Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
«14» ноября 2024 года дело № 2-2809/2024
город Ростов-на-Дону УИД № 61RS0005-01-2024-004047-70
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи Черняковой К.Н., при ведении протокола судебного заседании секретарём судебного заседания Лебедевой В.В., при участии:
истца Савченко С.В.;
представитель ответчика Евкиной Е.Г. (доверенность от 29.12.2023 №.25.01/877);
представитель третьего лица Касьяновой М.И. (доверенность от ... г. №.1/2180);
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Савченко С. В. к администрации <...>, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Новикова Е. А., в лице законного представителя Савченко С. В., Администрация <...>, об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании совершить действие,
УСТАНОВИЛ:
Савченко С. В. (далее – истец, Савченко С.В.) обратилась в суд с исковым заявлением к администрации <...> (далее – ответчик, администрация района), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Новикова Е. А., в лице законного представителя Савченко С. В., Администрация <...> (далее – третье лицо, Администрация <...>, Новикова Е.А.), об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании совершить действие. В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что является опекуном Новиковой Е.А., ... г. года рождения, уроженки <...>, подала заявление в её интересах в администрацию района о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по <...>, поскольку ребенок зарегистрирован по месту жительства в <...>. Однако ответчиком отказано во включении Новиковой Е.А. в указанный список, по причине не проживания по адресу регистрации. Полагает данное решение незаконным, поскольку заявление подано по месту регистрации ребенка, просит признать незаконным распоряжение администрации района о ... г. №, обязать администрацию района включить в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Новикову Е. А., ... г. года рождения.
Истец (законный представитель третьего лица) в судебном заседании исковые требования поддержала, привела суду доводы, изложенные в исковом заявлении, полагает, что в случае постановки несовершеннолетнего ребенка по месту жительства, ей предоставят квартиру в <...>.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала относительно удовлетворения иска, привела доводы в обоснование, изложенные в письменном отзыве.
Третье лицо Администрация <...> в судебном заседании возражала относительно удовлетворения иска, привела доводы в обоснование, изложенные в письменном отзыве.
Выслушав стороны, исследовав и оценив доказательства, представленные суду и собранные в ходе судебного разбирательства, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, Савченко С.В. являясь опекуном Новиковой Е.А., ... г. года рождения, обратилась в администрацию района с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), представив необходимый пакет документов её несовершеннолетней подопечной Новиковой Е.А., ... г. года рождения.
Распоряжением администрации района от ... г. № отказано во включении в Список её несовершеннолетней подопечной Новиковой Е.А., ... г. года рождения.
Причиной отказа во включении в Список указано на регистрацию Новиковой Е.А. по месту пребывания и фактическое проживание по адресу: <...>, п. Сеятель С., <...>, по месту жительства попечителя, обучение Новиковой Е.А. в МБОУ СОШ № п Сеятель С. <...>, её нахождение на учете подопечных детей в Управлении образования С. <...>.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон о дополнительных гарантиях), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с п. 3 ст. 8 данного Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 названной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 этой статьи. Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 названной статьи.
Порядок формирования Списка утвержден постановлением Правительства российской Федерации от 04.04.2019 № 397.
Пунктом 6 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 установлено, что прием заявлений о включении в Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем (далее - заявление), осуществляют исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов и городских округов в Ростовской области, которым переданы отдельные государственные полномочия Ростовской области в соответствии с Областным законом от 22.06.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на территории которых находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет (далее - органы местного самоуправления).
<...> установлено и подтверждено в судебном заседании, что на момент рассмотрения заявления истца несовершеннолетняя Новикова Е.А. зарегистрирована по месту пребывания и фактически проживает со своим опекуном в п. Сеятель С. С. <...>, также обучается в МБОУ СОШ № п. Сеятель С. <...>, стоит на учете в Управлении образования С. <...>, имеет постоянную регистрацию по месту жительства приобрела с ... г. по адресу квартиры, собственником которой является подруга опекуна.
Помимо этого, администрацией района установлено, что Новиковой Е.А. принадлежит на правое общей долевой собственности (1/5 доли) жилой дом, расположенный по адресу: <...>, проживание несовершеннолетней в котором признано невозможным на основании постановления Администрации <...> от ... г. №.
Однако, как следует из вышеприведенных положений закона, факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях устанавливается только в случае, если указанные лица являются нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками этих жилых помещений. Новикова Е.А. к названным категориям лиц не относится, более того данное жилое помещение признано не пригодным для проживания.
Вместе с тем, суд соглашается с позицией ответчика, третьего лица, о том, что сам по себе факт регистрации Новиковой Е.А. не порождает дня ее права включения в Список по месту регистрации, отличному от места проживания и учета как подопечного лица в Управлении образования С. <...>. Более того, суд отмечает, что при смене места проживания и обучения, Новикова Е.А. подлежит снятию с учета в Списке С. <...> и включению в Список по месту регистрации, проживания, обучения, поскольку смена места жительства не может являться основанием для лишения Новиковой Е.А. в праве на предоставление жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
С учетом приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, что соответствует сложившейся судебной практике (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ... г. №-К23-84-К2 (УИД 77RS0№-02), кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ... г. по делу № (УИД 91RS0№-07)).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Савченко С. В. к администрации <...>, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Новикова Е. А., в лице законного представителя Савченко С. В., Администрация <...>, об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании совершить действие, полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Решение в окончательной форме изготовлено 28 ноября 2024 года.
Копия верна:
Судья К.Н. Чернякова