Дело № 2-870/2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 марта 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Надбитовой Г.П.,
при секретаре Худаевой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Басанговой Кеемы Очировны к Государственному учреждению – «Управление Пенсионного фонда России в г. Элисте Республики Калмыкия» о включении периодов в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Басангова обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что 14 октября 2019г. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда России по г. Элисте (далее Пенсионный фонд) за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью. Решением Пенсионного фонда от 21 января 2020г. в назначении пенсии ей отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа. Считает, что из стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, необоснованно исключены периоды прохождения курсов повышения квалификации с 27 ноября по 27 декабря 1995г.; с 17 апреля по 13 мая 2000г.; с 11 мая по 05 июня 2004г.; с 23 марта по 20 апреля 2009г.; с 08 апреля по 07 мая 2019г. Просит суд обязать Пенсионный фонд включить в её специальный стаж для назначения страховой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации; назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения в пенсионный орган, то есть с 14 октября 2019г.
Истица просит суд рассмотреть дело в её отсутствие, настаивает на удовлетворении иска (заявление от 19 марта 2020г.).
Представитель ответчика Лиджиева Г.В. просит суд рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении иска отказать (ходатайство от 19 марта 2020г.).
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400 от 28 декабря 2013г. «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный Закон № 400) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (п/п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400).
Согласно ст. 30 Федерального закона № 400, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781 утвержден «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков в выслуге для назначения пенсий в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитываются периоды до 01 ноября 1999г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее Постановление № 464), а периоды работы после 01 ноября 1999г. - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья от 22 сентября 1999г.
По состоянию на 31 декабря 2001г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее Постановление № 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11 декабря 2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан трудовые пенсии» указано, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173, периоды работы до 01 января 2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 - в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06 сентября 1991г.
Согласно пункту 2 Правил № 781 при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002г. (далее Правила № 516).
В соответствии с пунктом 5 Правил № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
По ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно Разъяснению Министерства труда и социального развития РФ № 4 от 17 октября 2003г. «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27, 28 Закона от 17 декабря 2001г.) в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности).
Таким образом, периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 14 октября 2019г. истица обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан, зарегистрированным под № 64568/19. Решением комиссии Пенсионного фонда № 28 от 21 января 2020г. в назначении указанной пенсии истице отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа, на дату обращения стаж на соответствующих видах работ (лечебная деятельность), по мнению пенсионного органа, составил 30 лет 02 месяца 08 дней. При этом, в специальный стаж работы истицы ответчиком не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 27 ноября по 27 декабря 1995г.; с 17 апреля по 13 мая 2000г.; с 11 мая по 05 июня 2004г.; с 23 марта по 20 апреля 2009г.; с 08 апреля по 07 мая 2019г., всего 04 месяца 16 дней.
По сведениям, указанным в трудовой книжке №, заполненной 04 января 1990г., истица с 08 августа 1989г. по 19 декабря 1990г. работала палатной медсестрой в Республиканской детской больнице; с 08 января 1991г. по 08 августа 1992г. медсестрой хирургического отделения Приозерной райбольницы; с 17 августа 1992г. по 14 декабря 1992г. медсестрой в Элистинской горполиклинике; с 04 января 1993г. по 05 апреля 1994г. палатной медсестрой в Республиканской инфекционной больнице; с 14 апреля 1994г. по 12 ноября 2012г. медсестрой терапевтического отделения Республиканской больницы им. П.П. Жемчуева; с 27 ноября 2012г. по 28 июня 2018г. палатной медицинской сестрой в казенном учреждении Республики Калмыкия «Дом ребенка (специализированный); с 18 марта 2013г. по 10 марта 2016г. медсестрой военно-медицинской службы УФСБ; с 01 июня 2016г. по 02 июля 2019г. палатной медицинской сестрой терапевтического отделения в Республиканской больнице им. П.П. Жемчуева; с 01 августа 2019г. работает палатной медицинской сестрой терапевтического отделения в Республиканской больнице им. П.П. Жемчуева.
Работая в системе здравоохранения, проходила курсы повышения квалификации: с 27 ноября по 27 декабря 1995г. (приказ по Республиканской больнице от 28 ноября 1995г. № 114а) ; с 17 апреля по 13 мая 2000г. (приказ Государственного учреждения «Медицинский центр Республики Калмыкия Республиканская больница» от 14 апреля 2000г. № 16); с 11 мая по 05 июня 2004г. (приказ Государственного учреждения «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» от 05 мая 2004г. № 61); с 23 марта по 20 апреля 2009г. (приказ Государственного учреждения «Республиканская больница им П.П. Жемчуева от 17 марта 2009г. № 31); с 08 апреля 2019г. по 07 мая 2019г. (приказ Бюджетного учреждения РК «Республиканская больница им П.П. Жемчуева» от 03 апреля 2019г. № 542).
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что истица на курсах повышения квалификации находилась в период работы в медицинском учреждении, который подлежит включению в специальный трудовой стаж. Эта работа непосредственно предшествовала и следовала за периодами нахождения истицы на курсах повышения квалификации.
В соответствии с действовавшим на спорный период времени и действующим в настоящее время трудовым законодательством Российской Федерации за истицей на период нахождения на курсах повышения квалификации сохранялось рабочее место и заработная плата, работодателем производились отчисления в бюджет и внебюджетные фонды.
Согласно Разъяснению Министерства труда и социального развития РФ № 4 от 17 октября 2003г. «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27, 28 Закона от 17 декабря 2001г.) в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности).
Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрено право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации (статьи 21, 197). По ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (статья 167 Трудового кодекса РФ).
Следовательно, периоды нахождения работника на учебе и в командировке являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку истице курсы повышения квалификации предоставлялись в период гарантированного включения в стаж работы, дающей право на специальное (льготное) пенсионное обеспечение, при определении права на назначение досрочной страховой пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400, то данные периоды должны быть включены в специальный стаж.
Таким образом, в стаж работы Басанговой, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, помимо периодов, учтенных в составе специального стажа Пенсионным фондом, подлежат включению в календарном исчислении периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации: с 27 ноября по 27 декабря 1995г.; с 17 апреля по 13 мая 2000г.; с 11 мая по 05 июня 2004г.; с 23 марта по 20 апреля 2009г.; с 08 апреля по 07 мая 2019г., всего 04 месяца 16 дней.
Специальный стаж работы истицы на день обращения в Пенсионный фонд, на 14 октября 2019г., с учетом периодов, включенных в добровольном порядке – 30 лет 02 месяца 17 дней, и подлежащих включению по решению суда – 04 месяца 16 дней, составил 30 лет 07 месяцев 03 дня.
Между тем, исковые требования в части возложения на Пенсионный фонд обязанности назначить истице досрочную страховую пенсию по старости со дня ее обращения в пенсионный орган, то есть с 14 октября 2019г., подлежат удовлетворению с даты возникновения у истицы права на пенсию по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018г. № 350 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400 от 28 декабря 2013г. «О страховых пенсиях», и которые в период с 01 января 2019г. по 31 декабря 2020г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно при -ложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, при возникновении права на пенсию в 2019г. срок назначения пенсии определен не ранее чем через 06 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить требование истицы о возложении на ответчика обязанности назначить истице досрочную страховую пенсию по старости, но не с 14 октября 2019г., а с даты возникновения права на пенсию.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При подаче в суд искового заявления неимущественного характера подлежит уплате государственная пошлина в размере 300 руб.
Истица при подаче иска в суд оплатила государственную пошлину в размере 300 руб. (чек-ордер ОАО Сбербанка России от 19 февраля 2020г.).
Следовательно, с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию вышеуказанная государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Басанговой Кеемы Очировны к Государственному учреждению – «Управление Пенсионного фонда России в г. Элисте Республики Калмыкия» о включении периодов в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – «Управление Пенсионного фонда России в г. Элисте Республики Калмыкия» включить в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, время нахождения Басанговой Кеемы Очировны: на курсах повышения квалификации: с 27 ноября по 27 декабря 1995г.; с 17 апреля по 13 мая 2000г.; с 11 мая по 05 июня 2004г.; с 23 марта по 20 апреля 2009г.; с 08 апреля по 07 мая 2019г., всего 04 месяца 16 дней.
Обязать Государственное учреждение – «Управление Пенсионного фонда России в г. Элисте Республики Калмыкия» назначить Басанговой Кееме Очировне досрочно пенсию по старости с даты возникновения права на пенсию.
Взыскать с Государственного учреждения – «Управление Пенсионного фонда России в г. Элисте Республики Калмыкия» в пользу Басанговой Кеемы Очировны расходы, понесенные последней на уплату государственной пошлины при подаче иска в суд, в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Г.П. Надбитова