г.Луга 10 августа 2022 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2а-1216/2022
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Скопинской Л.В.
при секретаре Фадеевой Н.Н.
с участием прокурора Моисеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области» о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор обратился в Лужский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации МО «Осьминское сельское поселение» Лужского муниципального района Ленинградской области» о признании незаконным бездействие и обязании в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать путем заключения договорных отношений с специализированной организацией содержание созданных органами местного самоуправления контейнерных площадок на территории Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области в части обеспечения проведения уборки, дезинсекции и дератизации в соответствии с санитарными правилами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Лужской городской прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры Ленинградской области от 11.01.2022 №7-62-2021 проведены проверочные мероприятия в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В ходе проверки выявлены нарушения требований действующего федерального законодательства о создании и содержании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в деятельности органов местного самоуправления Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района.
Выявленные нарушения способствуют размножению на поверхности контейнерных площадок болезнетворных бактерий, скоплению на прилагающей к контейнерным площадкам территории отходов распространенных ветром, птицам и животными, что угрожает безопасности окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Моисеева О.В. поддерживает заявленные требования по указанным основаниям.
Администрация МО «Осьминское сельское поселение» явку в судебное заседание представителя не обеспечила, в письменных возражениях заявленные требования прокурора признала.
Суд, исследовав материалы дела, находит, требования Лужского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает: граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
К вопросам местного значения поселения согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области», за сельскими поселениями Ленинградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные, в том числе, пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в данной сфере относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно ст.13.4 Закона №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно –эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сборы, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Согласно п.3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки – места накопления ТКО.
На основании п.8 СанПиН 2.1.3684-21 владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением №1 к санитарным правилам.
Исходя из совокупности вышеуказанных норм законодательства в рамках обязанности по содержанию контейнерных площадок администрацией муниципального образования должна быть обеспечена их уборка, дезинсекция и дератизация с периодичностью установленной санитарными правилами.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в штате администрации отсутствуют работники, в должностные обязанности которых входит выполнение перечисленных выше работ по содержанию контейнерных площадок.
Вместе с тем договорные отношения с специализированной организацией об оказании услуг по содержанию контейнерных площадок администрацией не заключены.
Таким образом, в населенных пунктах Осьминского сельского поселения, оборудованных местами для сбора твердых бытовых отходов, содержание контейнерных площадок в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 не организовано, в связи, с чем никем не осуществляется.
По результатам проведенной прокуратурой проверки в связи с выявленными нарушениями 24.03.2022 в адрес главы администрации прокуратурой было вынесено представление с требованием о принятии мер по их устранению, которое рассмотрено, признано законным и обоснованным.
Вместе с тем как показала дальнейшая проверка выявленные нарушения до настоящего времени в полном объеме не устранены, содержание контейнерных площадок в соответствии с СанПин 2.1.3684-21 на территориях населенных пунктов не организовано, соответствующие договорные отношения с специализированной организацией не заключены, их обеспечение бюджетом не предусмотрено.
Выявленные нарушения способствуют размножению на поверхности контейнерных площадок болезнетворных бактерий, скоплению на прилегающей к контейнерным площадкам территории отходов распространенных ветром, птицами и животными, что угрожает безопасности окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В результате незаконного бездействия по реализации органом местного самоуправления предоставленных полномочий создается угроза безопасности окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологическому благополучию на территории муниципального образования, что нарушает права граждан, круг которых не определен, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В связи с изложенным, исковые требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Осьминское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области» подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ при необходимости, суд может установить срок исполнения решения суда.
Суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лужского городского прокурора - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Осьминское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по организации содержания созданных органами местного самоуправления контейнерных площадок на территории Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области в части обеспечения проведения уборки, дезинсекции и дератизации в соответствии с санитарными правилами СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.
Обязать администрацию муниципального образования Осьминское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать путем заключения договорных отношений с специализированной организацией содержание созданных органами местного самоуправления контейнерных площадок на территории Дзержинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области в части обеспечения проведения уборки, дезинсекции и дератизации в соответствии с санитарными правилами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2022 года
Председательствующий подпись
УИД № 47RS0012-01-2022-001329-23