Дело № 2а-2023/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 28 мая 2019 года
Красносельский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Асмыковича В.А. при секретаре Божко А.А.,
с участием:
- представителя административного истца Герасимовой Светланы Юрьевны – адвоката Деминой Айгуль Эльфатовны, действующей на основании доверенности 78 АА № 9809762 от 20.10.2016 и ордера № 010446 от 14.03.2019,
- административного ответчика – администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в лице представителя Мироненко Таи Анатольевны, действующей на основании доверенности № 07-74-161/18-0-0 от 24.12.2018, имеющей высшее юридическое образование,
- административного ответчика – Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» (далее – Красносельское РЖА) в лице представителя Курбацкой Марии Александровны, действующей на основании доверенности № 3456ж от 11.12.2018, имеющей высшее юридическое образование,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Герасимовой Светланы Юрьевны к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Герасимова С.Ю. обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать незаконным решение от 18.12.2018 об отказе заключить договор социального найма квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>
В качестве мер по восстановлению нарушенных прав Герасимова С.Ю. просила обязать администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга заключить с ней договор социального найма в отношении указанного жилого помещения.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> предоставлено Герасимовой С.Ю., на основании решения жилищной комиссии войсковой части 14108 от 30.11.2004. 28.11.2005 между Герасимовой С.Ю. и ФГУ «Смирновоская КЭЧ района» был заключен договор аренды указанного жилого помещения на срок до подписания договора социального найма. С момента вселения в указанное жилое помещение Герасимова С.Ю. исправно уплачивает коммунальные услуги, на ее имя открыт лицевой счет. Однако ФГУ «Смирновская КЭЧ района», а затем ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ отказывались заключать договор социального найма, поскольку право собственности Российской Федерации на жилой дом в установленном порядке зарегистрировано не было. Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 22.07.2013 установлено, что факт вселения в жилое помещения и использование его по назначение фактически свидетельствует о сложившихся жилищных правоотношениях. В 2018 году в отношении указанной квартиры было зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга, в результате чего Герасимова С.Ю. обратилась в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о заключении договора социального найма, на которое она получила отказ, отраженный в письме от 18.12.2018 № ОБ-1503-7771/18-0-2. Данное решение Герасимова С.Ю. полагает незаконным, поскольку с 2005 года она проживает в жилом помещении, предоставленном ей по основаниям, установленным федеральным законодательством.
В судебном заседании представитель Герасимовой С.Ю. адвокат Демина А.Э. требования административного искового заявления поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Мироненко Т.А., а также представитель привлеченного судом в качестве административного соответчика СПб ГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» Курбацкая М.А. просили отказать в удовлетворении административного искового заявления, указав на отсутствие оснований для заключения с Герасимовой С.Ю. договора социального найма.
Исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, обсудив доводы административного искового заявления, суд пришел к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, решением жилищной комиссии войсковой части 14108 от 30.11.2004, утвержденным командиром войсковой части, ефрейтору Герасимовой С.Ю., имеющей право на получение жилья во внеочередном порядке в составе семьи из 2 человек (сама Герасимова С.Ю., сын Герасимов А.А.) распределена двухкомнатная квартира по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, 1 этаж, площадью 63,3/32,4 кв.м. (в последующем адрес: Санкт-Петербург, город <адрес>
28.11.2005 между ЖЭК-1 Смирновской КЭЧ района 875 ГлавКЭУ Министерства обороны РФ и Герасимовой С.Ю. заключен договор аренды указанного жилого помещения на срок до получения ордера.
11.01.2018 в отношении названной квартиры зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга.
12.08.218 Герасимова С.Ю. обратилась в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о заключении договора социального найма квартиры по адресу: Санкт-Петербург, город <адрес>.
Письмом от 18.12.2018 № ОБ-1503-771/18-0-2 администрация Красносельского района Санкт-Петербурга сообщила Герасимовой С.Ю. о том, что по сведениям СПб ГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» квартира является свободным жилым помещением государственного жилищного фонда, а по представленной ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ основания для заключения с Герасимовой С.Ю. договора социального найма отсутствуют.
В соответствии с ч. ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом жильем для постоянного проживания, то есть не служебным, обеспечиваются либо военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, либо военнослужащие, заключившие контракт после указанной даты, но на момент решения вопроса об обеспечении их жильем, они подлежат увольнению с военной службы по состоянию здоровья, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность их военной службы к этому моменту составляет 10 лет и более.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Согласно ст. 62 ЖК РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии с ч. 1 ст. 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения.
В соответствии с п. 37 действующей на момент вселения истца в квартиру Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ № 80 от 15.02.2000, основанием для оформления ордера являлся список распределения жилых помещений, который подписывался командиром и председателем жилищной комиссией воинской части, согласовывался начальником КЭЧ района и представлялся на утверждение начальнику гарнизона. Ордер выдавался КЭЧ района.
Статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, с учетом вышеприведенных правовых норм Герасимова С.Ю., уволенная с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющая выслугу более 10 лет, занимает предоставленное ей жилое помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, на условиях договора социального найма.
В настоящее время в отношении жилого помещения зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга.
В силу ст. 64 Жилищного кодекса Российской Федерации, переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.
Согласно п. 3.12.6 и п. 3.12.7 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098, предоставление в установленном порядке жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма, а также принятие в государственную собственность Санкт-Петербурга жилых помещений относится к функциям администрации района Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 2.1 и п. 2.2 административного регламента предоставления Санкт-Петербургскими государственными казенными учреждениями – районными жилищными агентствами услуги по заключению (изменению) договора социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 19.03.2013 № 180-р, заключение (изменение) договора социального найма осуществляется государственными казенными учреждениями – жилищными агентствами.
Поскольку ордер на жилое помещение Герасимовой С.Ю. не выдавался, договор социального найма с уполномоченным органом Министерства обороны РФ не заключался, при этом правоотношения, связанные с пользованием Герасимовой С.Ю. жилым помещением, фактически носили характер социального найма, следует полагать о наличии оснований для заключения с Герасимовой С.Ю. договора социального найма в отношении квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
При этом в силу действующего законодательства, указанный договор должным быть заключен с СПб ГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга».
Поскольку администрация Красносельского района Санкт-Петербурга полномочиями по заключению с гражданами договоров социального найма не обладает, то отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемого решения, которое отражено в письме от 18.12.2018, адресованном Герасимовой С.Ю.
При этом в СПб ГКУ «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» о заключении договора социального найма Герасимова С.Ю. не обращалась, решения по данному вопросу жилищным агентством не выносилось.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований административного иска суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Герасимовой Светлане Юрьевне ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Красносельский районный суд.
Судья: В.А. Асмыкович
Решение в окончательной форме принято 04.06.2019.