Решение по делу № 33-9065/2024 от 09.07.2024

Судья - Берсенёва О.П.

Дело № 33-9065/2024 (2-5152/2023)

УИД 59RS0007-01-2023-003596-90

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 27.08.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Бабиновой Н.А.

судей Лапухиной Е.А., Коневских О.В.,

при ведении протокола помощником судьи Рожковой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанцевой Марины Валентиновны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным, включении периодов работы в общий и специальный стаж, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии,

по апелляционной жалобе Казанцевой Марины Валентиновны на решение Свердловского районного суда г.Перми от 06 марта 2024 года,

Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения истца Казанцевой М.В., возражения представителя ответчика Вашкевич С.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

истец Казанцева М.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения об установлении пенсии Государственного учреждения - Отделения Пенсионного-фонда Российской Федерации по Пермскому краю незаконным в части исключения периодов с 01.01.2015 по 31.12.2016 в должности адвоката в Адвокатской палате Пермского края; включить в общий трудовой стаж периоды работы с 23.06.2003 по 26.11.2003, с 01.01.2015 по 31.12.2016, с 01.01.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по дату назначения пенсии в должности адвоката в Адвокатской палате Пермского края; произвести перерасчет пенсии по периодам работы с 23.06.2003 по 26.11.2003, с 01.01.2015 по 31.12.2016, с 01.01.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по дату назначения пенсии в должности адвоката в Адвокатской палате Пермского края с даты назначения пенсии по дату фактического включения периодов в трудовой стаж для расчета пенсии; включить в специальный трудовой стаж периоды работы с 01.11.1989 по 30.08.2000 в должности преподавателя в Сухинской восьмилетней школе Пермской области, с 14.12.1992 по 09.08.1994 в Средней школе № 3 г. Кизел Пермской области, с 23.08.1994 по 12.10.1997 в Меркушинской средней школе Пермской области, 13.10.1997 по 30.08.2000 в Заболотской средней школе Пермской области для досрочной трудовой пенсии; взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Требования мотивированы тем, что 04.03.2021 истец обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю с целью консультации и дальнейшего назначения досрочной страховой пенсии. Сотрудниками ответчика ей было рекомендовано доплатить 52107,78 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2017. Данная сумма была оплачена ею по платежному поручению от 18.03.2021 и подлежала зачету в периоды до 01.01.2017.

09.04.2021 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с воспитанием ребёнка-инвалида с детства на основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ. Истцу была назначена пенсия в размере 10616,95 руб. Несмотря на уплату страховых взносов, 03.09.2022 истец получила пенсию в размере 11063,01 руб., что соответствует размеру выплат в августе 2022г. Увеличение пенсии не связано с уплаченной ею суммой 52107,78 руб. С действиями ответчика она не согласна. Полагает, что денежные средства в размере 52107,78 руб. неправомерно не зачтены в страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2017, что в последствии должно было повлиять на размер ее пенсии.

Также при назначении пенсии ей не включены в общий трудовой стаж периоды работы: с 23.06.2003 по 26.11.2003, с 01.01.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 - по дату назначения пенсии последующие в должности адвоката в Адвокатской палате Пермского края.

В специальный стаж также не включены периоды работы: с 01.11.1989 по 30.08.2000 в должности преподавателя в Сухинской восьмилетней школе Пермской области, с 14.12.1992 по 09.08.1994 в Средней школе № 3 г. Кизел Пермской области, с 23.08.1994 по 12.10.1997 в Меркушинской средней школе Пермской области, 13.10.1997 по 30.08.2000 в Заболотской средней школе Пермской области в должности преподавателя. Согласно «Списку профессий и должностей работников образования», утверждённому постановлением СМ РСФСР за № 463 от 06.09.1991 осуществление Казанцевой М.В. педагогической деятельности с 01.11.1989 по 30.08.2000 в должности преподавателя в Сухинской восьмилетней школе Пермской области, с 14.12.1992 по 09.08.1994 в Средней школе №3 г. Кизел Пермской области, с 23.08.1994 по 12.10.1997 года в Меркушинской средней школе Пермской области, 13.10.1997 по 30.08.2000 в Заболотской средней школе подлежат включению в специальный стаж, дающий ей права назначения пенсии по выслуге лет, поскольку она работала полный рабочий день, объем часов составлял более одной ставки во всех образовательных учреждениях, в которых она осуществляла педагогическую деятельность.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Пермскому краю.

Истец Казанцева М.В. в судебное заседание не явилась, причина неявки судом признана неуважительной.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам письменного отзыва, дополнительного письменного отзыва.

Представитель третьего лица Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Пермскому краю участия в судебном заседании не принимал.

Решением Свердловского районного суда г.Перми от 06 марта 2024 года отказано в удовлетворении исковых требований Казанцевой М.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в полном объеме; постановлено возвратить Казанцевой М.В. излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 300,00 руб., выдать справку на возврат государственной пошлины.

В апелляционной жалобе истец Казанцева М.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. В жалобе указывает на то, что судом не дано оценки доводам и тому обстоятельству, что истцом произведена оплата страховых взносов в размере 52107,78 руб. за периоды, истекшие до 01.01.2017, однако ответчиком данные страховые взносы неправомерно не зачтены и в связи с их уплатой не произведен перерасчет пенсионных выплат. Также заявитель жалобы полагает, что судом неправомерно отказано во включении в специальный стаж периодов работы с 01.11.1989 по 30.08.2000, с 14.12.1992 по 09.08.1994, с 23.08.1994 по 12.10.1997, с 13.10.1997 по 30.08.2000 в должности преподавателя. Указывает, что судом необоснованно не удовлетворены заявленные истцом ходатайства, ответы на которые могли повлиять на результат рассмотрения дела.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились: истец Казанцева М.В., на доводах жалобы настаивали, представитель ответчика Вашкевич С.В. с доводами жалобы не согласилась. Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, с заявлением об отложении рассмотрения дела не обращались.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив заявленные стороной истца ходатайства в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.

Правовое регулирование назначения пенсии закреплено в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Согласно частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьями 25.1, 25.2 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона № 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном унифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 Закона № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном унифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведении индивидуального (персонифицированного) учета (часть 1и 2 статьи 14 Закона № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила № 1015).

Согласно пункту 43 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и финального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального персонифицированного) учета.

В разъяснениях, содержащихся в абзаце 3 пункта 9 постановления Пленума верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 04.12.2007 № 950-0-0, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию. Однако это правило не распространяется лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 Закона 400-ФЗ, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их значении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года.

В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - закон № 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 Закона № 167-ФЗ), адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой (за исключением индивидуальных предпринимателей, адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 Закона № 167-ФЗ).

Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (пункт 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ).

Таким образом, адвокаты - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, формируют свои пенсионные права самостоятельно, несут сами за себя ответственность и не зависят от других лиц, в отличие от физических лиц, работающих у страхователя и не имеющих возможности формировать свои пенсионные права без участия страхователя.

Право на перерасчет у них возникает по пункту 3 части 2 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, согласно которому перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Казанцева М.В. зарегистрирована в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в качестве адвоката с 27.11.2003 по настоящее время (л.д. 210 т.1).

09.04.2021 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ, согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю от 28.04.2021 № ** Казанцевой М.В. назначена страховая пенсия по старости с 07.05.2021 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ (пенсионное дело на л.д. 163-212а т.1).

Оценка пенсионных прав истца произведена по пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ с учетом периодов работы и периодов ухода за ребенком-инвалидом как наиболее выгодный для истца вариант, страховой стаж составил 27 лет 2 месяца 21 день.

То, что указанный вариант оценки пенсионных прав истца является наиболее выгодным для истца вариантом подтверждается расчётами ответчика, приведенными в дополнительных возражениях на исковое заявление, так как согласно данным расчетам, оценка пенсионных прав истца по пункту 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ и по пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ с учетом периодов работы и периодов ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет приведен к уменьшению размера пенсии (л.д. 151-155 т.1).

В том числе в соответствие с избранным вариантом оценки пенсионных прав истца в страховой стаж включены периоды работы с 01.11.1989 по 12.12.1992, с 14.12.1992 по 09.08.1994, с 10.08.1994 по 22.08.1994 (уход за ребенком-инвалидом), с 23.08.1994 по 12.10.1997, с 13.10.1997 по 15.09.200, с 16.09.2000 по 30.09.2000 (уход за ребенком-инвалидом), с 01.10.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 11.03.2002 (уход за ребенком-инвалидом), с 12.03.2002 по 31.12.2014, с 01.01.2017 по 31.12.2018, с 01.02.2019 по 06.02.2019, с 14.02.2019 по 26.02.2019.

Полагая, что ответчиком допущено нарушение пенсионных прав, обращаясь с настоящими требованиями, истец просила признать незаконным решения ответчика в части исключения периодов работы с 01.01.2015 по 31.12.2016 в качестве адвоката в Адвокатской палате Пермского края; включить в общий стаж периоды работы с 23.06.2003 по 26.11.2003, с 01.01.2015 по 31.12.2016, с 01.01.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 в качестве адвоката в Адвокатской палате Пермского края и произвести перерасчет пенсии с учетом указанных периодов.

В обоснование заявленных требований истец указала, что доплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 52107,78 руб., которая подлежала зачету в периоды до 01.01.2017. После оплаты с сентября 2022 года ответчик должен был произвести перерасчёт пенсии.

Принимая решение по заявленным требованиям, проанализировав имеющиеся в деле документы и доказательства, включая сведения выписки о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (истца), суд первой инстанции исходил из того, что Казанцевой М.В. несвоевременно и не в полном размере уплачивались страховые взносы за периоды осуществления адвокатской деятельности; доказательств уплаты страховых взносов и зачет уплаченных сумм в счет погашения страховых платежей за 2015 и 2016 г.г. не представлено; при этом периоды, по которым страховые взносы уплачены, пенсионным органом включены в стаж и расчет для исчисления размера пенсии; после уплаты страховых взносов в 2021 году и погашения задолженности за периоды 2018-2021г.г. истцу произведен беззаявительный перерасчет страховой пенсии по старости с 01.08.2022; за счет страховых взносов, уплаченных в 2022 году за текущий год, произведен перерасчет с 01.08.2023; периоды осуществления истцом адвокатской деятельности с 01.01.2019 по 31.12.2022 в связи с уплатой страховых взносов также отражены в сведениях о страховом стаже; период работы истца с 23.06.2003 по 26.11.2003 изначально учтен ответчиком при определении страхового стажа истца в целях определения ее права на назначение досрочной пенсии в составе периода с 12.03.2002 по 31.12.2014.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, нарушений пенсионных прав истца ответчиком не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения требований иска в данной части не имеется.

Доводы апелляционной жалобы истца со ссылкой на то обстоятельство, что по рекомендации сотрудников ответчика в 2021 году истцом были оплачены страховые взносы в размере 52107,78 руб., которые в соответствии с указанием кода КБК подлежали зачету за периоды, истекшие до 01.01.2017, однако при уплате данных страховых взносов перерасчет пенсии с сентября 2022 года не произведен, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и отмену решения суда не влекут.

В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции в целях проверки доводов жалобы истца и установления юридически значимых обстоятельств, с учетом мнения сторон, судебной коллегией были истребованы и принята в дело информация, представленная Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю в письме от 27.08.2024. Согласно изложенных сведений, на основании Федерального закона № 436-ФЗ от 28.12.2017 в отношении истца налоговым органом было принято решение от 30.08.2018 о признании безнадежной ко взысканию и списанию задолженности за периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 24182,80 руб. В части платежного документа на сумму 52107,78 руб., сообщено, что Межрайонной ИФНС № 19 по Пермскому краю в Инспекцию № 21 перенаправлено письмом от 16.04.2021 обращение Казанцевой М.В., в котором налогоплательщик просила уточнить платежный документ на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за периоды до 01.01.2013. Поскольку начисления по страховым взносам до 01.01.2013 отсутствовали, начисления по сроку уплаты до 01.01.2017 отражены датой записи 20.02.2017, тем самым отсутствуют начисления за периоды до 01.01.2017, Инспекцией принято решение об уточнении суммы платежа 52107 руб. на КБК (страховые взносы за расчетные периоды начиная с 01.01.2017). Платеж распределен следующим образом: сумма 31551,30 руб. распределилась в начисления за 2021 год по сроку уплаты 10.01.2022, сумма 20556,48 руб. зачтена по решению налогового органа в счет погашения задолженности по виду платежа пени.

Таким образом, материалами дела не подтверждаются доводы истца об уплате и погашении задолженности по страховым платежам за периоды, истекшие до 01.01.2017. Напротив, материалами дела и сведениями налогового органа установлено, что внесенный истцом платеж на страховые взносы по платежному документу от 18.03.2021 № 16 на сумму 52107,78 руб. был распределен налоговым органом в счет уплаты страховых взносов за 2021 год, а в дальнейшем включен ответчиком в расчет пенсионных выплат.

При таком положении, учитывая, что в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхования с 01.01.2017 переданы налоговым органам, в рассматриваемом случае именно налоговым органом приняты соответствующие решения о направлении и зачете уплаченных истцом сумм страховых взносов за определенные периоды, в связи с чем судебная коллегия находит, что на ответчика – пенсионный орган не может быть возложена обязанность по учету периодов, сведения об уплате страховых взносов за которые отсутствуют и не зачтены налоговым органом.

Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что фактически имеет место спор истца о порядке распределения и учета уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что в настоящем деле выходит за рамки предмета заявленных требований к ответчику – пенсионному органу, в полномочия которого с 01.01.2017 не входит администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При этом из материалов дела следует и истцом не оспорено, что учет продолжительности трудовой деятельности истца и расчет размера пенсионных выплат произведен ответчиком в соответствии со сведениями, включенными в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (истца) по данным, предоставленным налоговым органом.

Принимая во внимание изложенное, доводы апелляционной жалобы истца в данной части подлежат отклонению как несостоятельные.

Также истцом Казанцевой М.В. заявлены требования о включении в специальный стаж периодов ее работы в должности преподавателя с 1989 г. по 2000 г.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истца в данной части, руководствуясь положениями статей 30, 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции исходил из того, что право истца на назначение досрочной страховой пенсии определялось ответчиком по основаниям пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ; спорные периоды работы истца в учреждениях для детей включены в страховой стаж как периоды работы или периоды ухода за ребенком-инвалидом; право истца на досрочное назначение страховой пенсии по основаниям пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ как осуществление педагогической деятельности не определялось; на размер страховой пенсии указанные периоды специального стажа не влияют; истцом не доказано, что в отношении нее ответчиком совершены какие-либо действия, направленные на нарушение пенсионных прав.

Судебная коллегия с выводами суда в данной части в полной мере соглашается и находит их обоснованными.

В апелляционной жалобе истец, заявляя о несогласии с решением и выводами суда в данной части, кроме ссылок на нормы материального права, регулирующие основания и порядок учета специального педагогического стажа, каких-либо обоснований не приведено.

В суде апелляционной инстанции истец пояснила, что подсчет специального стажа ей необходим в целях продолжения педагогической деятельности.

Между тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, какого-либо определяющего значения установление продолжительности специального педагогического стажа истца при разрешении вопроса о пенсионных выплатах, в настоящее время не имеется.

Пенсионные права истца на назначение досрочной страховой пенсии определены ответчиком по основаниям пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ, истец является получателем пенсии с 07.05.2021.

При этом, исходя из спорных периодов работы истца, заявленных в настоящем деле для включения в специальный стаж педагогической деятельности, даже с учетом включения этих периодов, специальный стаж в соответствии с положениями пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, на момент обращения за назначением пенсии требуемой продолжительности отсутствовал, в связи с чем не мог повлиять на разрешение вопроса о праве истца на назначение пенсии.

Кроме того, специальный стаж мог быть учтен для расчета размера пенсионных выплат по пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, где продолжительность специального стажа влияет на расчет стажевого коэффициента. Между тем, на момент обращения за назначением пенсии специальный стаж истца не составлял требуемой продолжительности по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, соответственно, каких-либо последствий для увеличения стажевого коэффициента, который для истца взят 0,55, и расчета размера пенсионных выплат его определение не могло повлечь.

Более того, из материалов пенсионного дела следует, что на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии, истцом какие-либо документы и сведения по спорным периодам работы в учреждениях для детей в пенсионный орган не представлялись, а сбор документов и доказательств осуществлен лишь в ходе рассмотрения настоящего дела, в том числе и в ходе его разрешения в суде апелляционной инстанции.

Таким образом, пенсионному органу такие документы и материалы для оценки пенсионных прав истца по основаниям пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ не предоставлялись и предметом оценки не являлись, решений об исключении данных периодов из подсчета специального стажа истца не принималось, в связи с чем отсутствуют основания для вывода о том, что ответчиком совершены какие-либо действия, направленные на нарушение пенсионных прав истца, которые подлежат защите в судебном порядке.

С учетом изложенного, судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, при определении обстоятельств, имеющих значение для дела и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.

Спор судом разрешен в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах заявленных истцом требований и оснований. Нарушений процессуальных прав истца, в том числе на предоставление доказательств, не установлено, нормы материального права применены судом правильно, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г.Перми от 06 марта 2024 года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Казанцевой Марины Валентиновны, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий – подпись

Судьи – подписи

Мотивированное апелляционное определение составлено 03.09.2024

Судья - Берсенёва О.П.

Дело № 33-9065/2024 (2-5152/2023)

УИД 59RS0007-01-2023-003596-90

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 27.08.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Бабиновой Н.А.

судей Лапухиной Е.А., Коневских О.В.,

при ведении протокола помощником судьи Рожковой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанцевой Марины Валентиновны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным, включении периодов работы в общий и специальный стаж, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии,

по апелляционной жалобе Казанцевой Марины Валентиновны на решение Свердловского районного суда г.Перми от 06 марта 2024 года,

Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения истца Казанцевой М.В., возражения представителя ответчика Вашкевич С.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

истец Казанцева М.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения об установлении пенсии Государственного учреждения - Отделения Пенсионного-фонда Российской Федерации по Пермскому краю незаконным в части исключения периодов с 01.01.2015 по 31.12.2016 в должности адвоката в Адвокатской палате Пермского края; включить в общий трудовой стаж периоды работы с 23.06.2003 по 26.11.2003, с 01.01.2015 по 31.12.2016, с 01.01.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по дату назначения пенсии в должности адвоката в Адвокатской палате Пермского края; произвести перерасчет пенсии по периодам работы с 23.06.2003 по 26.11.2003, с 01.01.2015 по 31.12.2016, с 01.01.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по дату назначения пенсии в должности адвоката в Адвокатской палате Пермского края с даты назначения пенсии по дату фактического включения периодов в трудовой стаж для расчета пенсии; включить в специальный трудовой стаж периоды работы с 01.11.1989 по 30.08.2000 в должности преподавателя в Сухинской восьмилетней школе Пермской области, с 14.12.1992 по 09.08.1994 в Средней школе № 3 г. Кизел Пермской области, с 23.08.1994 по 12.10.1997 в Меркушинской средней школе Пермской области, 13.10.1997 по 30.08.2000 в Заболотской средней школе Пермской области для досрочной трудовой пенсии; взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Требования мотивированы тем, что 04.03.2021 истец обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю с целью консультации и дальнейшего назначения досрочной страховой пенсии. Сотрудниками ответчика ей было рекомендовано доплатить 52107,78 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2017. Данная сумма была оплачена ею по платежному поручению от 18.03.2021 и подлежала зачету в периоды до 01.01.2017.

09.04.2021 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с воспитанием ребёнка-инвалида с детства на основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ. Истцу была назначена пенсия в размере 10616,95 руб. Несмотря на уплату страховых взносов, 03.09.2022 истец получила пенсию в размере 11063,01 руб., что соответствует размеру выплат в августе 2022г. Увеличение пенсии не связано с уплаченной ею суммой 52107,78 руб. С действиями ответчика она не согласна. Полагает, что денежные средства в размере 52107,78 руб. неправомерно не зачтены в страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2017, что в последствии должно было повлиять на размер ее пенсии.

Также при назначении пенсии ей не включены в общий трудовой стаж периоды работы: с 23.06.2003 по 26.11.2003, с 01.01.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 - по дату назначения пенсии последующие в должности адвоката в Адвокатской палате Пермского края.

В специальный стаж также не включены периоды работы: с 01.11.1989 по 30.08.2000 в должности преподавателя в Сухинской восьмилетней школе Пермской области, с 14.12.1992 по 09.08.1994 в Средней школе № 3 г. Кизел Пермской области, с 23.08.1994 по 12.10.1997 в Меркушинской средней школе Пермской области, 13.10.1997 по 30.08.2000 в Заболотской средней школе Пермской области в должности преподавателя. Согласно «Списку профессий и должностей работников образования», утверждённому постановлением СМ РСФСР за № 463 от 06.09.1991 осуществление Казанцевой М.В. педагогической деятельности с 01.11.1989 по 30.08.2000 в должности преподавателя в Сухинской восьмилетней школе Пермской области, с 14.12.1992 по 09.08.1994 в Средней школе №3 г. Кизел Пермской области, с 23.08.1994 по 12.10.1997 года в Меркушинской средней школе Пермской области, 13.10.1997 по 30.08.2000 в Заболотской средней школе подлежат включению в специальный стаж, дающий ей права назначения пенсии по выслуге лет, поскольку она работала полный рабочий день, объем часов составлял более одной ставки во всех образовательных учреждениях, в которых она осуществляла педагогическую деятельность.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Пермскому краю.

Истец Казанцева М.В. в судебное заседание не явилась, причина неявки судом признана неуважительной.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам письменного отзыва, дополнительного письменного отзыва.

Представитель третьего лица Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Пермскому краю участия в судебном заседании не принимал.

Решением Свердловского районного суда г.Перми от 06 марта 2024 года отказано в удовлетворении исковых требований Казанцевой М.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в полном объеме; постановлено возвратить Казанцевой М.В. излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 300,00 руб., выдать справку на возврат государственной пошлины.

В апелляционной жалобе истец Казанцева М.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. В жалобе указывает на то, что судом не дано оценки доводам и тому обстоятельству, что истцом произведена оплата страховых взносов в размере 52107,78 руб. за периоды, истекшие до 01.01.2017, однако ответчиком данные страховые взносы неправомерно не зачтены и в связи с их уплатой не произведен перерасчет пенсионных выплат. Также заявитель жалобы полагает, что судом неправомерно отказано во включении в специальный стаж периодов работы с 01.11.1989 по 30.08.2000, с 14.12.1992 по 09.08.1994, с 23.08.1994 по 12.10.1997, с 13.10.1997 по 30.08.2000 в должности преподавателя. Указывает, что судом необоснованно не удовлетворены заявленные истцом ходатайства, ответы на которые могли повлиять на результат рассмотрения дела.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились: истец Казанцева М.В., на доводах жалобы настаивали, представитель ответчика Вашкевич С.В. с доводами жалобы не согласилась. Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, с заявлением об отложении рассмотрения дела не обращались.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив заявленные стороной истца ходатайства в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.

Правовое регулирование назначения пенсии закреплено в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Согласно частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьями 25.1, 25.2 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона № 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном унифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 Закона № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном унифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведении индивидуального (персонифицированного) учета (часть 1и 2 статьи 14 Закона № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила № 1015).

Согласно пункту 43 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и финального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального персонифицированного) учета.

В разъяснениях, содержащихся в абзаце 3 пункта 9 постановления Пленума верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 04.12.2007 № 950-0-0, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию. Однако это правило не распространяется лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 Закона 400-ФЗ, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их значении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года.

В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - закон № 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 Закона № 167-ФЗ), адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой (за исключением индивидуальных предпринимателей, адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 Закона № 167-ФЗ).

Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (пункт 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ).

Таким образом, адвокаты - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, формируют свои пенсионные права самостоятельно, несут сами за себя ответственность и не зависят от других лиц, в отличие от физических лиц, работающих у страхователя и не имеющих возможности формировать свои пенсионные права без участия страхователя.

Право на перерасчет у них возникает по пункту 3 части 2 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, согласно которому перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Казанцева М.В. зарегистрирована в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в качестве адвоката с 27.11.2003 по настоящее время (л.д. 210 т.1).

09.04.2021 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ, согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю от 28.04.2021 № ** Казанцевой М.В. назначена страховая пенсия по старости с 07.05.2021 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ (пенсионное дело на л.д. 163-212а т.1).

Оценка пенсионных прав истца произведена по пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ с учетом периодов работы и периодов ухода за ребенком-инвалидом как наиболее выгодный для истца вариант, страховой стаж составил 27 лет 2 месяца 21 день.

То, что указанный вариант оценки пенсионных прав истца является наиболее выгодным для истца вариантом подтверждается расчётами ответчика, приведенными в дополнительных возражениях на исковое заявление, так как согласно данным расчетам, оценка пенсионных прав истца по пункту 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ и по пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ с учетом периодов работы и периодов ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет приведен к уменьшению размера пенсии (л.д. 151-155 т.1).

В том числе в соответствие с избранным вариантом оценки пенсионных прав истца в страховой стаж включены периоды работы с 01.11.1989 по 12.12.1992, с 14.12.1992 по 09.08.1994, с 10.08.1994 по 22.08.1994 (уход за ребенком-инвалидом), с 23.08.1994 по 12.10.1997, с 13.10.1997 по 15.09.200, с 16.09.2000 по 30.09.2000 (уход за ребенком-инвалидом), с 01.10.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 11.03.2002 (уход за ребенком-инвалидом), с 12.03.2002 по 31.12.2014, с 01.01.2017 по 31.12.2018, с 01.02.2019 по 06.02.2019, с 14.02.2019 по 26.02.2019.

Полагая, что ответчиком допущено нарушение пенсионных прав, обращаясь с настоящими требованиями, истец просила признать незаконным решения ответчика в части исключения периодов работы с 01.01.2015 по 31.12.2016 в качестве адвоката в Адвокатской палате Пермского края; включить в общий стаж периоды работы с 23.06.2003 по 26.11.2003, с 01.01.2015 по 31.12.2016, с 01.01.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 в качестве адвоката в Адвокатской палате Пермского края и произвести перерасчет пенсии с учетом указанных периодов.

В обоснование заявленных требований истец указала, что доплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 52107,78 руб., которая подлежала зачету в периоды до 01.01.2017. После оплаты с сентября 2022 года ответчик должен был произвести перерасчёт пенсии.

Принимая решение по заявленным требованиям, проанализировав имеющиеся в деле документы и доказательства, включая сведения выписки о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (истца), суд первой инстанции исходил из того, что Казанцевой М.В. несвоевременно и не в полном размере уплачивались страховые взносы за периоды осуществления адвокатской деятельности; доказательств уплаты страховых взносов и зачет уплаченных сумм в счет погашения страховых платежей за 2015 и 2016 г.г. не представлено; при этом периоды, по которым страховые взносы уплачены, пенсионным органом включены в стаж и расчет для исчисления размера пенсии; после уплаты страховых взносов в 2021 году и погашения задолженности за периоды 2018-2021г.г. истцу произведен беззаявительный перерасчет страховой пенсии по старости с 01.08.2022; за счет страховых взносов, уплаченных в 2022 году за текущий год, произведен перерасчет с 01.08.2023; периоды осуществления истцом адвокатской деятельности с 01.01.2019 по 31.12.2022 в связи с уплатой страховых взносов также отражены в сведениях о страховом стаже; период работы истца с 23.06.2003 по 26.11.2003 изначально учтен ответчиком при определении страхового стажа истца в целях определения ее права на назначение досрочной пенсии в составе периода с 12.03.2002 по 31.12.2014.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, нарушений пенсионных прав истца ответчиком не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения требований иска в данной части не имеется.

Доводы апелляционной жалобы истца со ссылкой на то обстоятельство, что по рекомендации сотрудников ответчика в 2021 году истцом были оплачены страховые взносы в размере 52107,78 руб., которые в соответствии с указанием кода КБК подлежали зачету за периоды, истекшие до 01.01.2017, однако при уплате данных страховых взносов перерасчет пенсии с сентября 2022 года не произведен, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и отмену решения суда не влекут.

В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции в целях проверки доводов жалобы истца и установления юридически значимых обстоятельств, с учетом мнения сторон, судебной коллегией были истребованы и принята в дело информация, представленная Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю в письме от 27.08.2024. Согласно изложенных сведений, на основании Федерального закона № 436-ФЗ от 28.12.2017 в отношении истца налоговым органом было принято решение от 30.08.2018 о признании безнадежной ко взысканию и списанию задолженности за периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 24182,80 руб. В части платежного документа на сумму 52107,78 руб., сообщено, что Межрайонной ИФНС № 19 по Пермскому краю в Инспекцию № 21 перенаправлено письмом от 16.04.2021 обращение Казанцевой М.В., в котором налогоплательщик просила уточнить платежный документ на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за периоды до 01.01.2013. Поскольку начисления по страховым взносам до 01.01.2013 отсутствовали, начисления по сроку уплаты до 01.01.2017 отражены датой записи 20.02.2017, тем самым отсутствуют начисления за периоды до 01.01.2017, Инспекцией принято решение об уточнении суммы платежа 52107 руб. на КБК (страховые взносы за расчетные периоды начиная с 01.01.2017). Платеж распределен следующим образом: сумма 31551,30 руб. распределилась в начисления за 2021 год по сроку уплаты 10.01.2022, сумма 20556,48 руб. зачтена по решению налогового органа в счет погашения задолженности по виду платежа пени.

Таким образом, материалами дела не подтверждаются доводы истца об уплате и погашении задолженности по страховым платежам за периоды, истекшие до 01.01.2017. Напротив, материалами дела и сведениями налогового органа установлено, что внесенный истцом платеж на страховые взносы по платежному документу от 18.03.2021 № 16 на сумму 52107,78 руб. был распределен налоговым органом в счет уплаты страховых взносов за 2021 год, а в дальнейшем включен ответчиком в расчет пенсионных выплат.

При таком положении, учитывая, что в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхования с 01.01.2017 переданы налоговым органам, в рассматриваемом случае именно налоговым органом приняты соответствующие решения о направлении и зачете уплаченных истцом сумм страховых взносов за определенные периоды, в связи с чем судебная коллегия находит, что на ответчика – пенсионный орган не может быть возложена обязанность по учету периодов, сведения об уплате страховых взносов за которые отсутствуют и не зачтены налоговым органом.

Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что фактически имеет место спор истца о порядке распределения и учета уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что в настоящем деле выходит за рамки предмета заявленных требований к ответчику – пенсионному органу, в полномочия которого с 01.01.2017 не входит администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При этом из материалов дела следует и истцом не оспорено, что учет продолжительности трудовой деятельности истца и расчет размера пенсионных выплат произведен ответчиком в соответствии со сведениями, включенными в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (истца) по данным, предоставленным налоговым органом.

Принимая во внимание изложенное, доводы апелляционной жалобы истца в данной части подлежат отклонению как несостоятельные.

Также истцом Казанцевой М.В. заявлены требования о включении в специальный стаж периодов ее работы в должности преподавателя с 1989 г. по 2000 г.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истца в данной части, руководствуясь положениями статей 30, 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции исходил из того, что право истца на назначение досрочной страховой пенсии определялось ответчиком по основаниям пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ; спорные периоды работы истца в учреждениях для детей включены в страховой стаж как периоды работы или периоды ухода за ребенком-инвалидом; право истца на досрочное назначение страховой пенсии по основаниям пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ как осуществление педагогической деятельности не определялось; на размер страховой пенсии указанные периоды специального стажа не влияют; истцом не доказано, что в отношении нее ответчиком совершены какие-либо действия, направленные на нарушение пенсионных прав.

Судебная коллегия с выводами суда в данной части в полной мере соглашается и находит их обоснованными.

В апелляционной жалобе истец, заявляя о несогласии с решением и выводами суда в данной части, кроме ссылок на нормы материального права, регулирующие основания и порядок учета специального педагогического стажа, каких-либо обоснований не приведено.

В суде апелляционной инстанции истец пояснила, что подсчет специального стажа ей необходим в целях продолжения педагогической деятельности.

Между тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, какого-либо определяющего значения установление продолжительности специального педагогического стажа истца при разрешении вопроса о пенсионных выплатах, в настоящее время не имеется.

Пенсионные права истца на назначение досрочной страховой пенсии определены ответчиком по основаниям пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ, истец является получателем пенсии с 07.05.2021.

При этом, исходя из спорных периодов работы истца, заявленных в настоящем деле для включения в специальный стаж педагогической деятельности, даже с учетом включения этих периодов, специальный стаж в соответствии с положениями пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, на момент обращения за назначением пенсии требуемой продолжительности отсутствовал, в связи с чем не мог повлиять на разрешение вопроса о праве истца на назначение пенсии.

Кроме того, специальный стаж мог быть учтен для расчета размера пенсионных выплат по пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, где продолжительность специального стажа влияет на расчет стажевого коэффициента. Между тем, на момент обращения за назначением пенсии специальный стаж истца не составлял требуемой продолжительности по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, соответственно, каких-либо последствий для увеличения стажевого коэффициента, который для истца взят 0,55, и расчета размера пенсионных выплат его определение не могло повлечь.

Более того, из материалов пенсионного дела следует, что на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии, истцом какие-либо документы и сведения по спорным периодам работы в учреждениях для детей в пенсионный орган не представлялись, а сбор документов и доказательств осуществлен лишь в ходе рассмотрения настоящего дела, в том числе и в ходе его разрешения в суде апелляционной инстанции.

Таким образом, пенсионному органу такие документы и материалы для оценки пенсионных прав истца по основаниям пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ не предоставлялись и предметом оценки не являлись, решений об исключении данных периодов из подсчета специального стажа истца не принималось, в связи с чем отсутствуют основания для вывода о том, что ответчиком совершены какие-либо действия, направленные на нарушение пенсионных прав истца, которые подлежат защите в судебном порядке.

С учетом изложенного, судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, при определении обстоятельств, имеющих значение для дела и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.

Спор судом разрешен в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах заявленных истцом требований и оснований. Нарушений процессуальных прав истца, в том числе на предоставление доказательств, не установлено, нормы материального права применены судом правильно, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г.Перми от 06 марта 2024 года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Казанцевой Марины Валентиновны, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий – подпись

Судьи – подписи

Мотивированное апелляционное определение составлено 03.09.2024

33-9065/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Казанцева Марина Валентиновна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Другие
Межрайонная инспекция ФНС № 19 по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
09.07.2024Передача дела судье
15.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
03.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024Передано в экспедицию
27.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее