№ 2а-1733/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2020 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Ульянкина Д.В.,
при секретаре Ивахненко А.А.,
помощник судьи Тришина Е.В.,
с участием представителя административного истца Логвиновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орлу к Тенитиловой Л.Б. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Орлу (далее по тексту - ИФНС России по г. Орлу, налоговый орган, административный истец) обратилась в суд с административным иском к Тенитиловой Л.Б. (далее по тексту административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени.
В обоснование требований указала, что административный ответчик являлся собственником транспортного средства: Мерседес Бенц С200 Компре, государственный номер №***.
Налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление №*** от 11.07.2019 об уплате транспортного налога за 2018 в сумме 9150 рублей, в срок не позднее 02.12.2019, которое налогоплательщиком в срок исполнено не было.
В связи с тем, что Тенитиловой Л.Б. нарушены сроки уплаты транспортного налога, ее начислены пени в размере 107 руб. 74 коп.
В соответствии со ст. ст. 69-70 Налогового кодекса РФ (НК РФ) Тенитиловой Л.Б. было направлено требование об уплате налога №*** по состоянию на 28.01.2020 со сроком уплаты до 10.03.2020, которое также не было исполнено налогоплательщиком.
Ранее налоговым органом подавалось заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности. Определением мирового судьи от 22.05.2020 судебный приказ № №*** от 12.05.2020 отменен.
На основании изложенного ИФНС России по г. Орлу просит суд взыскать с административного ответчика Тенитиловой Л.Б. задолженность по уплате транспортного налога за 2018 год в размере 9150 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 в размере 107 рублей 74 копейки.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Логвинова Е.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Тенитилова Л.Б. в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо – финансовый управляющий Тенитиловой Л.Б. – Дунаевская А.Е. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом. Представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, при этом просила суд оставить административное исковое заявление без рассмотрения, поскольку решением Арбитражного суда Орловской области от 06.03.2020 по делу № А-48-10762/2018 заявление Тенитиловой Л.Б. о признании (несостоятельным) банкротом признано обоснованным, в отношении нее введена процедура реализации имущества гражданина.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, считает административные исковые требования законными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ, а также влечет начисление пени.
В соответствии с частью 2 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу пункта 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской федерации.
Согласно ст. 1, 2 Закона Орловской области от 26 ноября 2002 г. № 289-03 «О транспортном налоге» (далее - «Закон»), налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя и категории (вида) транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя или единицу транспортного средства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
На основании пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В судебном заседании установлено, что Тенитилова Л.Б. является собственником транспортного средства Мерседес Бенц С200, государственный номер №***, что подтверждается ответом на запрос заместителя начальника МОТНРАСиЭР ГИБДД УМВД России по Орловской области ФИО6 №*** от 10.09.2020 (л.д. 44).
Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление №*** от 11.07.2019 об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 9150 рублей, со сроком уплаты не позднее 02.12.2019.
Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
Налоговым органом в отношении административного ответчика выставлено требование об уплате транспортного налога №*** от 28.01.2020 со сроком уплаты до 10.03.2020, которое до настоящего времени не исполнено.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 этой же статьи НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В абзаце третьем данного пункта установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из материалов дела усматривается, что налоговый орган своевременно обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании данной задолженности, подав заявление 06.05.2020.
На основании поданного заявления мировым судьей судебного участка № 3 Советского района г. Орла 12.05.2020 вынесен судебный приказ №*** о взыскании с административного ответчика задолженности в размере 9257 руб. 74 коп., из них задолженность по транспортному налогу 9150 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 107 рублей 74 копейки.
Определением мирового судьи судебного участка №3 Советского района г. Орла от 22.05.2020 судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями.
Доказательств, произведенной административным ответчиком оплаты задолженности, суду не представлено.
Довод финансового управляющего Тенитиловой Л.Б. – Дунаевской А.Е. об оставлении административных исковых заявлений без рассмотрения, поскольку решением Арбитражного суда Орловской области от 06.03.2020 заявление Тенитиловой Л.Б. о признании (несостоятельным) банкротом признано обоснованным, в отношении нее введена процедура реализации имущества гражданина, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения (абзац 3 пункта 2 статьи 213.11).
В соответствии с положениями части 1 статьи 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (часть 2 статьи 5 указанного Федерального закона).
Таким образом, требования о взыскании текущих обязательных платежей подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции по общим правилам.
Согласно пункту 6 «Обзора судебной практики по вопросам связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 НК РФ, статья 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Данные требования, в силу пункта 3 статьи 12 Закона о банкротстве, не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов, и именно на них распространяются правила о прекращении начисления финансовых санкций с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац десятый пункта 1 статьи 63, абзац десятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве).
Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Как следует из материалов дела, 14 декабря 2018 года определением Арбитражного суда Орловской области заявление Тенитиловой Л.Б. о признании ее несостоятельным (банкротом) принято к производству суда. Налоговое уведомление об уплате налога транспортного налога за 2018 год выставлено в адрес Тенитиловой Л.Б. 11 июля 2019 года, в связи с чем, с учетом положений пункта 6 вышеуказанного Обзора судебной практики, днем окончания налогового периода по уплате Тенитиловой Л.Б. транспортного налога за указанный период является соответственно 31 декабря 2018 года. Таким образом, обязанность по уплате обязательных платежей и санкций за 2018 год возникла у Тенитиловой Л.Б. после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть после принятия заявления о признании несостоятельным (банкротом) – 14 декабря 2018 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что задолженность по обязательным платежам за 2018 год в данном случае является текущим платежом, в связи с чем требования административного истца подлежат рассмотрению по существу.
Принимая во внимание доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ИФНС России по г. Орлу.
Суд считает необходимым взыскать с Тенитиловой Л.Б. задолженность по уплате транспортного налога за 2018 год в размере 9150 рублей, пени за несвоевременность уплаты транспортного налога за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 в размере 107 руб. 74 коп.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, административный истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 114 КАС РФ и по правилам ч. 6 ст. 52 НК РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 400 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 290 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу к Тенитиловой Л.Б. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени удовлетворить.
Взыскать с Тенитиловой Л.Б., <данные изъяты>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 9150 рублей, пени в размере 107 рублей 74 копейки, а всего взыскать 9257 рублей 74 копейки.
Взыскать с Тенитиловой Л.Б., <данные изъяты>, государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г. Орел в размере 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Орловской областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Орла.
Судья Д.В. Ульянкин