УИД 61RS0022-01-2019-009149-79
№ 2а-5752/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«27» ноября 2019 г. г.Таганрог Ростовской области
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Фатыховой Е.М.
при секретаре Сорокиной О.Г.
с участием помощника прокурора Ищенко И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании бездействия незаконным,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Таганрога обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУ Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по снижению лимита наполнения ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН по Ростовской области в целях приведения нормы жилой площади осужденных требованиям ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», обязании устранить нарушение законодательства.
В обоснование иска указано, что Прокуратурой г. Таганрога Ростовской области проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства при соблюдении лимита наполняемости в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области обеспечении осужденных установленной нормой жилой площади, права на доступ к необходимому набору помещений, предусмотренных подзаконными актами.
Приказом ГУФСИН России по Ростовской области от <дата> № определен лимит наполнения исправительных учреждений ГУФСИН России по Ростовской области, в СИЗО-2, который составляет 442 мест, включая 37 человек отряда хозяйственного обеспечения следственного изолятора.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ), норма жилой площади установлена в размере 4 кв. м. на человека.
По результатам проверки установлено, что в СИЗО-2 имеется 4 режимных корпуса на 114 камеры для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также отбывания наказания осужденными из отряда хозяйственного обслуживания, установленный лимит СИЗО-2 в 442 человека не соответствует фактической возможности камерных помещений и не позволяет обеспечить соблюдение требований статей 23 и 33 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ. С учетом требований законодательства о материально-бытовом обеспечении спецконтингента и оборудования учреждения необходимым набором помещений, в СИЗО-2 возможно разместить не более 336 подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также 37 осужденных отряда хозяйственного обслуживания.
В данный расчет не включены помещения 13 карцерных камер, 6 камер карантинного отделения, а также камер сборного отделения.
Предельно допустимая наполняемость учреждения лицами, заключенными под стражу и осужденными не может превышать 373 человек, из которых 37 осужденных отряда хозяйственного обслуживания.
Проведенными прокуратурой города проверками, в части обеспечения арестованных материально-бытовыми условиями содержания установлено, что администрацией СИЗО-2 не соблюдаются требования закона в части обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственном изоляторе, на норму санитарной площади в размере 4 кв.м. на человека. На постоянной основе прокуратурой города выявляются факты содержания в СИЗО-2 лиц, где норма санитарной площади на одного содержащегося составляет от 2,8 до 3,9 кв.м. По указанным фактам в адрес начальника СИЗО-2 неоднократно вносились представления, которые формально удовлетворены, однако действенных мер по устранению нарушений не принято.
Согласно абз. 10 пп. 3 п. 2 Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, Директор ФСИН России вносит Министру юстиции Российской Федерации предложения об изменении вида режима, об установлении и изменении лимита наполнения исправительных учреждений, а также о ликвидации учреждений, исполняющих наказания.
В силу п. 17.1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 Министерство юстиции Российской Федерации принимает решения об изменении вида режима, об установлении и изменении лимита наполнения исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, о создании и ликвидации изолированных участков с различными видами режима в указанных учреждениях.
Вопросы создания, ликвидации имеющихся изолированных участков, а равно вопросы изменения лимита исправительного учреждения инициируются территориальным органом ФСИН России (приказ Минюста России от 11.02.2015 № 33).
В соответствии с п.п. 29 п. 11 Положения об ГУФСИН России по России по Ростовской области, утвержденных приказом ФСИН России № 155 от 17.03.2008, ГУФСИН России по России по Ростовской области осуществляет подготовку данных о потребностях учреждений в государственных капитальных вложениях, оборудовании, осуществляет их защиту и согласование во всех инстанциях.
Кроме того, п.п. 16 п. 13 Положения определено, что на начальника ГУФСИН России по Ростовской области возложена обязанность по предоставлению во ФСИН России предложений об изменении лимита наполнения исправительных учреждений.
1. Административный истец просит признать бездействие ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области, выразившееся в непринятии мер по снижению лимита наполнения ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН по Ростовской области в целях приведения нормы жилой площади осужденных требованиям ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», незаконным.
2. Обязать ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области и ФСИН России по Ростовской области, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, принять меры к формированию и направлению во ФСИН России предложения на изменение лимита наполнения ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области с учетом требований ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» из расчета 4 кв.м. жилой пощади на одного подследственного до 373 мест, включая 37 осужденных отряда хозяйственного обслуживания.
3. Обязать ФСИН России в течение трех месяцев с момента поступления предложения ГУФСИН России по Ростовской области об изменении лимита заполнения ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области внести предложение в Министерство юстиции Российской Федерации о снижении лимита наполнения ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области с учетом требований ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» из расчета 4 кв.м. жилой площади на одного подследственного до 1527 мест, включая 109 осужденных отряда хозяйственного обслуживания.
4. Обязать ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области обеспечить размещение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствие с требованиями ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Ищенко И.П. требования административного иска поддержал. Суду пояснил, что в п. 2 и в п. 3 просительной части иска допущены технические описки в указании количества мест на одного подследственного и указании наименования ответчика ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области. Уточнил что в просительной части иска требования направлены к ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области, а не к ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области, как ошибочно указано. В п.3 просительной части иска уточнил, что просит обязать ФСИН России в течение трех месяцев с момента поступления предложения ГУФСИН России по Ростовской области об изменении лимита заполнения ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области внести предложение в Министерство юстиции Российской Федерации о снижении лимита наполнения ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области с учетом требований ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» из расчета 4 кв.м. жилой площади на одного подследственного до 373 мест, включая 37 осужденных отряда хозяйственного обслуживания, а не «до 1527 мест, включая 109 осужденных отряда хозяйственного обслуживания», как указано в иске. Указал, что во время проверки соответствия установленной лимитной емкости СИЗО-2 замечаний по поводу квалификации специалиста и методов проведения замеров со стороны представителей ФКУ СИЗО-2 заявлено не было. Бездействие выражается в отсутствии проведения мероприятий по уменьшению количества содержащихся под стражей лиц. Полагал бездействие длящимся, в связи с чем срок обращения в суд прокурором не пропущен. С учетом исправленных технических описок, административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области Каминская И.А., действующая по доверенности требования административного иска не признала. Представила письменный отзыв в котором указала, что учреждение не является государственным органом, уполномоченным принимать решение о снижении лимита наполнения следственного изолятора. В силу действующего законодательства вопрос по корректировке лимита находится не в компетенции администрации ФКУ СИЗО-2, как раннее отмечалось в отзыве на административный иск, к тому же решать вопросы в отношении другого юридического лица (ФКУ СИЗО-З) ФКУ СИЗО-2 правом не наделено.
В третьем пункте административного искового заявления также фигурирует требование относительно ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по РО и лимит наполнения до 1527 мест, включая 109 осужденных отряда хозяйственного обслуживания. Данное требование является не законным и выдвигается в разрез исковым требованиям.
Вопросы изменения лимита следственного изолятора инициируются территориальным органом ФСИН России (приказ Минюста России от <дата> №).
Согласно Устава, ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области не наделено правами рассматривать вопросы лимита наполняемости учреждения. Кроме того, п. 19 Положения о ГУФСИН России по Ростовской области определено, что на начальника ГУФСИН России по Ростовской области возложена обязанность по предоставлению во ФСИН России предложений об изменении лимита наполнения исправительных учреждений
Администрацией учреждения, в целях недопущения увеличения численности подозреваемых, обвиняемых и осужденных сверх установленного лимита, непрерывно проводится работа по своевременному направлению в исправительные учреждения осужденных, направляются напоминания следственным и судебным органам, в целях недопущения затягивания рассмотрения уголовных дел в отношении лиц, содержащихся на основании ст. 77.1 УИК РФ. По итогам межведомственного совещания правоохранительных органов Ростовской области от 11.08.2015 «О соблюдении требований законодательства при размещении подозреваемых, обвиняемых и осужденных с СИЗО Ростовской области» руководителям следственных отделов направляются письменные уведомления (напоминания), о необходимости соблюдения законных сроков досудебного разбирательства в отношении лиц содержащихся под стражей.
Администрацией учреждения неоднократно направлялись сообщения в ГУФСИН России по Ростовской области, указывающие на необходимость уменьшения лимита наполнения учреждения: письмо от 01.10.2019г. № письмо от 15.10.2019г. № рапорт от 25.09.2019г.
До настоящего времени, вопрос снижения лимита наполнения не решен, что вероятно связано с длительностью прохождения служебной документации.
Кроме того, в рамках ст. 219 КАС РФ исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Представленные к материалам административного искового заявления представления истца от 31.01.2018г. № от 20.03.2018г. № от <дата> № г., от <дата> № г., от <дата> №, от <дата> №. от <дата> №, от <дата> №, от <дата> № г., от <дата> №, от <дата> № г. и т.п. и копия Приказа ГУФСИН России по Ростовской области от <дата> № «О внесении изменений в приказ ГУФСИН России по Ростовской области от 11.12.2012 г. №1026 «Об утверждении штатных расписаний исправительных учреждений, лечебно-профилактического учреждения и следственных изоляторов ГУФСИН по Ростовской области» подтверждают, что истцу было известно о событии, являющемся предметом настоящего административного иска значительно ранее, чем за три месяца до подачи административного иска в суд. Заявили о пропуске срока обращения за судебной защитой.
Постановлением Правительства РФ от 13.11.2019 №1440 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников УИС РФ» устанавливаются новые размеры окладов месячного денежного содержания сотрудников УИС РФ. Размеры окладов зависят от занимаемой должности и присвоенных специальных званий. Таким образом, при снижении лимита наполнения ПОО в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области с установленного в количестве 442 человека (включая 37 человек осужденных отряда хозяйственного обслуживания) до предложенного до 373 человек (включая 37 человек осужденных отряда хозяйственного обслуживания) изменяется категория учреждения со второй на третью, что влечет за собой значительное снижение сумм должностных окладов руководства учреждения без фактического уменьшения служебной нагрузки и возлагаемой на них ответственности.
Из чего следует, что снижение лимита наполнения ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области неизбежно приведет к ухудшению условий прохождения службы ряда сотрудников учреждения. Полагала, что при таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению.
Просили в удовлетворении требований административного иска отказать, так как учреждение в рамках своих полномочий, принимало все необходимые меры для соблюдения законодательства.
Представитель административных ответчиков ГУ ФСИН России по Ростовской области, ФСИН России – Мирошниченко Е.А., действующая на основании доверенностей возражала против удовлетворения заявленных требований. Представила письменные возражения на административное исковое заявления.
В п. 1 просительной части административного искового заявления административный истец просит признать бездействие ГУФСИН России по Ростовской области, выразившиеся в непринятии мер по снижению лимита наполнения СИЗО-2 в целях приведения нормы жилой площади осужденных требованиям ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ.
При этом, в своем административном исковом заявлении административный истец не указывает в чем именно выразилось бездействие ГУФСИН России по Ростовской области. На основании каких документов ГУФСИН России по Ростовской области должно было принимать меры направленные на снижение лимита наполнения СИЗО-2.
Отметила, что административным истцом при подаче административного искового заявления допущены многочисленные ошибки и неточности.
Так, в п. 2 просительной части административного искового заявления административный истец просит обязать ГУФСИН России по Ростовской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, принять меры к формированию и направлению во ФСИН России предложения на изменение лимита наполнения ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Ростовской области. При этом, в данном пункте административный истец просит изменить лимит наполнения с учетом требований ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ из расчета 4 кв.м. жилой площади на одного подследственного до 373 мест, включая 37 осужденных отряда хозяйственного обслуживания.
Тогда как, в п. 3 административный истец просит обязать ФСИН России в течение трех месяцев с момента поступления предложения ГУФСИН России по Ростовской области об изменении лимита наполнения СИЗО-З внести предложение в Министерство юстиции Российской Федерации о снижении лимита наполнения СИЗО-З с учетом требований ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 1003-ФЗ из расчета 4 кв.м жилой площади на одного подследственного до 1527 мест, включая 109 осужденных отряда хозяйственного обслуживания.
Указала, что из административного искового заявления не ясна точная позиция административного истца, в том числе в части предполагаемого установления лимита наполняемости следственного изолятора.
Обратила внимание суда, что выбранный истцом способ защиты неопределенного круга лиц в исправительных учреждениях Ростовской области не совпадает с имеющейся государственной политикой о поэтапном развитии уголовно-исполнительной системы России в целом.
Проблемы, связанные с обеспечением прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных носят системный характер. Приоритетные направления государственной политики в области развития уголовно-исполнительной системы определяются уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008г. № 1662-р, Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010г. № 1772-р, а также Концепцией федеральной целевой программы «Развитие уголовно- исполнительной системы (2017-2025 г.), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016г. № 2808.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 № 420 с изменениями на 15.05.2019г. утверждена федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026г.) (далее - Программа), которая позволит привести условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в соответствие с законодательством Российской Федерации и международными стандартами, а также условий отбывания наказания осужденными в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В рамках указанной Программы планируется улучшить показатели, характеризующие состояние условий содержания под стражей в следственных изоляторах и отбывания наказания в исправительных учреждениях, в том числе доведение количества следственных изоляторов с условиями содержания в них, соответствующими законодательству Российской Федерации и международным стандартам, до 88,2 % и количества исправительных, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений с условиями отбывания наказания в них, соответствующими законодательству Российской Федерации, до 73,3 %.
В Программе указывается, что только применение программно-целевого метода позволяет выбирать оптимальный вариант обеспечения надлежащих условий содержания подозреваемых и обвиняемых, условий отбывания наказания осужденными, обеспечивать рациональное и адресное расходование средств, а также учитывать потребности в новых объектах учреждений уголовно-исполнительной системы в субъектах Российской Федерации.
С целью рассмотрения вопроса о снижении лимита наполнения подведомственных учреждений ГУФСИН России по Ростовской области, в том числе в СИЗО-2 во ФСИН России направлялась соответствующая информация - от <дата> №, <дата> № и <дата> №
Кроме того, приказом начальника главного управления от <дата> № создана комиссия по обмеру имеющейся жилой площади учреждений ГУФСИН России по Ростовской области.
Таким образом, утверждения в административном исковом заявлении о бездействии со стороны ГУФСИН России по Ростовской области являются не состоятельными.
Члены утвержденной комиссии являются сотрудниками ГУФСИН России по Ростовской области, не имеющими соответствующих документов, подтверждающих квалификацию в данном направлении. Как следствие, данные, полученные сотрудниками комиссии, будут являться ориентировочными. Для определения наиболее точных данных (с применением поверенных приборов и определением конструктивных возможностей) необходимо проведение детальных инструментальных измерений, обследований и расчетов силами специализированной организации, имеющей соответствующие допуски. Так, в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» обследование зданий проводится силами специализированных организаций, оснащенных современной инструментальной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
В соответствии с п. 2 приказа ГУФСИН России по Ростовской области от 23.07.2013 № 712 «О внесении изменений в приказ ГУФСИН России пол Ростовской области от 11.12.2012 № 1026 «Об утверждении штатных расписаний исправительных учреждений, лечебно-профилактического учреждения и следственных изоляторов ГУФСИН России по Ростовской области» определен лимит наполнения СИЗО-2 442 места, включая 37 осужденных отряда по хозяйственному обслуживанию.
Как указано в административном исковом заявлении, с учетом требований законодательства о материально-бытовом обеспечении спецконтингента и оборудования учреждения необходимым набором помещений, в СИЗО возможно разместить не более 336 подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также 37 осужденных отряда хозяйственного обслуживания. При этом в данный расчет не включены помещения 13 карцерных камер, 6 камер карантинного отделения, а также камер сборного отделения.
Предложенный административным истцом вариант сокращения численности и размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственном изоляторе заслуживает критики, поскольку является ориентировочным, полученный сотрудниками не имеющими определенной квалификации в данном направлении деятельности.
Кроме того, административный истец не указывает с учетом каких требований законодательства необходимо оборудовать следственный изолятор необходимым набором помещений.
Обратила внимание суда, что удовлетворение требований административного искового заявления о снижении лимита наполняемости СИЗО-2 в дальнейшем не даст должного результата.
Полагала, что доказательства, подтверждающие исковые требования, административным истцом не представлены. Заявленные требования не основаны на нормах закона и удовлетворению не подлежат.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
При осуществлении прокурорского надзора, в том числе надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в частности, в защиту прав и законных интересов лишенных свободы лиц, содержащим требование о соблюдении условий их содержания, например об обеспечении минимальными нормами питания, о надлежащем материально-бытовом обеспечении (часть 1 статьи 39 КАС РФ, статья 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации») (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Как разъяснил Верховный суд в Постановлении Пленума от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» поверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Административными ответчиками заявлено о пропуске трехмесячного срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
При этом предлагается исчислять срок с момента, когда административному истцу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов содержащихся в СИЗО-2 подозреваемых, обвиняемых и осужденных с 31.02.2018г. То есть с момента направления в адрес СИЗО-2 первого представления об устранении заявленного в административном иске нарушения. Представление содержало требования об устранении нарушений Федерального закона №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в частности ст.23 - где проверкой выявлено, что норма санитарной площади на одного человека менее четырех квадратных метров.
Исходя из гарантированных прав общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией Российской Федерации, требований российского законодательства, практики Европейского суда по правам человека, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» суд относит обстоятельства данного административного иска к имеющим длящийся характер, так как требования Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» должны быть соблюдены в любом случае.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно приказа ГУФСИН РФ по Ростовской области № от 24.07.2013г. «О внесении изменений в приказ ГУФСИН России по Ростовской области от 11.12.2012 № 1026 «Об утверждении штатных расписаний исправительных, лечебно-профилактического учреждения и следственных изоляторов ГУФСИН России по Ростовской области» для ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области установлен лимит наполнения - 442 места, из них: 37 мест предназначенных для содержания осужденных отряда хозяйственного обслуживания учреждения, 13 мест карцеров, 2 места в ШИЗО (л.д.9).
Согласно п.2.1 Устава СИЗО-2 предметом и целями деятельности Учреждения является создание подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законом (л.д.12-25).
В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 23 (действующей с 1 января 1998 г.) подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Прокурором г.Таганрога в адрес СИЗО-2 вносились представления от <дата> №, от <дата> №, от <дата> №, от <дата> №, от <дата> №, от <дата> №. от <дата> №, от <дата> №, от <дата> №, от <дата> №, от <дата> № о необходимости обеспечения прав лиц, содержащихся в следственном изоляторе на норму санитарной площади в размере 4 кв.м. на человека (л.д. 26-29, 32-36, 39-41, 44-46, 49-56, 60-62, 65-67, 70-73, 76-78, 81-85, 88-90, 93-98, 101-102, 105-108, 111-113, 116-120, 124-128, 132-136, 141-145). г.
На каждое представление был дан ответ о проведенных мероприятиях, уменьшении количества кроватей в камерах, проведенном ремонте, оборудовании камер дополнительными техническими устройствами и т.д. (л.д. 30-31, 37-38, 42-43, 47-48, 57-59, 63-64, 68-69, 74-75, 79-80, 86-88, 91-92, 99-100, 103-104, 109-110, 114-115, 121-123, 129-131, 137-140, 146-149).
Согласно п.п. 17.1 п.17 Указа Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313 Министерство юстиции Российской Федерации, принимает решения об изменении вида режима, об установлении и изменении лимита наполнения исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, о создании и ликвидации изолированных участков с различными видами режима в указанных учреждениях.
Согласно абз. 10 п.п. 3 п. 11 Указа Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314 директор ФСИН России вносит Министру юстиции Российской Федерации предложения об изменении вида режима, об установлении и изменении лимита наполнения исправительных учреждений, а также о ликвидации учреждений, исполняющих наказания.
Вопросы изменения лимита следственного изолятора инициируются территориальным органом ФСИН России (приказ Минюста России от 11.02.2015 г. №33).
В соответствии с п.п. 3 п. 19 Положения о ГУФСИН России по России по Ростовской области, утвержденных приказом ФСИН России № 518 от 11.06.2015 г., начальник ГУФСИН России по России по Ростовской области вносит предложение во ФСИН России об изменении вида режима и лимита наполнения исправительных учреждений, осуществляет подготовку данных о потребностях учреждений в государственных капитальных вложениях, оборудовании, осуществляет их защиту и согласование во всех инстанциях.
Согласно Уставу целями деятельности ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области является создание подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законом, однако не наделено правами рассматривать вопросы лимита наполняемости учреждения.
Пунктом 19 Положения о ГУФСИН России по Ростовской области определено, что обязанность по предоставлению во ФСИН России предложений об изменении лимита наполнения исправительных учреждений возложена на начальника ГУФСИН России по Ростовской области.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из чего, следует, что у ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области отсутствуют полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), а именно в непринятии мер по снижению лимита наполнения следственного изолятора и направлению во ФСИН России предложения на изменения лимита наполнения следственного изолятора, так как такими функциями обладает ГУФСИН России по Ростовской области.
Требований о признании бездействия ГУФСИН России по Ростовской области в выше указанной части не заявлено, как и не обосновано в чем бы выразилось данное бездействие. Представлений в адрес ГУФСИН России по Ростовской области по принятию мер о приведении лимита в соответствие не вносилось, в связи с чем не усматривается обязанности об обязании ФСИН России внесения предложения в Министерство юстиции РФ о снижении лимита наполнения. В то время как мероприятия в части установления нормы жилой площади на одного подозреваемого, обвиняемого, осужденного в соответствии с требованиями законодательства уже проводятся.
О предпринимаемых мерах и действиях по приведению лимита наполнения в соответствие свидетельствует предоставление сведений об имеющихся жилых (санитарных) площадях камер следственного изолятора от 12.10.2017г., 9.11.2017г., 10.10.2019г., переписка по данному факту между ГУФСИН России по Ростовской области и ФСИН России, письма от <дата> №; письма от <дата> №; рапорт от <дата>.
Таким образом, не усматривается оснований для установления бездействия со стороны административных ответчиков.
В силу п. 18 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189, размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утвержденного начальником СИЗО, либо лицом, его замещающим.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 года первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях N 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и N 2076 (LXII) от 13 мая 1977 года, предусматривают, в частности, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.
В соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 года N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Административным истцом на конкретные нарушения прав, свобод и законных интересов лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление не указано, не представлен план покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утвержденного начальником СИЗО, исходя из чего невозможно установить какое отклонение от установленного норматива площади имеется в СИЗО-2.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005г. N 950, камеры ИВС оборудуются санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности (п. 45).
Документом, предусматривающим оборудование санузла в камерах изоляторов временного содержания в зданиях органов внутренних дел, является Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (Свод правил - СП 12-95), введенная в действие протоколом МВД России от 12.02.1995г., одобренная письмом Минстроя России от 16.05.1995 г.
Системный анализ приведенных норм в их взаимной связи позволяет сделать вывод, что санузел является необходимой частью камеры, а следовательно, его площадь должна учитываться при расчете санитарной площади в камере. При проведении проверки данные замеры произведены не были.
Требований обеспечения содержащихся под стражей лиц жилой площадью (как требует административный истец) закон не содержит, как и нет сведений, что какая-либо жилая площадь имеется на территории СИЗО-2.
Заслуживает также внимания факт допустимости и достоверности справки о результатах проверки лимитной емкости СИЗО-2 от 9.10.2019г., выданной на основании экспликации камер режимных корпусов, подписанной заместителем прокурора, начальником СИЗО-2 и специалистом МУП БТИ г.Таганрога ( л.д.152-156).
Все представленные исследования не могут быть признаны судом достоверными и допустимыми доказательствами. Члены комиссии являются сотрудниками ГУФСИН России по Ростовской области, прокуратуры, не имеющими соответствующих документов, подтверждающих квалификацию строителей техников. Сведений о квалификации представителя МУП БТИ, принимавшего участие в исследовании также не представлено.
Суд соглашается с утверждением административного ответчика о необходимости определения наиболее точных данных (с применением поверенных приборов и определением конструктивных возможностей) обмера площадей камер. Необходимо проведение детальных инструментальных измерений, обследований и расчетов силами специализированной организации, имеющей соответствующие допуски. Так, в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» обследование зданий проводится силами специализированных организаций, оснащенных современной инструментальной базой и имеющих в своем составе специалистов в соответствующей отрасли.
При этом требованиями подпункта 5.1.7 пункта 5.1 раздела 5 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 N 1984-ст, определено, что обследование технического состояния зданий (сооружений) должно проводиться в три этапа, а именно подготовка к проведению обследования; предварительное (визуальное) обследование; детальное (инструментальное) обследование.
Социалисты должны иметь соответствующие допуски, квалификацию в указанных вопросах.
Как проводилось исследование и замеры, какие методы исследования кроме применялись, какие технические средства использовались, какая техническая документация бралась за исходную, и была ли она вообще, был ли истребован технический паспорт при замерах – данные проверки не содержат.
Ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы административным истцом не заявлялся, а судом на обсуждение сторон не ставился по той причине, что предложенный административным истцом вариант сокращения численности и размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственном изоляторе заслуживает критики, доказательств бездействия не представлено, как и не подтверждена обязанность административных ответчиков принимать те меры, которые предлагается прокурором установить для исключения нарушения прав подозреваемых, обвиняемых, осужденных.
В соответствии с п.13. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» в силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).
Учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные КАС РФ меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля).
В то же время, в рамках подготовки административного дела к судебному разбирательству ни в судебном заседании, ходатайств об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда административным истцом заявлено не было. Судом уточнялись требования административного истца и фактические основания этих требований, однако при рассмотрении дела они остались неизменными, заявлено было только лишь об исправлении описок в просительной части административного иска. Прокурор просил обязать СИЗО-2 (вместо СИЗО-3) внести предложения по снижению лимита до 373 мест, включая 37 осужденных отряда хозяйственного обслуживания (вместо 1527 мест, включая 109 осужденных отряда хозяйственного обслуживания
В п. 4 просительной части административного иска административный истец просит обязать ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН РФ по Ростовской области обеспечить размещение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с требованиями ст.23 Федерального закона №103 «О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных в совершении преступлений».
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Данное требование удовлетворению не подлежит, так как требования федерального законодательства, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, дополнительно обязывать ответчика исполнять закон решением суда не требуется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования Прокурора г. Таганрога к Федеральному казенному учреждению СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУ Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области, Федеральной службе исполнения наказаний России
о признании незаконным бездействия ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области, выразившееся в непринятии мер по снижению лимита наполнения ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН по Ростовской области в целях приведения нормы жилой площади осужденных требованиям ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;
обязании ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области и ФСИН России по Ростовской области, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, принять меры к формированию и направлению во ФСИН России предложения на изменение лимита наполнения ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области с учетом требований ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» из расчета 4 кв.м. жилой пощади на одного подследственного до 373 мест, включая 37 осужденных отряда хозяйственного обслуживания;
обязании ФСИН России в течение трех месяцев с момента поступления предложения ГУФСИН России по Ростовской области об изменении лимита заполнения ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области внести предложение в Министерство юстиции Российской Федерации о снижении лимита наполнения ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области с учетом требований ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» из расчета 4 кв.м. жилой площади на одного подследственного до 373 мест, включая 37 осужденных отряда хозяйственного обслуживания;
обязании ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области обеспечить размещение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствие с требованиями ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»,
– оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд.
Председательствующий Е.М. Фатыхова
Решение в окончательной форме изготовлено 02.12.2019 г.