ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 февраля 2023 г. п. Володарский
Володарский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Сливина Д.Н., при секретаре Алдандыковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Володарского района Астраханской области в интересах ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения в Володарском районе» к Докучаевой О.А. о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Володарского района Астраханской области обратился в суд с иском в интересах ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения в Володарском районе» к Докучаевой О.А. о взыскании неосновательного обогащения,
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Володарского района по информации ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Володарского района» (далее - ГКУ АО «ЦСПН») проведена проверка соблюдения требований законодательства при заключении социального контракта с Докучаевой О.А., в ходе которой установлено следующее.
Меры социальной поддержки программы, в рамках которых предоставляется государственная социальная помощь в форме социального контракта, направлены на решение отдельных целей, определенных Указами Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» в рамках нацпроектов.
Социальный контракт - это новая форма государственной поддержки в рамках Национального проекта «Демография».
На основании Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ 03.08.2021 №536 утверждены «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта», в соответствии с которыми под социальным контрактом понимается соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - исполнить положения социального контракта в полном объеме, включая программу социальной адаптации.
В ходе проверки установлено, что между Докучаевой О.А. и ГКУ АО «ЦСПН» ДД.ММ.ГГГГ заключен социальный контракт на реализацию мероприятий в рамках осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.
Во исполнение Федерального закона от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи», Закона Астраханской области от 22.12.2016 №85/2016-03 «О мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан в Астраханской области» ГКУ АО «ЦСПН» оказана социальная помощь в виде денежной суммы в размере <данные изъяты>., Докучаева О.А. предоставляет ежемесячные отчеты, ведет деятельность в соответствии с бизнес-планом.
Данная выплата в сумме <данные изъяты> рублей является единовременной и однократной, перечислена ответчику в установленный срок в ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается платежным документом.
В результате технического сбоя в районной базе данных «Адресная помощь» ГКУ АО «ЦСПН» Докучаевой О.А. ДД.ММ.ГГГГ. повторно перечислена сумма в размере <данные изъяты> рублей на расчетный счет № в ПАО «Сбербанк России», поступили ответчику ДД.ММ.ГГГГ
Ошибка обнаружена ДД.ММ.ГГГГ. специалистом учреждения, в связи с чем, приняты меры к возврату ошибочно перечисленных денежных средств.
Докучаевой О.А. учреждением направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ. о возврате ошибочно перечисленной суммы в размере <данные изъяты> рублей, однако возврат до настоящего времени не осуществлен.
Таким образом, Докучаева О.А. не имела законных оснований для их получения, поскольку выплата по соцконтракту уже осуществлена ранее, у учреждения намерения передать денежные средства ответчику по какому-либо правовому основанию, безвозмездно отсутствуют. Указанные средства не являются социальным пособием либо единственными средствами существования, поскольку денежные средства, предоставляемые в рамках социальных контрактов, носят целевое назначение, направлены на осуществление предпринимательской деятельности.
Получение денежных средств, ошибочно перечисленных учреждением, является неосновательным обогащением, не основано на сделке либо ином законном праве, чем причинен ущерб интересам государства в лице ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения в Володарском районе», в силу с п. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ заявленные требования направлены на защиту его интересов. Просит взыскать с Докучаевой О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт 1219 № выдан УМВД России по Астраханкой области ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в пользу ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения в Володарском районе», обязать Докучаеву О.А. перечислить денежные средства на реквизиты: Минфин АО (ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Володарского района» л/с №)ИНН -№,КПП - 301901001, ОКТМО - 12610468, БИК - 011203901Отделение Астрахань БОНК России // УФК по Астраханской области. Номер единого казначейского счета-40№ (кор.счет). Номер казначейского счета - 03№ (расчет.счет).
В судебное заседание ответчик Докучаева О.А., надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства, не явилась. Суд определил рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
В судебном заседании истец отказался от исковых требований в части обязания Докучаевой О.А. перечислить денежные средства на реквизиты: Минфин АО (ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Володарского района». Дело в данной части прекращено отдельным определением. В остальной части прокурор Хребтищева С.Р. иск поддержала.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Астраханской области назначается в соответствии с Законом Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N 85/2016-ОЗ "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям в Астраханской области" и постановлением Правительства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N 363-П о порядке и условиях назначения и выплаты социальной помощи в виде денежных выплат.
Настоящие Порядок и условия назначения и выплаты социальной помощи в виде денежных выплат разработаны в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон), Законом Астраханской области от 22.12.2016 N 85/2016-ОЗ "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области" и определяет процедуру назначения и выплаты отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающим на территории Астраханской области, отвечающим требованиям статей 37-40 Закона Астраханской области, социальной помощи в виде денежных выплат, предусмотренной статьями 37 - 40 Закона Астраханской области.
Назначение социальной помощи в виде денежных выплат, предусмотренной статьями 37-40 Закона Астраханской области, осуществляют государственные казенные учреждения Астраханской области - центры социальной поддержки населения муниципальных районов, центры социальной поддержки населения районов города Астрахани, центр социальной поддержки населения закрытого административно-территориального образования Знаменск (далее - учреждения).
Выплату социальной помощи в виде денежных выплат, предусмотренной статьями 37-40 Закона Астраханской области, осуществляет государственное казенное учреждение Астраханской области "Центр информационно-технологического обеспечения деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области".
Социальная помощь на основании социального контракта, предоставляемая в виде денежных выплат на реализацию мероприятий в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 40 Закона Астраханской области, осуществляется единовременно в размере, определенном комиссией с учетом указанных в бизнес-плане затрат, а также сумм денежных средств, возможных к получению в рамках мер государственной поддержки, предусмотренных иными правовыми актами Российской Федерации и Астраханской области на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, но не более <данные изъяты> рублей, в том числе с учетом размера фактически понесенных расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, но не более 5 процентов суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта;
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между ГКУ АО «ЦСПН по Володарскому району» заключен социальный контракт на реализацию мероприятий в рамках осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.
Срок действия социального контракта ДД.ММ.ГГГГг.
На основании социального контракта на территории Астраханской области назначается в соответствии с Законом Астраханской области от 22 декабря 2016 года N 85/2016-ОЗ "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям в Астраханской области" и постановлением Правительства Астраханской области от 21 сентября 2017 г. N 363-П о порядке и условиях назначения и выплаты социальной помощи в виде денежных выплат ГКУ АО «ЦСПН по Володарскому району» Докучаевой О.А. оказана социальная помощь в виде денежной суммы в размере <данные изъяты>.
В ходе проверки правильности начисления социальной помощи на основании социального контракта была выявлена ошибка в начислениях получателя социальной помощи Докучаевой О.А.
Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ. в базе данных «ASP Адресная социальная помощь» о выплате ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Володарского района» была дважды начислена Докучаевой О.А. денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей - ДД.ММ.ГГГГ Данный факт был выявлен ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ответчика Докучаевой О.А. ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Володарского района» было направлено письмо с просьбой вернуть до ДД.ММ.ГГГГ. денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей, перечисленную в ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет ответчика № в ПАО «Сбербанк России» в связи с техническим сбоем в районной базе данных «Адресная социальная помощь» как ошибочно выплаченную, однако возврат ответчиком не осуществлен.
Постановлением ОМВД России по Володарскому району от ДД.ММ.ГГГГ директору ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Володарского района» отказано в возбуждении уголовного дела в отношении Докучаевой О.А. в связи с отсутствием в действиях Докучаевой О.А. состава преступления.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Не подлежат возврату денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Суд считает, что в данном случае обстоятельств, установленных ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не имело место.
Повторное зачисление денежных средств на счет ответчика является ошибкой бухгалтерской программы.
Таким образом, излишне выплаченные денежные средства в качестве социальной помощи, не имеющему права на их получение и не являющиеся средствами к существованию, подлежат возврату.
Согласно ст. 89 ГПК РФ и п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, прокуроры - по заявлениям в защиту интересов Российской Федерации - освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В силу ст. 103 ГПК издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 233-235 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Докучаевой О.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт 1219 № выдан УМВД России по Астраханкой области ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в пользу ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения в Володарском районе» ИНН-№ а также государственную пошлину в бюджет МО «Володарский район» в размере <данные изъяты> руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ
Судья Сливин Д.Н.