу заявления Иршенко М. Л. об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Иршенко М. Л. № от ДД.ММ.ГГГГ (поступившее из МФЦ ул. Вокзальная, 10) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося в государственной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 27 октября 2021 года.
Судья В.В.Казацкий