Дело № 12-1/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Олёкминск 15 января 2016 года
Олёкминский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе:
председательствующего судьи Седалищева Г.А.,
при секретаре: Цзю Э.Р.,
с участием законного представителя правонарушителя: директора ООО «Олекминский хлебозавод» Непомнящего А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Олекминский хлебозавод» на постановление Главного государственного инспектора труда ( по правовым вопросам ) Государственной инспекции труда в Республике Саха ( Якутия ) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением Главного государственного инспектора труда ( по правовым вопросам ) Государственной инспекции труда в РС(Я) Карповой М.В. № 7-1582-15-ОБ/98/92/7 от 28 октября 2015 года ООО «Олекминский хлебозавод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 35.000 рублей за нарушение срока выплаты отпускных работнику ООО «Олекминский хлебозавод».
Постановление Главного государственного инспектора труда ( по правовым вопросам ) Государственной инспекции труда в РС(Я) Карповой М.В. обжаловано правонарушителем.
В ходе судебного разбирательства законный представитель ООО «Олекминский хлебозавод» Непомнящий А.В. поддержал жалобу. При этом пояснил, что дело было рассмотрено без уведомления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и в отсутствие законного представителя юридического лица. Постановление № 7-1582-15-ОБ/98/92/7 от 28 октября 2015 года вынесено на основании протокола об административном правонарушении от 23 октября 2015 года. Определением № 7-1582-15-ОБ/98/92/6 от 23 октября 2015 года назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении дела: город Якутск, улица Орджоникидзе 10, дата 28 октября 2015 года в 17 часов 30 минут. Вместе с тем, определение о назначении времени и места рассмотрения дела, акт проверки и протокол об административном правонарушении направлены в адрес ООО «Олекминский хлебозавод» только 28 октября 2015 года ( т.е. в день составления обжалуемого постановления ) и получены ООО «Олекминский хлебозавод» 11 ноября 2015 года. Таким образом, в нарушение статей 25.1 и 25.15 КоАП РФ юридическое лицо к участию в деле привлечено не было, в связи с чем не имело возможности давать объяснения, заявлять возражения, ходатайства, а также своевременно обратиться за юридической помощью. Считает, что указанным постановлением нарушены права и законные интересы ООО «Олекминский хлебозавод», поэтому просит отменить постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу.
Главный государственный инспектор труда ( по правовым вопросам ) Государственной инспекции труда в РС(Я) Карпова М.В. просит рассмотреть жалобу без ее участия. Поэтому судебное заседание в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ проводится без участия Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в РС(Я) Карповой М.В.
Выслушав пояснения законного представителя юридического лица Непомнящего А.В., проверив все материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Кроме того, согласно положениям ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Частями 1 и 2 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Согласно ч.3 ст.25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его вынесении лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении. Цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы. Административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения привлекаемого к ответственности лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Согласно ч.1 ст.25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из материалов дела усматривается, что Государственной инспекцией труда в РС(Я) в целях рассмотрения обращения ФИО1 была организована и проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Олекминский хлебозавод». В ходе проведения указанной проверки в ООО «Олекминский хлебозавод» было выявлено нарушение трудового законодательства, а именно, о нарушении сроков выплаты отпускных ФИО1
В связи с этим 23 октября 2015 года в городе Якутске Главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в РС(Я) Карповой М.В. составлен протокол № 7-1582-15-ОБ/98/92/5 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Олекминский хлебозавод». Определением № 7-1582-15-ОБ/98/92/6 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «Олекминский хлебозавод» на 28 октября 2015 года в 17 часов 30 минут.
Постановлением № 7-1582-15-ОБ/98/92/7 от 28 октября 2015 года о назначении административного наказания, Главный государственный инспектор труда ( по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в РС(Я) Карпова М.В. признала ООО «Олекминский хлебозавод» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и назначила административное наказание в виде штрафа в размере 35.000 рублей.
Вместе с тем, из почтовых конвертов и сведений об отслеживании почтовых отправлений, полученных с сайта Почты России, представленных ООО «Олекминский хлебозавод» видно, что заказное письмо почтовым идентификатором 67700091858669 с простым уведомлением, направленное Государственной инспекцией труда в РС(Я), принято к пересылке 28 октября 2015 года, заказное письмо почтовым идентификатором 67700091858973 с простым уведомлением, направленное Государственной инспекцией труда в РС(Я), принято к пересылке 5 ноября 2015 года.
Таким образом, судом установлено, что привлекаемое к ответственности юридическое лицо, в установленном порядке не было уведомлено о времени и месте составления протокола и о рассмотрении административного материала. Иных доказательств надлежащего извещения юридического лица о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении и его рассмотрении административный орган не представил. Из представленных отчетов об отправке факсимильным аппаратом не видно, что административный орган отправил требуемые КоАП РФ документы. По крайней мере, отчеты об отправке не содержат данных об отправке акта проверки, определения о назначении времени и места рассмотрения дела и протокола об административном правонарушении и не содержат данных о получении указанных документов представителем юридического лица. В ходе судебного разбирательства представитель ООО «Олекминский хлебозавод» Непомнящий А.В. пояснил, что никаких документов по факсу от инспекции труда они не получали. Доказательств, опровергающих доводы представителя юридического лица, не представлено.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение. В силу указанных норм извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении является обязательным. В противном случае лицо, привлекаемое к ответственности, лишается возможности реализовать свои процессуальные права и гарантии, предусмотренные законом.
Следовательно, административным органом протокол об административном правонарушении и постановление были составлены в отсутствие законного представителя юридического лица и при отсутствии надлежащего извещения ООО «Олекминский хлебозавод» о времени и месте составления протокола, что является существенным нарушением процедуры привлечения лица к административной ответственности, поскольку в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено возможности воспользоваться своими процессуальными правами при составлении протокола; возможность устранения в настоящем судебном заседании допущенного нарушения отсутствует.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Потому рассматриваемое постановление подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Республике Саха ( Якутия ).
На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Жалобу директора ООО «Олекминский хлебозавод» удовлетворить:
постановление Главного государственного инспектора труда ( по правовым вопросам ) Государственной инспекции труда в РС(Я) Карповой М.В. от 28 октября 2015 года № 7-1582-15-ОБ/98/92/7 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Олекминский хлебозавод», привлечённого к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 35.000 ( тридцать пять тысяч ) рублей отменить с возвращением дела на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в РС(Я).
Копии настоящего решения направить всем заинтересованным лицам.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 (десяти) дней в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха ( Якутия ) со дня его вынесения.
Судья: п/п
Копия верна:
Судья Олёкминского районного
суда Республики Саха (Якутия): Г.А.Седалищев