Дело №2а-486/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Чамзинка Республика Мордовия 03 ноября 2017 года.
Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Исланкиной О.В.,
при секретаре судебного заседания Терентьевой О.А.,
с участием в судебном заседании:
административного истца – прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, в лице старшего помощника прокурора Спириной Е.Н.,
административного ответчика – администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, в лице главы Деряевой В.И., действующей на основании решения от 27.10.2017 и Устава Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия по не опубликованию сведений об исполнении бюджета сельского поселения за 2016 год и за первый и второй кварталы 2017 года, возложении обязанности в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать на официальном сайте сведения о ходе исполнения местного бюджета за 2016 год и первый и второй кварталы 2017 года,
установил:
исполняющий обязанности прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действуя в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указывается, что прокуратурой района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства администрацией поселения, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в неопубликовании на официальном сайте http://chamzinka.e-mordovia.ru/ информации об исполнении бюджета поселения за 2016 год и за 1 и 2 кварталы 2017 года. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по не опубликованию сведений об исполнении бюджета сельского поселения за 2016 год и за первый и второй кварталы 2017 года, возложить обязанность в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать на официальном сайте сведения о ходе исполнения местного бюджета за 2016 год и первый и второй кварталы 2017 года.
В судебном заседании старший помощник прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Спирина Е.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании глава Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Деряева В.И., заявленные требования признала в полном объеме, и пояснила суду, что не размещение сведений на официальном сайте в сети «Интернет», обязанность по размещению которых предусмотрена законом, это их упущение. В указанный в заявлении срок недостатки будут устранены в полном объеме.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, основывая свой вывод следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, прозрачности (открытости) и достоверности бюджета.
Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований (статья 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).
Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно части 2 статьи 6 названного Федерального закона является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Статьей 13 указанного Федерального законаустановлен перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», в том числе, статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления, сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств.
Согласно части 7 и 8 статьи 14 названного Федерального закона перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
На основании части 6 статьи 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета подлежат официальному опубликованию.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 декабря 2011 года №1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27.11.2008 Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.
Таким образом, требование об официальном опубликовании сведений, указанных в части 6 статьи 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конкретизирует принцип гласности бюджетной системы Российской Федерации и является обязательным для органов местного самоуправления.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Проведенная прокуратурой Чамзинского района Республики Мордовия проверка размещаемой в сети Интернет информации о деятельности органов местного самоуправления показала, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства администрацией Мичуринского сельского поселения на официальном сайте http://chamzinka.e-mordovia.ru/ не опубликована информация об исполнении бюджета сельского поселения за 2016 год и за 1 и 2 кварталы 2017 года.
Судом установлено, что согласно статье 6 Устава Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета Мичуринского сельского поселения, утверждение и исполнение бюджета Мичуринского сельского поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета Мичуринского сельского поселения.
В судебном заседании установлено, что на официальном сайте http://chamzinka.e-mordovia.ru/сведения об исполнении бюджета указанного сельского поселения за 2016 год и за 1 и 2 кварталы 2017 года в сети «Интернет» на день рассмотрения дела в судебном заседании не размещены. Данное обстоятельство подтверждается страницей официального сайта в сети «Интернет» раздел «Сведения об использовании выделяемых сельскому поселению бюджетных средств» сельского поселения и не отрицалось представителем административного ответчика в судебном заседании.
Суд считает, что несоблюдение администрацией Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия принципа прозрачности бюджетной системы создает предпосылки для коррупционных проявлений, поскольку ограничивает установленное законом право населения сельского поселения на получение официальной ежеквартальной информации об исполнении бюджета сельского поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Исполняющий обязанности прокурора Чамзинского района Республики Мордовия представил суду доказательства того, что администрация Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не приняла должных мер по опубликованию сведений об исполнении бюджета за указанные периоды.
Данные обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты и не оспорены.
В силу части 1 статьи 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд считает, что незаконным бездействием администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия нарушаются права, законные интересы населения сельского поселения на получение официальной ежеквартальной информации об исполнении бюджета данного сельского поселения за 2016 год и за 1 и 2 кварталы 2017 года, в связи с чем находит требования исполняющего обязанности прокурора района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом изложенного, принимая во внимание ценность защищаемых интересов и требования разумности, суд считает возможным возложить на орган местного самоуправления обязанность устранить имеющиеся нарушения законодательства в течение десяти дней после вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями пунктов 9 и 19 части первой статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 114 КАС Российской Федерации издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением настоящего дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования исполняющего обязанности прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия по не опубликованию сведений об исполнении бюджета сельского поселения за 2016 год и за первый и второй кварталы 2017 года, возложении обязанности в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать на официальном сайте сведения о ходе исполнения местного бюджета за 2016 год и первый и второй кварталы 2017 года удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовияпо не опубликованию сведений об исполнении бюджета Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия за 2016 год и за первый и второй кварталы 2017 года.
Возложить на администрацию Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия обязанность в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сведения о ходе исполнения местного бюджета за 2016 год и первый и второй кварталы 2017 года Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на официальном сайте в сети Интернет http://chamzinka.e-mordovia.ru/.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Чамзинского районного суда
Республики Мордовия О.В. Исланкина