РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2а-746/2021
УИД № 24RS0006-01-2021-001443-73
27 октября 2021 года г. Боготол
Боготольский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кирдяпиной Н.Г.,
при секретаре Бикеевой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю к АСА о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, штрафных санкций за неисполнение обязанности по своевременному представлению налоговой декларации в налоговый орган,
в отсутствие:
представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю,
административного ответчика Антипенко С.А.,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Антипенко С.А., просит суд взыскать с административного ответчика <данные изъяты>.
Требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ Антипенко С.А. был зарегистрирован в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя и, как следствие, в силу положений ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлась плательщиком страховых взносов, об обязанности уплатить которые извещена налоговой инспекцией в форме уведомлений. Вместе с тем, по сведениям ГИБДД и Управления Росреестра по Красноярскому краю Антипенко С.А. на праве собственности принадлежат: транспортное средство марки «<данные изъяты>» - с ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: <адрес> – с ДД.ММ.ГГГГ и земельный участок по адресу: <адрес> – с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем административный ответчик является плательщиком транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц, об обязанности уплатить которые извещен налоговой инспекцией в форме уведомления.
В обоснование требований административным истцом также указано, что в установленный законом срок налоги, страховые взносы Антипенко С.А. уплачены не были, в связи с чем образовалась задолженность, что повлекло начисление пени. По истечении срока уплаты страховых взносов, налогов и пени должнику направлено налоговым органом требование, установлены сроки для добровольного исполнения. Поскольку сумма задолженности по вышеуказанным страховым взносам, налогам и пени административным ответчиком оплачена не была, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о взыскании данной задолженности в порядке приказного производства, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ № № о взыскании с ответчика задолженности по вышеуказанным страховым взносам, налогам и пени, который в связи с поступлением от ответчика возражений определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ был отменен, что послужило основанием для обращения с административным иском в суд.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю для участия в судебном заседании не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик Антипенко С.А. для участия в судебном заседании не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил, на рассмотрении дела с его участием не настаивал, каких-либо ходатайств не заявлял.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, в связи с чем в целях ненарушения права участвующих в деле лиц на разумные сроки рассмотрения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Суд, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходит из следующего.
В силу положений ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы, за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 23 НК РФ).
Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов осуществляют налоговые органы (п. 1 ст. 30 НК РФ), которые в силу пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ в порядке ч. 1 ст. 286 КАС РФ полномочны взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419, 346.21, 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов, налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения признаются индивидуальные предприниматели.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 № 211-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе, обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов.
При этом приобретение статуса индивидуального предпринимателя в силу действующего законодательства определяется наличием регистрации в соответствующем едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а утрата статуса - исключением из такого реестра (ст.ст.22.1-22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Учитывая, что указанные лица вправе в любой момент в заявительном порядке прекратить статус индивидуального предпринимателя и, соответственно, снять с себя обязанность по дальнейшей уплате указанных взносов, факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями, равно как и результат предпринимательской деятельности - получение дохода либо его неполучение (по любым причинам) не влияют на обязанность по уплате страховых взносов.
Следовательно, обязанность индивидуального предпринимателя уплачивать страховые взносы не ставится в зависимость от факта ведения им предпринимательской деятельности и получения дохода. Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Как следует из материалов дела, административный ответчик Антипенко С.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем (л.д. 49, 51), а значит, в силу положений ч. 1 ст. 419 НК РФ обязан был за указанный период платить страховые взносы.
Правовые отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов с 2017 года регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (п. 3 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели.
По правилам п. 1 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации (абз. 2 п. 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) индивидуальным предпринимателем страховых взносов, в срок, установленный абз. 2 п. 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Кроме того, по правилам п. 3 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в 5-дневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
ДД.ММ.ГГГГ Антипенко С.А. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и снята с регистрационного учета, следовательно, административный ответчик обязан был уплатить страховые взносы за истекшие периоды в полном объеме и не позднее ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней) представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2018 год, однако, страховые взносы административным ответчиком в полном объеме в установленные законом сроки уплачены не были, налоговые декларации представлены за ДД.ММ.ГГГГ год только ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, административный ответчик, являясь в ДД.ММ.ГГГГ гг. индивидуальным предпринимателем, в порядке п. 1 ст. 229 НК РФ также обязан был не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представить декларацию, следовательно, налоговые декларации административный ответчик обязан был представить не позднее ДД.ММ.ГГГГ соответственно, однако, налоговые декларации за указанные периоды представлены только ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 87 НК РФ предусмотрена возможность проведения налоговым органом камеральных и выездных проверок с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении (либо об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ).
За допущенные нарушения налогового законодательства Антипенко С.А. решениями Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю <данные изъяты>
Данные решения налогового органа в установленном законом порядке налогоплательщиком не обжаловались, вступили в законную силу, соответственно обстоятельства дела по налоговому правонарушению установлены правильно.
Оснований для освобождения административного ответчика, как индивидуального предпринимателя, зарегистрировавшего свою деятельность, от уплаты названных выше установленных законом налогов и страховых взносов и не имеется. Доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ли бы Антипенко С.А. обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, суду не представлено.
Кроме того, как следует из материалов дела, административному ответчику Антипенко С.А. <данные изъяты>, что подтверждается материалами дела (л.д. 24), а значит, в силу закона обязан платить соответствующие налоги - налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налоги.
Лица, которым на праве собственности принадлежат земельные участки и которые обладают правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.ст. 357, 388, 400 НК РФ являются налогоплательщиками транспортного и земельного налогов и налогов на имущество физических лиц.
Следовательно, в силу закона на административного ответчика возложена обязанность уплатить соответствующие налоги – транспортный и земельный налог, налог на имущество физических лиц, которые в силу положений ст.ст. 363, 397, 409 Налогового кодекса Российской Федерации подлежали уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В связи с этим, в соответствии с п. 2 ст. 409, ст. 397, ст. 363 НК РФ налоговым органом в адрес Антипенко С.А. направлено налоговое уведомление от 24.08.2018 № 57724207 (л.д. 18) об уплате за 2017 год налога на имущество физических лиц в размере 108 руб., земельного налога в сумме 270 руб., транспортного налога в сумме 1740 руб. со сроком уплаты не позднее 03.12.2018.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (ст. 44 НК РФ).
Данную обязанность по уплате налога налогоплательщик обязан исполнить самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ).
Исполнение обязанности по уплате налогов, страховых взносов обеспечивается пенями, которые в порядке п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации являются не только способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, но и дополнительной обязанностью налогоплательщика.
Поскольку суммы страховых взносов и налогов административным ответчиком не были уплачены в установленный законодательством о налогах и сборах срок, налоговым органом в порядке ст. 75 НК РФ Антипенко С.А. начислены пени, по правилам абз. 3 п. 1ст. 45 НК РФ с учетом положений ст. 69 НК РФ в сроки, установленные ст. 70 НК РФ в адрес Антипенко С.А. направлены требования <данные изъяты> что подтверждается материалами дела.
Однако, задолженность по страховым взносам, налогам, пени административным ответчиком административным ответчиком Антипенко С.А. уплачена не была, в связи с чем Межрайонная ИФНС России № 4 по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д. 86 оборотная сторона), ДД.ММ.ГГГГ налоговому органу выдан судебный приказ № № (л.д. 87).
Поскольку от должника Антипенко С.А. поступили письменные возражения относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи судебного участка № 12 в г.Боготоле и Боготольском районе от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ № № был отменен, взыскателю разъяснено право на предъявление требования о взыскании задолженности в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.
Однако, до настоящего времени задолженность по страховым взносам, налогам, пени административным ответчиком не уплачена, в связи с этим, Межрайонная ИФНС России № 4 по Красноярскому краю согласно почтовому идентификатору № (конверт - л.д. 58) обратилась в Боготольский районный суд.
С учетом приведенных выше обстоятельств, порядок принудительного взыскания с Антипенко С.А. налоговым органом соблюден, основания его взыскания с административного ответчика подтверждены документально, установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ срок обращения в суд с административным иском административным истцом не пропущен.
Суд, проверив представленный расчет задолженности по налогам, пени, находит его верным, данных о том, что административным ответчиком погашена данная задолженность или о том, что размер задолженности является завышенным, произведен без учета внесенных административным ответчиком платежей, в материалах дела не содержится. Расчет задолженности по налоговым отчислениям и пени административным ответчиком не оспаривался.
При таких обстоятельствах, исковые требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю к Антипенко С.А. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, штрафных санкций за неисполнение обязанности по своевременному представлению налоговой декларации в налоговый орган подлежат удовлетворению.
В силу положений п. 1 ст. 114 КАС РФ, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, с учетом разъяснений, изложенных в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в местный бюджет.
Поскольку при подаче административного иска административный истец был освобожден от уплаты госпошлины, которая согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, исходя из требований имущественного характера, составит № рублей, то с учетом удовлетворения исковых требований в полном объеме, госпошлина подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю к Антипенко Сергею Анатольевичу о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, штрафных санкций за неисполнение обязанности по своевременному представлению налоговой декларации в налоговый орган удовлетворить.
Взыскать с Антипенко Сергея Анатольевича, <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Взыскать с АСА в доход местного бюджета судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Г. Кирдяпина
Резолютивная часть решения суда объявлена 27.10.2021
Мотивированное решение составлено 28.10.2021