Дело № 2а-246/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ЧР, г. Гудермес 26 марта 2018 года
Гудермесский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Виситаева Б.А.,
с участием: помощника прокурора Гудермесского района ЧР – Муталипова Д.Д.,
ответчика – ФИО1,
при секретаре - ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №а-246/2018 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Чеченской Республики ФИО3 к ФИО1 и Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по ЧР о прекращении действия права на управление транспортными средствами и признании водительского удостоверения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Чеченской Республики обратился в Гудермесский городской суд ЧР с административным исковым заявлением к ФИО1 и Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по ЧР о прекращении действия права на управление транспортными средствами и признании водительского удостоверения недействительным, мотивируя его тем, что прокуратурой Чеченской Республики в марте 2017 г. во исполнение п. 6.16 постановления координационного совещания руководителей правоохранительных органов Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию, расследованию и профилактике правонарушений и преступлений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. При этом, указывая что:
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В силу ст. 1 и 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 24 Федерального закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 6 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно п. 1 ст. 23.1 Федерального закона № 196-ФЗ, медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
На основании п. 4 ст. 23.1 Федерального закона № 196-ФЗ перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством РФ.
Так, согласно перечню медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденному постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, к таким противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), то есть болезни F10-F16, F18, F19 международной классификации болезней десятого пересмотра МКБ-10, принятой 43-ей Всемирной ассамблеей здравоохранения (психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя; опиоидов; каннабиоидов; седативных или снотворных средств; кокаина; других стимуляторов (включая кофеин); галлюциногенов; летучих растворителей; одновременным употреблением нескольких наркотических средств и использованием других психоактивных веществ).
Как предусмотрено п. 1 ст. 28 Федерального закона № 196-ФЗ, одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказанием к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (далее - Перечень).
Перечнем предусмотрено, что больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией допускаются к управлению транспортными средствами лишь при наличии стойкой ремиссии.
В силу п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.
Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.
В соответствии с п. 48 порядка, утвержденного приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № н, работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний: алкоголизм, токсикомания, наркомания.
Согласно перечню медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией допускаются к управлению транспортным средством лишь при наличии стойкой ремиссии (выздоровления).
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона № 196-ФЗ и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Проверкой установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдано водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>на управление транспортными средствами категории «В, С», действующее до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями, представленными УГИБДЦ МВД по ЧР.
Вместе с тем указанный правообладатель водительского удостоверения состоит на учете в наркологическом диспансере с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя».
Таким образом, факт его нахождения на учете в ГБУ «Республиканский наркологический диспансер» свидетельствует о наличии у него медицинского противопоказания для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
При этом в установленном порядке с наркологического учета он не снят, заключения комиссии о наступлении стойкой ремиссии, прекращении употребления в немедицинских целях психоактивных веществ в отношении него не выносилось.
Нахождение ФИО1 на учете в наркологическом диспансере, отсутствие сведений о его стойкой ремиссии и наличие противопоказаний к управлению транспортными средствами по состоянию здоровья подтверждается заключением врачебной комиссии ГБУ «Республиканский наркологический диспансер».
Из содержания вышеприведенных нормативных правовых актов, определяющих основания прекращения действия права на управление транспортными средствами, следует, что медицинские противопоказания применяются для всех лиц, управляющих транспортными средствами. Следовательно, наличие заболеваний, указанных в Перечне, служит основанием в соответствии со ст. 28 Федерального закона № 196-ФЗ для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Вероятными негативными последствиями управления транспортным средством при наличии указанного выше заболевания, являются создание угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе участников дорожного движения, либо причинения имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 1065 Гражданского кодекса РФ определено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Гарантированное установленными государствами мерами принуждения исполнение требований законодательства может быть достигнуто посредством обращения прокурора в суд с соответствующим иском и последующего исполнения судебного акта.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО4, указанные административные исковые требования заместителя прокурора Чеченской Республики ФИО3 поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске. Просил удовлетворить их в полном объеме.
Административный ответчик – ФИО1 в судебном заседании не возражал против удовлетворения административных исковых требований, пояснив, что он действительно состоит на учете ГБУ «Республиканский наркологический диспансер». В настоящее время алкогольные напитки не употребляет. Будет принимать меры для снятия его с учета ГБУ «Республиканский наркологический диспансер».
Административный ответчик - УГИБДД МВД по ЧР извещенный о дате и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил, о рассмотрении дела в отсутствии их представителя не просил.
Представитель третьего лица - ГБУ «Республиканский наркологический диспансер» извещенный о дате и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не явился, о рассмотрении данного дело в его отсутствии не просил.
Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, представителя третьего лица, явка которых обязательной не признана.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из положений подраздела 3 раздела 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», право на управление транспортным средством, являющееся предметом спора по рассматриваемому делу, не отнесено к числу имущественных (гражданских) прав. Такое право не обладает оборотоспособностью, и совершение гражданско-правовых сделок в отношении его невозможно.
Регулируемые Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Как следует из частей 1, 3 ст. 1 КАС РФ, а также правовой позиции, изложенной в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.
Поскольку наличием водительского удостоверения у ФИО1, могут быть нарушены права других лиц, круг которых не определен, заместителя прокурора Чеченской Республики правомерно обратился в защиту прав неопределенного круга лиц с настоящим административным иском в суд. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что настоящее административное исковое заявление подлежит рассмотрению по существу.
В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
Постановлением Правительства РФ «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Согласно данному перечню для водителей автотранспортными средствами установлены противопоказания при алкоголизме, наркомании, токсикомании.
Кроме того, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» предусмотрено, что противопоказанием к управлению транспортным средством являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Принимая во внимание, что состояние здоровья ФИО1 согласно заключения врачебной комиссии ГБУ «Республиканский наркологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время препятствует безопасному управлению транспортными средствами, то данное обстоятельство является основанием к прекращению права административного ответчика на управление транспортными средствами.
Прекращение названного права административного ответчика не противоречит действующему законодательству, согласуется с положениями ст. 55 Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1. Административное исковое заявление Заместителя прокурора Чеченской Республики к ФИО1 и Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по ЧР о прекращении действия права на управление транспортными средствами и признании водительского удостоверения недействительным, удовлетворить.
2. Прекратить действие права ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами.
3.Признать недействительным водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, выданное ФИО1.
4. Обязать ФИО1 после вступления в силу решения суда сдать в УГИБДД МВД по ЧР водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>.
5. Обязать УГИБДД МВД по ЧР после вступления в силу решения суда внести в соответствующие базы данных ГИБДД сведения о прекращении действия водительского удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, выданного ФИО1.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд ЧР через Гудермесский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись. Б.А. Виситаев
Копия верна.
Судья Гудермесского
городского суда ЧР: Б.А. Виситаев