Дело № 2-211\2018 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Елань-Колено «7» сентября 2018 года
Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи КАМЕРОВА И.А.,
при секретаре СЛУГИНОЙ М.И.,
истцов ИШКОВОЙ Л.А., ВАВИЛОВОЙ Л.К., представителя истцов КОНДРАТЬЕВОЙ С.Г., выступающей по доверенности,
ответчика администрации Коленовского сельского поседения Новохоперского муниципального района Воронежской области, в лице представителя ДОНСКОГО С.В., выступающего на основании доверенности,
третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО « Медногорский медно-серный комбинат» в лице представителя УДЕРЕВСКОЙ А.В., выступающей по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ишковой Лилии Александровны и Вавиловой Любови Константиновны к администрации Коленовского сельского поседения Новохоперского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества, а также об организации подвоза питьевой воды до устранения нарушений качества питьевой воды,
УСТАНОВИЛ:
Ишкова Л.А. и Вавилова Л.К. обратились в суд с иском к администрации Коленовского сельского поседения Новохоперского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества, а также об организации подвоза питьевой воды до устранения нарушений качества питьевой воды.
Требования мотивированы тем, что в период с конца 2015 г. и по настоящий день ими отмечено ухудшение качества, запаха и цвета питьевой воды из общественных колодцев и из центрального холодного водоснабжения в с. Елань-Колено, Новохоперского района Воронежской области. Органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию сетей и сооружения водоснабжения. В данный момент организацию централизованного водоснабжения всего населенного пункта осуществляет администрация Коленовского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области. В связи с ухудшением на протяжении длительного периода времени качества питьевой воды, было принято решение о проведении лабораторного исследования питьевой воды по адресам: с. Елань-Колено, ул. Новостроящая, 4 (колодец), ул. Набережная, д. 34 (колодец), ул. Новая деревня, д. 28 ( колодец) и ул. Ленина ( колонка центрального водоснабжения).
09.03.2017 г. ими были получены протоколы испытаний пробы питьевой воды центрального водоснабжения и колодцев от испытательной лаборатории « Чистая вода» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования « Национальный исследовательский ядерный университет « МИФИ».
Согласно протоколу испытаний № 02.03.2017-04 в питьевой воде из колонки центрального водоснабжения по ул. Ленина обнаружено превышение удельной суммарной альфа-активности в 1.75 раза ( 0.35 Бк\кг вместо допустимых 0.2 Бк\кг);
Согласно протоколу испытаний № 02.03.2017-03 в питьевой воде из колодца по ул. Новостроящая, 4 обнаружено превышение удельной суммарной альфа-активности в 4.6 раза ( 0.92 Бк\кг вместо допустимых 0.2 Бк\кг);
Согласно протоколу испытаний № 02.03.2017-02 в питьевой воде из колодца по ул. Новая деревня, 28 обнаружено превышение удельной суммарной альфа-активности в 8 раз ( 1.6 Бк\кг вместо допустимых 0.2 Бк\кг);
Согласно протоколу испытаний № 02.03.2017-01 в питьевой воде из колодца по ул. Мостовая, 34 ( Набережная, 34) обнаружено превышение удельной суммарной альфа-активности в 2.65 раза ( 0.53 Бк\кг вместо допустимых 0.2 Бк\кг);
18 мая 2017 г. были получены экспертные заключения №, №, №, № по результатам лабораторно-инструментальных исследований от Федерального медико-биологического агентства Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения Головного центра гигиены и эпидемиологии, согласно которым питьевая вода по адресам: с. Елань-Колено, ул. Новостроящая, 4 (колодец), ул. Набережная, д. 34 ( колодец), ул. Новая деревня, д. 28 (колодец) и ул. Ленина ( колонка центрального водоснабжения) не соответствует СанПиН 2.6.1.2523-09 « Нормы радиационной безопасности (НРБ-99\2009) в связи с превышением показателей удельной суммарной альфа-активности, регламентированных п. 5.3.5. СанПиН 2.6.1.2523-09.
03.04.2018 г. из ФГУП « Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Н.М. Федоровского» получен протокол испытаний радиационных характеристик № В 2018 – 96 \ с, согласно которому: в питьевой воде из колодца по ул. Новостроящая, 4 обнаружено превышение удельной суммарной альфа-активности в 2.65 раз (0,53 Бк\кг вместо допустимых 0,2 Бк\кг); в питьевой воде из колонки центрального водозабора по ул. Ленина обнаружено превышение удельной суммарной альфа-активности в 2.3 раза (0,46 Бк\кг вместо допустимых 0,2 Бк\кг).
В связи с чем считают, что администрация Коленовского сельского поселения поставляет питьевую воду, подаваемую абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, ненадлежащего качества, чем нарушает их права как потребителя.
Истцы, представитель истцов в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Коленовского сельского поселения иск не признал и просил в его удовлетворении отказать, указывая на то, что центральные водораспределительные сети и водозаборную скважину на данный момент обслуживает администрация Коленовского сельского поселения. На данный момент центральное водоснабжение населения обеспечивается из скважины по улице Деревягина. Скважина по улице Ленина используется только в технических целях, заправка пожарных машин, фермерских емкостей. Для обеспечения населения водой скважина по улице Ленина не используется.
Представитель третье лица ООО « Медногорский медно-серный комбинат» в удовлетворении иска просила отказать по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.
Третье лицо Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, будучи надлежащим образом и своевременно извещенное о времени и месте судебного заседания в суд представителя не направил. Суд рассмотрел дело в отсутствие указанного лица в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Третье лицо территориальный отдел в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в суд представителя не направило, в возражениях на исковое заявление просило дело рассмотреть в отсутствие представителя территориального отдела и отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по доводам, изложенным в возражении. Суд рассмотрел дело в отсутствие указанного лица в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Данное право также закреплено в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Положениями п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 136-ФЗ) закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ. Иные вопросы местного значения, закрепленные в части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ).
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона).
Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно статье 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года N 24 утверждены санитарные правила "СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", в соответствии с которыми установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой воды, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Указанными Правилами предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль (п. 4.1).
В соответствии с п. п. 4.8 - 4.9 СанПиН 2.1.4.1074-01 государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям. Для проведения лабораторных исследований (измерений) качества питьевой воды допускаются метрологически аттестованные методики, утвержденные Госстандартом России или Минздравом России. Отбор проб воды для анализа проводят в соответствии с требованиями государственных стандартов.
Так, в соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно пункту 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Радиационная безопасность питьевой воды в соответствии с пунктом 3.64. СанПиН 2.1.4.1074-01определяется ее соответствием нормам радиационной безопасности по показателям, представленным в таблице 5.
Показатели радиационной безопасности по удельной суммарной альфа-активности 0.2 Бк\кг, по удельной суммарной бета-активности 1.0 Бк\кг, радон (222Rn) 60 Бк\кг.
Примечания:
1) При превышении показателей проводится анализ содержания радионуклидов в воде.
2) Перечень определяемых радионуклидов в воде устанавливается в соответствии с санитарным законодательством. Определение радона для подземных источников водоснабжения является обязательным.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 N 40 введены в действие "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02".
В соответствии с пунктом 4.1, 4.2 раздела 4 СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников" установлены требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения, которая по своему составу и свойствам должна соответствовать нормативам по органолептическим, химическим, микробиологическим показателям. В зависимости от местных природных и санитарных условий, а также эпидемической обстановки в населенном месте, перечень контролируемых показателей качества воды, приведенных в п. 4.1, расширяется по постановлению Главного государственного санитарного врача по соответствующей территории с включением дополнительных микробиологических и (или) химических показателей. На территориях, официально признанных зонами радиационного загрязнения, качество воды в источниках нецентрализованного водоснабжения по показателям радиационной безопасности оценивается в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 (зарегистрированы в Минюсте РФ 31 октября 2001 г., регистрационный N 3011).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074 утвержден перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно п. 6.1. СанПиН 2.1.4.1175-02 контроль за качеством воды должен соответствовать местной санитарно - эпидемиологической обстановке и быть тесно связан с проводимыми в населенном месте санитарными мероприятиями; п. 6.2. с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения контроль должен включать в себя систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборным сооружениям (приложения 3, 4, 5); п. 6.3. Центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора осуществляют плановый или выборочный контроль за качеством воды скважин, колодцев и каптажей общего пользования, а также контроль по разовым заявкам от индивидуальных пользователей.
Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1513-ст введен в действие "ГОСТ 31861-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб" (далее по тексту - ГОСТ 31861-2012). Данный стандарт распространяется на любые типы вод и устанавливает общие требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств, в частности предъявляются требования к емкостям для отбора проб, и их подготовке (раздел 4, приложение Г).
В соответствии с пунктами 3.5, 3.6 ГОСТа 31861-2012 объем взятой пробы должен соответствовать установленному в нормативных документах (НД) на метод определения конкретного показателя с учетом количества определяемых показателей и возможности проведения повторного исследования. При этом для получения одной пробы, отражающей состав и свойства воды в данной точке отбора, допускается неоднократно отбирать воду в этой точке отбора за максимально короткий период времени. Метод отбора проб выбирают в зависимости от типа воды, ее напора, потока, температуры, глубины пробоотбора, цели исследований и перечня определяемых показателей с таким расчетом, чтобы исключить (свести к минимуму) возможные изменения определяемого показателя в процессе отбора.
В соответствии с ГОСТ 31861-2012: п. 3.7. выбранный метод подготовки отобранных проб к хранению должен быть совместим с методом определения конкретного показателя, установленного в нормативном документе (НД). При этом, если в НД на метод определения указаны условия хранения проб, то соблюдают условия хранения проб, регламентированные в этом НД; п. 3.8. все процедуры отбора проб должны быть строго документированы. Записи должны быть четкими, осуществлены надежным способом, позволяющим провести идентификацию пробы в лаборатории без затруднений; п. 4.1. Критериями для выбора емкости, используемой непосредственно для отбора проб и их хранения до начала проведения анализов, являются:
- предохранение состава пробы от потерь определяемых показателей или от загрязнения другими веществами;
- устойчивость к экстремальным температурам и разрушению; способность легко и плотно закрываться; необходимые размеры, форма, масса; пригодность к повторному использованию;
- светопроницаемость;
- химическая (биологическая) инертность материала, использованного для изготовления емкости и ее пробки (например, емкости из боросиликатного или известково-натриевого стекла могут увеличить содержание в пробе кремния или натрия);
- возможность проведения очистки и обработки стенок, устранения поверхностного загрязнения тяжелыми металлами и радионуклидами.
Допускается применение одноразовых емкостей для отбора проб;
п. 4.4. емкости с закручивающимися крышками должны быть снабжены инертными прокладками. Не допускается применять резиновые прокладки и смазку, если емкость предназначена для отбора проб с целью определения органических и микробиологических показателей;
п. 4.7 Пробоотборники должны:
- минимизировать время контакта между пробой и пробоотборником;
- быть изготовлены из материалов, не загрязняющих пробу;
- иметь гладкие поверхности;
- быть сконструированы и изготовлены применительно к пробе воды для соответствующего анализа (химический, биологический или микробиологический);
п. 4.8. обеспечение хранения пробы в темноте и обеспечение хранения температуро- и времязависящих проб при температуре 4 °C на период не менее 24 ч при температуре окружающей среды до 40 °C;
п. 4.10. Общие требования к подготовке емкостей перед отбором проб приведены в приложении Г.5, согласно которым для подготовки емкостей для хранения отобранных проб, предназначенных для определения радиоактивного загрязнения, емкости промывают раствором моющего средства, азотной кислотой и тщательно ополаскивают дистиллированной водой;
п. 5.5 Основные рекомендуемые методы консервации и хранения отобранных проб, предназначенных для проведения определений конкретных показателей, приведены для:
- радиационной безопасности в таблице 4. В п. 1 Примечаний которой указано что, следует избегать загрязнения проб, особенно если их активность очень низкая. При этом следует учитывать, что могут оказать влияние места отбора, имеющие заметную активность почвы, воздуха и воды, отличную от активности отобранной пробы, а также лаборатории, оснащенные приборами и оборудованием, содержащими радиоактивные элементы.
п. 6.3 результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: расположение и наименование места отбора проб с координатами и любой другой информацией о местонахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические условия окружающей среды при отборе проб (при необходимости); температуру воды при отборе пробы (при необходимости); метод подготовки к хранению (при необходимости); цель исследования воды; другие данные в зависимости от цели отбора проб; должность, фамилию и подпись исполнителя.
В Приложении В перечислено оборудование для отбора проб радиологических показателей, согласно которому пробы отбирают в стеклянные или пластмассовые бутыли, предварительно очищенные моющим средством, разбавленной азотной кислотой и тщательно промытые водой.
Для отбора точечных проб на заданной глубине применяют батометры.
Допускается отбор проб воды бутылью. Бутыль закрывают пробкой, к которой прикреплен шнур, и вставляют в тяжелую оправу или к ней подвешивают груз на тросе (шнуре, веревке). Бутыль опускают в воду на заранее выбранную глубину, затем пробку вынимают при помощи шнура, бутыль заполняется водой доверху, после чего вынимается. Перед закрытием бутыли пробкой слой воды сливается так, чтобы под пробкой оставался небольшой слой воздуха.
Целесообразно применять специальные бутыли для отбора проб, например, бутыли с откаченным воздухом.
Пробу воды с небольшой глубины (особенно зимой) отбирают бутылью, прикрепленной к шесту.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 декабря 2007 г. N 0100/13609-07-34 утверждены Методические рекомендации по отбору и подготовке проб питьевой воды для определения показателей радиационной безопасности, которые распространяются на отбор и предварительную подготовку проб питьевой воды для последующего контроля качества питьевой воды по показателям радиационной безопасности. Основной целью МР является обеспечение единых подходов при отборе и подготовке проб воды для анализа суммарной альфа- и бета-активности, а также радионуклидного состава и удельной активности основных природных и техногенных радионуклидов в воде.
Согласно п. 5.2. Методических рекомендаций, для отбора проб воды используются емкости из полимерных материалов, которые непосредственно перед отбором пробы необходимо не менее трех раз ополоскать водой из обследуемого источника; п. 5.4. При отборе проб из действующей артезианской скважины или водопровода воду сливают не менее 5 мин., во всех остальных случаях (вновь вводимых, после ремонта и др.) - в течение времени, необходимого для установления стабильных характеристик воды. Установление стабильных характеристик воды определяется визуально, время установления указанных характеристик может быть индивидуальным для каждой конкретной скважины. Пробы воды из колодцев и открытых водоемов отбирают традиционным для данного населенного пункта способом. Отобранная проба выдерживается в герметичной (во избежание контакта пробы с воздухом) емкости в течение времени, необходимого для осаждения мелкодисперсных частиц песка, почвы или ила (не менее 2 - 3 часов), которые могут попасть в пробу; п. 5.5. Отобранная проба подкисляется азотной кислотой до рН = 1 для исключения процесса сорбции микроколичеств радионуклидов на внутренней поверхности емкости; п. 5.6. Каждая отобранная проба снабжается этикеткой, наклеенной на емкость с пробой и актом отбора. В акте отбора проб должна быть указана дата и время отбора пробы и содержаться вся информация, необходимая для идентификации источника водоснабжения. Рекомендуемая информация, которая должна содержаться в акте отбора пробы, приведена в Приложении 1 к настоящим МР ( наименование и адрес заказчика; наименование и адрес источника водоснабжения (артезианская скважина, водопровод, и т.д.) с указанием его основных характеристик (например, при отборе проб из артезианской скважины - глубину и наименование организации владельца скважины); дата, время и место отбора проб; объем каждой пробы; Ф.И.О. и подпись лиц, проводивших отбор проб, с указанием места работы и занимаемой должности; основание для отбора проб (по заявке заказчика, по предписанию органов Роспотребнадзора и т.п.); цель отбора проб воды; характеристика условий отбора проб (пробы должны быть опечатаны после их отбора, а также после их концентрирования перед отправкой на исследование); п. 6.1. Для определения показателей суммарной альфа- и бета-активности воды отбирают пробу объемом не менее 1 л в чистую емкость из полимерного материала. Пробу консервируют азотной кислотой из расчета 10 куб. см концентрированной кислоты на 1 куб. дм пробы воды или 20 куб. см разбавленной 1:1 кислоты на 1 куб. дм пробы воды. Если время от отбора до начала анализа пробы не более 4 ч, допускается не проводить ее консервирование. Если перед пересылкой пробы необходимо уменьшить ее объем, то отобранную пробу выпаривают (с добавлением азотной кислоты в тех же количествах, как и при консервации) в термостойком стеклянном химическом стакане до объема 90 - 100 мл. Полученный концентрат помещают в емкость из полимерного материала и отправляют в лабораторию для проведения анализа; п. 6.4. Образующийся при проведении концентрирования (упаривания) пробы осадок необходимо полностью перенести в емкость из полимерного материала, в которой проба будет направляться в лабораторию. Осадок переносят в емкость, ополаскивая термостойкий стеклянный химический стакан, в котором проводилось упаривание пробы, небольшим объемом дистиллированной воды. Процедуру ополаскивания проводят до полного перенесения образовавшегося при концентрировании пробы осадка в емкость из полимерного материала, в которой проба будет направляться в лабораторию.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что обеспечение жителей с. Елань-Колено питьевой водой через централизованное по ул. Ленина (скважина) и нецентрализованные по улицам Новостроящая, д. 4, Набережная, д. 34, Новая деревня, 28 (общественные шахтные колодцы) водоснабжение осуществляет администрация Коленовского сельского поселения.
Истцы, являясь жителями Новохоперского района и сторонниками общероссийского общественного движения «Стопникель», не доверяя, полученной по их обращению информации из правоохранительных органов и органов Роспотребнадзора о качестве питьевой воды, поставляемой жителям села Елань-Колено через централизованную систему водопровода из скважины, расположенной по улице Ленина, а также воды, используемой из общественных колодцев, расположенных по улицам Новостроящая, д. 4, Набережная, д. 34, Новая деревня, 28, обратились в суд с настоящим иском. В качестве доказательств ненадлежащего качества питьевой воды по радиационной безопасности из указанных выше источников, предоставили протоколы испытаний проб воды, экспертные заключения по результатам лабораторно-инструментальных исследований и протокол испытаний радиационных характеристик.
Согласно представленных стороной истца актов отбора проб воды от 01.03.2017 года № 8963, 8964, 8965, 8966, отбор проб воды на радиологическое исследование проводился по недействующему нормативному документу ГОСТ 51592-2000 ( утратил силу с 15.02.2015 г. в связи с введением в действие ГОСТ 31861-2012).
Материалы дела не содержат и истцами не представлено доказательств о соблюдении требований ГОСТ 31861-2012 при отборе, транспортировке данных проб. При этом согласно п. 2.3.1 Договора об оказании услуг, заключенного 27.12.2016 г. между ОООО « Эколоджис» - «Заказчик» и Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» - « Исполнитель», заказчик обязан самостоятельно производить отбор у клиента первичной пробы в строгом соответствии с ГОСТ 31861-2012, ГОСТ 31862-2012. Также в п. 1.2 Договора отсутствуют обязанности исполнителя по оказанию услуги в соответствии с СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников", СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности ( НРБ-9\2009).
В вышеуказанных актах лицом, проводившим отбор проб воды указан специалист по отбору проб ООО « Эколоджис» ФИО12 Однако согласно письма руководителя ИЛ « Чистая вода» НИЯУ МИФИ ФИО18 ( л.д. 81-82) пробы воды из водопровода и колодцев поселков Воронежской области были отобраны в начале марта 2017 года и доставлены на следующий день после отбора представителем ООО « Эколоджис» ФИО13 Для подтверждения увеличения уровня содержания альфа-излучающих радионуклидов при повторном измерении необходимы дополнительные исследования радионуклидного состава с применением спектрометрических измерений. Оценка результатов, свидетельствующих о качестве воды и степени ее опасности для населения, требует проведения дополнительных исследований, так как разовый анализ проб воды не может служить основанием для окончательных выводов. Вместе с тем, данных о повторном обращении в указанную исследовательскую лабораторию для проведения дополнительных исследований материалы дела не содержат и истцами не представлены. Кроме того, сведения об участии в отборе проб воды представителя администрации поселения, либо об отказе в этом последнего, в материалах дела отсутствуют.
Из протоколов испытаний №№ 02.03.217-01; 02.03.2017-02; 02.03.2017-03; 02.03.2017-04 ( л.д. 9-16) следует, что пробы воды были взяты из уличных колодцев, т.е. нецентрализованного водоснабжения и применены вместо СанПиН 2.1.4.1175-02, нормативные показатели по СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», в то время как показатели качества воды нецентрализованного водоснабжения регулируются нормами и правилами СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
Таким образом, акты отбора содержат не полную, не раскрытую и противоречивую информацию, в связи с чем не соответствуют требованиям ГОСТ 31861-2012.
Кроме того, материалы дела не содержат и стороной истцов не представлены протоколы, акты отбора проб воды от 29.03.2018 г. из систем водоснабжения ( колодцев, центрального водозабора), расположенных в с. Елань-Колено на основании которых лабораторией изотопных методов анализа Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья имени Н.М. Федоровского были проведены исследования. Также не представлены и экспертные заключения по результатам лабораторных испытаний, проведенных указанным научно-исследовательским институтом.
Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" руководитель экспертной организации обязан по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу.
В соответствии с абз. 6 ч. 2 ст. 25 Федерального закона N 73-ФЗ в заключении эксперта или комиссии экспертов среди прочего должно содержаться предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Указанные выше нормы права носят императивный характер и, следовательно, эксперт в обязательном порядке должен быть уведомлен об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Вместе с тем, эксперт Федерального медико-биологического агентства Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Головной центр гигиены и эпидемиологии» ( л.д. 17-20), который дал заключение по результатам лабораторно-инструментальных исследований на вышеуказанные протоколы испытаний не был предупрежден об уголовной ответственности.
Истцы, утверждая о наличии радиации в колодце по ул. Набережная, 34, в качестве доказательств наличия радиации, представили акт отбора проб воды по указанному адресу, в то время как из протокола испытаний ( л.д. 9-10), следует, что исследованию подвергался образец, отобранный по иному адресу.
Согласно акту, отбор проб воды осуществлялся 01.03.2017 г. из колодца в с. Елань-Колено, по ул. Новостроящая, 4, а исследованию, как это следует из протокола испытаний, подвергался образец воды с ул. Новостроящая, с. Елань-Колено, в то время как на улице Новостроящая имеются два общественных шахтных колодца у дома № 4 и № 10, что вызывает сомнения в проведении испытаний пробы воды, отобранной именно из указанного в акте колодца.
Акты отбора проб, протоколы результатов исследований, представленные истцами в материалы дела, не содержат необходимую информацию. Указанные недостатки в оформлении актов, протоколов могли повлиять на правильность результатов исследований.
На основании ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представленные истцами доказательства о несоответствии качества поставляемой ответчиком питьевой воды холодного водоснабжения действующим нормативам и правилам по радиационной безопасности, не соответствуют требованиям закона об относимости, допустимости и достоверности доказательств.
Напротив, как следует из информации, направленной:
- управлением Роспотребнадзора по Воронежской области в адрес прокуратуры Воронежской области № от 18.05.2018 г. в мае 2017 года в адрес Управления Росприроднадзора по Воронежской области поступили письменные заявления от гражданки Ишковой Л.А. По данным письменным заявлениям был произведен отбор проб питьевой воды из общественных шахтных колодцев по следующим адресам: с. Елань-Колено, ул. Новостроящая, д. 4, д. 10, ул. Новая деревня д. 4, д. 16, д. 28, ул. Ленинградская, д. 118, д. 128, ул. Набережная, д. 34, а также были отобраны для лабораторного исследования пробы питьевой воды из подземного источника, расположенного по ул. Ленина. Проба питьевой воды, отобранной из подземного источника, расположенного по ул. Ленина, согласно протокола лабораторных испытаний № 1731Б от 30.05.2017 г. отвечает требованиям СанПиН 2.1.41074-01 « Питьевая вода…» по санитарно-химическим показателям. В соответствии с информацией, предоставленной администрацией Коленовского сельского поселения ( исх. № 661 от 15.11.2017 г.) вода из скважины, расположенной по улице Ленина, с. Елань-Колено не используется для хозяйственно-бытовых нужд, а используется только для заправки пожарных машин;
- прокурором Новохоперского района Воронежской области в адрес главы Новохоперского района № 2-4-2018 от 13.07.2018 г. в ходе рассмотрения обращения ООД « Стопникель» по вопросу заражения подземных грунтовых вод на территории Коленовского сельского поселения, 11.05.2018 отобраны пробы питьевой воды из системы центрального водоснабжения ( 1 артскважина) по адресу: с. Елань-Колено, ул. Ленина, в том числе по показателям развернутого радионуклидного анализа. Вода подземного источника водоснабжения ( артезианская скважина) по адресу: с. Елань-Колено, ул. Ленина соответствует требованиям СанПиН. Радиологические показатели находятся в норме Rn-222 менее 6.4, при допустимости не более 60 Бк\кг, удельная суммарная альфа-радиоактивность 0.10 +\- 0,04 при допустимости не более 0.2, удельная суммарная бета-радиоактивность 0.40, +\- 0,20, при допустимости не более 0.1 Бк\кг.
Ио начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах в возражениях на исковое заявление от 04.09.2018 г. указала, что специалистами Роспотребнадзора с 2015 года проводились лабораторные исследования качества питьевой воды в источниках централизованного и нецентрализованного водоснабжения с. Елань-Колено на радиологические исследования. В результате проведенных лабораторных исследований установлено, что пробы воды из источников водоснабжения соответствуют гигиеническим требованиям по радиологическим показателям. Все пробы воды отбирались представителями экспертной организации филиала ФБУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах ( аттестат аккредитации от 04.06.2015 г. № RA.RU 710018, выдан Федеральной службой по аккредитации) согласно ГОСТу 31861-12 « Вода, Общие требования к отбору проб» и исследовались в аккредитованной лаборатории ФБУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области». При отборе оформлялся надлежащим образом протокол отбора, с указанием даты, времени и места отбора, цели исследования, также фамилия, должность и подпись лица, проводившего отбор и уполномоченного представителя субъекта, в присутствии которого произведен отбор проб.
Основания для критической оценки пояснений указанных специалистов у суда отсутствуют, поскольку пояснения последовательны и не противоречивы, согласуются как между собой, так и с иными имеющимися в деле доказательствами.
Указанное обстоятельство подтверждается:
- протоколом испытаний № 1333 от 01.04.2015 г. пробы нецентрализованного водоисточника, с. Елань-Колено, ул. Новостроящая, 4 (л.д. 39) согласно которому удельная суммарная альфа-радиактивность 0.1535 +\- 0.1684 Бк\л при допустимости не более 0.2 Бк\л, удельная суммарная бета-радиактивность < 0.4946 Бк\л, при допустимости не более 0.1 Бк\л, удельная активность Радон-222 < 8.0 Бк\л, при допустимости не более 60 Бк\л.
- протоколом испытаний № ГФ4263 от 03.05.2017 г. по радиационному обследованию территории точки № 1 возле колодца по ул. Новостроящая, д. 4, точка № 2 возле колодца по ул. Новая Деревня, д. 28, точка № 3 – артскважина по ул. Ленина с. Елань-Колено ( л.д. 73-75) и экспертным заключением к нему № 03-22\1233 от 03.05.2017 г. ( л.д. 72), согласно которому мощность дозы гамма-излучения из открытой местности возле колодцев и артскважины по адресам: с. Елань-Колено, ул. Новостроящая, д. 4, ул. Новая Деревня, ул. Ленина по результатам лабораторных испытаний соответствует требованиям СанПиН 2.6.1.2523-09 « Нормы радиационной безопасности НРБ-99\2009»;
- протоколом испытаний № 5862 от 03.08.2017 г. пробы воды подземного источника водоснабжения (артскважина), с. Елань-Колено, ул. Ленина (л.д. 52) и экспертным заключением к нему № 03-07\2882 от 04.08.2017 г. ( л.д. 51), согласно которым проба воды питьевой по результатам лабораторных испытаний соответствует требованиям СанПиН 2.6.1.2523-09 « Нормы радиационной безопасности НРБ-99\2009», п. 5.3.5., СанПиН 2.6.1.28000-10 « Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет источников ионизирующего излучения»;
- протоколом испытаний № 1069Л от 09.06.2018 г. пробы воды подземного источника водоснабжения – скважина, с. Елань-Колено, ул. Ленина (л.д. 49) и экспертным заключением к нему № 03-07\2203 от 09.06.2018 г. ( л.д. 50), согласно которым удельная суммарная альфа-радиоактивность 0.1535 +\- 0.1684 Бк\л при допустимости не более 0.2 Бк\л, удельная суммарная бета-радиоактивность < 0.4946 Бк\л, при допустимости не более 0.1 Бк\л, удельная активность Радон-222 < 8.0 Бк\л, при допустимости не более 60 Бк\л. Заключение: проба по результатам лабораторных испытаний соответствует требованиям (НРБ-99\2009) по исследованным радиологическим показателям: Rn-222, удельная суммарная альфа-радиоактивность, удельная суммарная бета-радиоактивность;
- протоколом испытаний № 5538 от 03.08.2017 г. пробы воды нецентрализованного водоснабжения общественный шахтный колодец, с. Елань-Колено, ул. Новая деревня, 28 (л.д. 54) и экспертным заключением к нему № 03-07\2883 от 04.08.2017 г. ( л.д. 53), согласно которым проба воды нецентрализованного водоснабжения - общественный шахтный колодец, с. Елань-Колено, ул. Новая деревня, 28 по результатам лабораторных испытаний соответствует требованиям СанПиН 2.6.1.2523-09 « Нормы радиационной безопасности НРБ-99\2009», п. 5.3.5., СанПиН 2.6.1.28000-10 « Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет источников ионизирующего излучения»;
- протоколом испытаний № 5534 от 21.07.2017 г. пробы воды нецентрализованного водоснабжения общественный шахтный колодец, с. Елань-Колено, ул. Новостроящая, 4 (л.д. 56) и экспертным заключением к нему № 03-07\2721 от 24.07.2017 г. ( л.д. 55), согласно которым проба воды нецентрализованного водоснабжения - общественный шахтный колодец, с. Елань-Колено, ул. Новостроящая, 4 по результатам лабораторных испытаний соответствует требованиям СанПиН 2.6.1.2523-09 « Нормы радиационной безопасности НРБ-99\2009», п. 5.3.5., СанПиН 2.6.1.28000-10 « Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет источников ионизирующего излучения». МУ 2.6.1.1981-05 « Радиационный контроль и гигиеническая оценка источников питьевого водоснабжения и питьевой воды по показателям радиационной безопасности. Оптимизация защитных мероприятий источников питьевого водоснабжения с повышенным содержанием радионуклидов» п. 6 (изм. № 1 МУ 2.6.1.2719-10);
- протоколом испытаний № 5531 от 22.08.2017 г. пробы воды нецентрализованного водоснабжения общественный шахтный колодец, с. Елань-Колено, ул. Набережная, 34 (л.д. 58) и экспертным заключением к нему № 03-07\3046 от 22.08.2017 г. ( л.д. 57), согласно которым проба воды нецентрализованного водоснабжения - общественный шахтный колодец, с. Елань-Колено, ул. Набережная, 34 по результатам лабораторных испытаний соответствует требованиям СанПиН 2.6.1.2523-09 « Нормы радиационной безопасности НРБ-99\2009», п. 5.3.5., СанПиН 2.6.1.28000-10 « Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет источников ионизирующего излучения».
В актах отбора указаны объемы проб, соответствующие методикам измерений и являются достаточными для проведения исследований. По результатам исследования отобранных проб составлены протоколы результатов исследований пробы воды из централизованного и нецентрализованных источников водоснабжения с. Елань-Колено. Филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения « Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах использовал для проведения анализа аттестованные методики. Проведение радиологических испытаний, а также выдача на их основании экспертных заключений находится в компетенции соответствующего государственного органа, имеющего аккредитацию на компетентность и независимость в соответствующей области.
Доводы истцов о том, что действия ООО « ММСК», связанные с проведением геологоразведки вблизи с. Елань-Колено в период с 2013 по 2016 год привели к непригодности к употреблению питьевой воды из источников централизованного и нецентрализованного водоснабжения, несостоятельны, носят предположительный вероятностный характер, ничем объективно не подтверждены и опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Доводы истцов об эксплуатации артскважины по ул. Ленина с. Елань-Колено для холодного водоснабжения, являются несостоятельными, носят предположительный характер и опровергаются сведениями ответчика. Предоставленные сведения о расходах электроэнергии и ее оплате ответчиком по скважинам, расположенных на улицах Деревягина и Ленин, такими доказательствами не являются, поскольку из показаний представителя ответчика следует, что население обеспечивается питьевой водой центральным водоснабжением из скважины по улице Деревягина. Скважина по улице Ленина используется только в технических целях, для заправки пожарных машин, фермерских емкостей. Для обеспечения населения водой скважина по улице Ленина не используется.
Кроме того, отсутствуют основания для оценки соответствия воды нецентрализованного водоснабжения в с. Елань-Колено по показателям радиационной безопасности в соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1175-02, поскольку с. Елань-Колено не относится к территории, официально признанной зоной радиационного загрязнения.
Доводы истцов о наличии радиации в воде из колодца на ул. Новостроящая, 4, согласно протоколов испытаний радиационных характеристик № В 2015-22\с от 03.02.2015 года и № В 2015-487\р от 11.01.2016 года являются несостоятельными, поскольку как следует из протокола без указания даты ( л.д. 43) в пробе воды № 8432В превышен норматив предварительной оценки по А??. Рекомендуется выполнить определение радионуклидов ( л.д. 42); условие п. 5.3.5 НРБ-99\2009 ( СанПиН 2.6.1.2523-09); п. 6.8 МУ 2.6.1.19981-05; п. 9 МИ 2453-2000 выполняется. В соответствии с п. 5.3.5 НРБ-99\2009 ( СанПиН 2.6.1.2523-09); п. 6.8 МУ 2.6.1.19981-05 вода в пробе лаб. № 9524В (воды из колодца на ул. Новостроящая, п. Елань-Колено) соответствует требованиям радиационной безопасности. Материалы дела не содержат сведений о проведении анализа указанных в протоколе радионуклидов в соответствии с заключением испытательной лаборатории.
Доводы истцов о наличии радиации в воде в колодце по ул. Новостроящая, 4, в связи с наличием в ней урана, со ссылкой на протокол испытаний химического состава № 8037-ХА-ГП16\17dr01 от 04.02.2016 года являются необоснованными, поскольку как следует из указанного протокола, аналитическим сертификационным испытательным центром ФГУП «ВИМС» проводились испытания проб воды по химическому составу. Сведений о том, что данным испытательным центром проводилась предварительная оценка качества питьевой воды по показателям радиационной безопасности не представлено. Кроме того, согласно информации Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в децентрализованном водоисточнике – общественном колодце с. Елань-Колено, ул. Новостроящая, д. 4 удельная активность Уран-238, Бк\л составляет 0.134±0.048, при норме 3.0 в 2015 г. ( протокол № 2779\1 от 22.05.2015 г.) ( л.д. 127); 0122 ± 0.074, при норме 3.0 ( протокол № 5534 от 21.07.2017 г.) ( л.д. 137)
Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду прийти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцами требований, поскольку несоответствие питьевой воды в источниках централизованного водоснабжения и общественных шахтных колодцах требованиям радиационной безопасности не подтверждается представленными истцами доказательствами, и напротив, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, представленными ответчиком и третьими, которые непротиворечивы, логичны, последовательны, взаимосвязаны, согласуются как между собой, так и с иными имеющимися в деле доказательствами и в своей совокупности достаточны для вывода суда и принятия решения об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Кроме того, не подлежат удовлетворению требования о возложения на ответчика обязанности по обеспечению подачи холодной воды центрального водоснабжения из колонки центрального водозабора по ул. Ленина в жилые дома с. Елань-Колено соответствующей СанПиН 2.1.4.1175-03 « Нормы радиационной безопасности ( НРБ-99\2009)», в связи с отсутствием указанных санитарных правил.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Ишковой Лилии Александровны и Вавиловой Любови Константиновны к администрации Коленовского сельского поседения Новохоперского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности по обеспечению подачи холодной воды центрального водоснабжения из колонки центрального водозабора по ул. Ленина в жилые дом с. Елань-Колено, соответствующей СанПиН 2.1.4.1175-03 «Нормы радиационной безопасности ( НРБ-9\2009); по проведению демонтажа наземного оборудования общественных нецентрализованных источников водоснабжения ( колодцев), расположенных по адресу: с. Елань-Колено, ул. Новостроящая, д. 4, ул. Набережная, д. 34, ул. Новая Деревня, 28; организации подвоза питьевой воды к жилым домам, подключенным к центральному водоснабжению из колонки водозабора по ул. Ленина с. Елань-Колено в соответствии с правилами холодного водоснабжения до момента устранения недостатка оказанной услуги по обеспечению холодной водой центрального водоснабжения из колонки центрального водозабора по ул. Ленина с.Елань-Колено в жилые дома соответствующей СанПиН 2.1.4.1175-03 « Нормы радиационной безопасности ( НРБ-99\2009); по организации подвоза питьевой воды к жилым домам по ул. Набережная с соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, до момента организации надлежащего централизованного водоснабжения потребителей; по ведению режима чрезвычайной ситуации в с. Елань-Колено, Новохоперского района Воронежской области и доведения в установленный судом срок до сведения потребителей через средства массовой информации решение суда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Воронежский областной суд через Новохоперский районный суд.
Председательствующий И.А. Камеров