Решение по делу № 66а-297/2022 от 14.01.2022

                                                                                                          № 66а-297/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи                                                                          15 февраля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи          Артамоновой Т.А.,

судей                                     Брянцевой Н.В., Сумбаевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дораевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело УИД № 23RS0046-01-2021-000866-55 по административному исковому заявлению Барбакова Юрия Генриховича, Шевченко Юрия Васильевича, Кононец Игоря Владимировича, Сафонова Александра Васильевича, Плешаковой Дарьи Олеговны об оспаривании в части решения Совета муниципального образования Славянский район Краснодарского края от 26 мая 2021 года № 21 «Об утверждении внесения изменений в правила землепользования и застройки Черноерковского сельского поселения Славянского района»,

по апелляционной жалобе Барбакова Юрия Генриховича, Шевченко Юрия Васильевича, Кононец Игоря Владимировича, Сафонова Александра Васильевича, Плешаковой Дарьи Олеговны на решение Краснодарского краевого суда от 10 ноября 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А., пояснения представителей административных истцов Карпенко А.А. и Дворцевого И.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кондрашовой И.В. об отсутствии оснований для отмены судебного акта, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

решением Совета Черноерковского сельского поселения Славянского района Краснодарского края от 30 марта 2010 года № 2 утверждены правила землепользования и застройки Черноерковского сельского поселения (далее – Правила землепользования и застройки), согласно которым принадлежащие административным истцам на праве аренды и собственности земельные участки с кадастровыми номерами , , , , , , расположенные по адресу: <адрес>, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для установки домика рыбака и охотника, отнесены к территориальной зоне «рекреационная зона учреждений отдыха и туризма».

Решением Совета муниципального образования Славянский район Краснодарского края от 26 мая 2021 года № 21 внесены изменения в правила землепользования и застройки Черноерковского сельского поселения Славянского района» в текстовую часть, вид территориального зонирования спорных земельных участков не изменен (далее – решение Совета от 26 мая 2021 года № 21).

Барбаков Ю.Г., Шевченко Ю.В., Кононец И.В., Сафонов А.В., Плешакова Д.О. обратились в Краснодарский краевой суд с уточненным административным исковым заявлением, в котором просили признать не действующим решение Совета от 26 мая 2021 года № 21 в части распространения Правил землепользования и застройки на принадлежащие им земельные участки, относящиеся к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, поскольку в составе данной категории земель не предусмотрены зоны отдыха (рекреации), не устанавливаются зоны градостроительного зонирования, в связи с чем действие Правил землепользования и застройки, градостроительного регламента на данные земельные участки распространяться не может.

Решением Краснодарского краевого суда от 10 ноября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податели жалоб ссылаются на то, что решение суда основано на неверном толковании норм материального права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Участвовавшим в деле прокурором и администрацией муниципального образования Славянский район поданы возражения на апелляционную жалобу.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Сведения о дате и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции также размещены на официальном сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в сети «Интернет».

В соответствии с положениями части 1 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда не подлежит отмене либо изменению в силу следующего.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Черноерковское сельское поселение наделено Законом Краснодарского края от 16 сентября 2004 года № 775-КЗ «Об установлении границ муниципального образования Славянский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований – городского и сельских поселений - и установлении их границ» статусом сельского поселения, входящего в состав территории Славянского района (статья 2 Устава Черноерковского сельского поселения Славянского района, принятого решением восемнадцатой сессии Совета Черноерковского сельского поселения Славянского района от 23.03.2016 года № 1).

Исходя из положений частей 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законов Краснодарского края от 5 ноября 2014 года № 3039-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края вопросов местного значения» и от 8 августа 2016 года № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений», пункта 4 статьи 3 Устава муниципального образования Славянский район, принятого решением восьмой сессии Совета муниципального образования Славянский район от 13 апреля 2016 года № 3, утверждение Правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения органов местного самоуправления муниципального образования Славянский район, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением процедуры, надлежащим образом доведен до всеобщего сведения.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что в оспариваемой части Правила землепользования и застройки не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.

Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (части 1 и 3 статьи 4 ГрК РФ).

Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ.

Правила землепользования и застройки включают в себя в том числе карту градостроительного зонирования (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).

Границы территориальных зон устанавливаются с учетом как функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, так и сложившейся планировки территории и существующего землепользования (часть 1 статьи 34 ГрК РФ).

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3 пункта 1). Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2).

Согласно пункту 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 данного Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования (пункт 6).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предоставленные административным истцам на праве аренды и собствености земельные участки несельскохозяйственного назначения относятся к землям государственной собственности, имеют категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования - «для установки домика охотника и рыбака». Цели предоставления земельных участков соответствуют видам разрешенного использования.

По информации управления архитектуры администрации муниципального образования Славянский район согласно карте границ населенных пунктов генерального плана Черноерковского сельского поселения Славянского района, утвержденного решением Совета сельского поселения Славянского района от 4 декабря 2009 года № 10 (в редакции от 29 мая 2014 года № 4) (далее – Генеральный план Черноерковского сельского поселения), вышеуказанные земельные участки расположены на территории данного сельского поселения за границами населенных пунктов.

Согласно карте функциональных зон Генерального плана Черноерковского сельского поселения земельные участки расположены на территории земель Черноерковского нерестово-вырастного хозяйства.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки (карта градостроительного зонирования) земельные участки расположены в территориальной зоне 6 РЗ, 603 – рекреационная зона учреждений отдыха и туризма, для которых установлены основные, условно-разрешенные виды и параметры разрешенного использования, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Как верно указал суд первой инстанции, исходя из положений части 11 статьи 35 ГрК РФ о составе зон рекреационного назначения (зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), Классификаторов видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития от 1 сентября 2014 года № 540, приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412 (код вида разрешенного использования 5.0 «отдых (рекреация)»), отнесение земельных участков административных истцов к территориальной рекреационной зоне учреждений отдыха и туризма осуществлено с учетом их вида разрешенного использования («для установки домика охотника и рыбака») и фактического землепользования (размещение туристических баз, баз отдыха, гостиниц, кемпингов).

Несоответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования Генеральному плану в ходе рассмотрения дела не выявлено.

Суд первой инстанции, проанализировав в системном единстве положения приведенных правовых норм, обоснованно пришел к выводу, что Правила землепользования и застройки в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , территориальной зоне 6 РЗ, 603 (рекреационная зона учреждений отдыха и туризма) не противоречат действующему градостроительному законодательству.

Ссылки административных истцов на то, что для земель поименованной категории градостроительные регламенты не устанавливаются, подлежат отклонению как не свидетельствующие о недействительности оспариваемых Правил землепользования и застройки.

В данном случае установление органом местного самоуправления градостроительного регламента с определением видов разрешенного использования земельных участков для территориальной зоны рекреации учреждений отдыха и туризма соответствует положениям пункта 2 статьи 36, статьи 37 ГрК РФ, согласно которым градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований.

Доводы апелляционной жалобы о противоречии вида разрешенного использования земельных участков и установленной для них Правилами землепользования и застройки территориальной зоны категории земель не свидетельствуют о недействительности данного нормативного правового акта, поскольку оспариваемыми Правилами землепользования и застройки вид разрешенного использования земельных участков административных истцов не изменен.

Более того, представителями административных истцов в суде апелляционной инстанции пояснено, что обращение в суд с настоящим административным иском направлено на приведение категории земель в соответствие с видом разрешенного использования принадлежащих им земельных участков, а также с Правилами землепользования и застройки. О необходимости приведения к такому соответствию свидетельствует и представление Славянской межрайонной прокуратуры от 30 ноября 2021 года об устранении нарушений земельного законодательства.

Факт предоставления земельных участков истцам в пользование за плату сам по себе не влечет признание Правил землепользования и застройки не действующими в оспариваемой части.

При таких обстоятельствах, административными истцами не доказан факт противоречия Правил землепользования и застройки нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, равно как и нарушение их прав данными Правилами в оспариваемой части и редакции.

Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не установлено.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 10 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Барбакова Юрия Генриховича, Шевченко Юрия Васильевича, Кононец Игоря Владимировича, Сафонова Александра Васильевича, Плешаковой Дарьи Олеговны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.

Председательствующий

Судьи

66а-297/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Краснодарского края
Барбаков Юрий Генрихович
Кононец Игорь Владимирович
Шевченко Юрий Васильевич
Сафронов Александр Васильевич
Плешакова Дарья Олеговна
Ответчики
Администрация муниципального образования Славянский район
Совет муниципального образования Славянский район
Другие
Дворцевой Игорь Александрович
Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Карпенко Артем Андреевич
Управление архитектуры администрации муниципального образования Славянский район
Суд
Третий апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Артамонова Татьяна Александровна
Дело на странице суда
3ap.sudrf.ru
14.01.2022Передача дела судье
15.02.2022Судебное заседание
11.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2022Передано в экспедицию
15.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее