Решение по делу № 2а-74/2021 от 17.12.2020

Дело №2а-74/2021

УИД: 21RS0004-01-2020-000751-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2021 года п.Вурнары Чувашской Республики

Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе:

председательствующего судьи Филиппова О.А.,

при секретаре Спиридоновой С.Н.,

с участием:

помощника прокурора Вурнарского района Чувашской Республики- Григорьевой К.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному иску заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики о признании информации информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Вурнарского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с административным иском о признании информации, размещенной на Интернет-странице <данные изъяты>, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой <адрес> в целях проверки исполнения требований законодательства о противодействии экстремисткой деятельности в сети Интернет проведена проверка исполнения требований действующего законодательства, в том числе и о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. В ходе проверки в сети «Интернет» выявлена Интернет-страница <данные изъяты>, содержащая информацию, причиняющая вред развитию несовершеннолетних. На данном сайте размещена информация, содержащая «воровские цитаты», словосочетания и слова, в которых пропагандируется криминальная субкультура, предлагается совершать преступления, употреблять алкогольную продукцию. В частности: «Когда меня рожали, мусора дрожали», «Для мусора- мент, это комплимент...», «Пьющим и курящим дают в два раза чаще», «Это не у меня проблемы с ментами, это у ментов проблемы со мной», «Для меня нет закона-я пацан с района», и т.д. Войти на сайт и ознакомиться может любой человек, в том числе несовершеннолетний, так как вход свободный, регистрация и пароль не требуются. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актом проверки и распечаткой скриншотов указанной Интернет-страницы. В ходе проверки посредством официального сайта аккредитованного регистратора доменного имени АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <данные изъяты> установлено, что сведения о владельце и администраторе вышеуказанного сайта, его юридическом адресе, отсутствуют. Согласно общедоступным сведениям с сайта <данные изъяты> информация о владельце сайта отсутствует, сайт <данные изъяты> зарегистрирован в Российской федерации. При проверке URL-адреса: <данные изъяты> через форму, размещенную на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций <данные изъяты> установлено, что в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации, запрещено, данные об Интернет-страницах с указанными адресами отсутствуют. При проверке ограничения доступа к указанным страницам сети «Интернет» через форму, размещенную на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: <данные изъяты> установлено, что меры по ограничению доступа к Интернет-страницам с указанными URL-адресами, не принимались. Согласно ч.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральными законами «О связи» и Федеральным законом от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В ст.2 Федерального закона №149-ФЗ используются следующие основные понятия: информация- сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; доступ к информации- возможность получения информации и ее использования; предоставление информации- действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Распространение информации в сети «Интернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней с помощью Интернет-провайдеров попадает в сферу регулирования Федерального закона №149. В соответствии со ст.2 Федерального закона №149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть- технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Оператор информационной системы- гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных. В силу ст.3 Федерального закона №149-ФЗ основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами. Согласно п.1 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Положениями ч.3 ст.55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Верховным Судом РФ 17 августа 2020 года международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» (АУЕ), представители которого пропагандируют среди несовершеннолетних воровские и тюремные понятия, требуют соблюдения «воровского кодекса» со сбором денег на общак, признано экстремисткой организацией. Одним из принципов противодействия экстремизму согласно ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций, приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации, приоритет мер, направленных на предупреждение экстремисткой деятельности. Согласно ч.6 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Пунктом 1 ст.9 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с требованиями ч.ч.1, 2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; оправдывающая противоправное поведение. Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 года №436-ФЗ к информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия. В силу ч.ч.1, 2 ст.11 Федерального закона от 29.12.2010 года №436-ФЗ оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную ч.2 ст.5 закона, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических им программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации. В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности. Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержащим информацию, причиняющую вред здоровью граждан, в том числе здоровью и развитию несовершеннолетних. В силу положений указанных выше законов информация, размещенная на сайте <данные изъяты> относится к запрещенной. Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Обращение прокурора с административным иском в интересах неопределенного круга лиц направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях пресечения доступа к таким сайтам.

В судебном заседании помощник прокурора Вурнарского района- Григорьева К.Р. административный иск поддержала по изложенным основаниям, дополнительно пояснив, что к настоящему времени сайт <данные изъяты> не ограничен.

Представитель заинтересованного лица- Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике-Чувашии, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в своем отзыве на административный иск просил рассмотреть дело без их участия.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя заинтересованного лица.

Изучив доводы заместителя прокурора Вурнарского района, материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.2 ст.265.1 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.

Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Частью 1 ст.9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч.ч.1, 6 ст.10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится: информация, предусмотренная ч.2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей; информация, которая предусмотрена ч.3 настоящей статьи с учетом положений статей 7-10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

Как следует из ч.2 ст.5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; содержащая изображение или описание сексуального насилия; отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера; о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Частями 1, 2 ст.11 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» предусмотрено, что оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную ч.2 ст.5 настоящего Федерального закона, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с ч.2 ст.5 настоящего Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

Согласно акту по результатам мониторинга сети «Интернет» старшего помощника прокурора Вурнарского района Чувашской Республики- ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ и приложенным к нему распечаткам с сайта, в ходе проверки соблюдения требований Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» по ограничению доступа к запрещенной информации в сети «Интернет» выявлена Интернет-страница <данные изъяты>, на которой размещена информация, содержащая «воровские цитаты», словосочетания и слова, в которых пропагандируется криминальная субкультура, предлагается совершать преступления, употреблять алкогольную продукцию, в частности: «Когда меня рожали, мусора дрожали», «Для мусора- мент, это комплимент...», «Пьющим и курящим дают в два раза чаще», «Это не у меня проблемы с ментами, это у ментов проблемы со мной», «Для меня нет закона-я пацан с района», и т.д. Войти на сайт и ознакомиться может любой человек, в том числе несовершеннолетний, так как вход свободный, регистрация и пароль не требуются.

Статьей 6.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

В силу ч.ч.1, 2, 3 ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п.п.1, 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года №1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее- единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра- организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством РФ (далее- оператор реестра).

Согласно п.5 Правил основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

В соответствии с п.9 Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую: доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию; описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией; дата и время получения решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией.

Суд приходит к выводу, что информация, содержащаяся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет-странице <данные изъяты>, содержащая «воровские цитаты» и до настоящего времени находящаяся в свободном доступе, романтизирует криминальную субкультуру, оправдывает противоправное поведение, побуждает к совершению правонарушений, что свидетельствует о нарушении действующего в РФ законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрены административная и уголовная ответственность.

Тем самым нарушаются публичные интересы РФ и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.

По делам о признании указанной информации, содержащейся в сети «Интернет», запрещенной на территории Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания приведенной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной на территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах административный иск заместителя прокурора подлежит удовлетворению.

В силу ч.4 ст.265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на Интернет-странице <данные изъяты>, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Направить копию вступившего в законную силу решения суда в Управление Федеральной службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике-Чувашии для внесения сведений в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 05 февраля 2021 года.

Судья Вурнарского районного суда                    О.А. Филиппов

2а-74/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Вурнарского района Чувашской Республики
Ответчики
Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии
Суд
Вурнарский районный суд Чувашии
Судья
Филиппов О.А.
Дело на странице суда
vurnarsky.chv.sudrf.ru
17.12.2020Регистрация административного искового заявления
18.12.2020Передача материалов судье
21.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2021Судебное заседание
01.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее