Дело №2-2751/2021
УИД 59RS0004-01-2021-003203-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 25 октября 2021 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Гладковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Апкиной А.А.,
с участием истца Бусова А.С.,
представителя ответчика прокуратуры г.Перми – Рогожниковой Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пермь гражданское дело по иску Бусова А.С. к прокуратуре г.Перми, прокуратуре Пермского края, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о восстановлении нарушенных прав, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
истец Бусов А.С. обратился в суд с иском к ответчику прокуратуре г.Перми о восстановлении нарушенных прав, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что неоднократно обращался в прокуратуру г.Перми о нарушении его прав и проведении прокурорской проверки. Прокуратурой г.Перми неоднократно выносились решения по обращениям с указанием, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется. Он (истец) обращался в прокуратуру с заявлениями об ознакомлении с материалами проверки. Прокуратурой необоснованно отказано в ознакомлении с материалами проверки. Данная информация непосредственно затрагивает его права, свободы и законные интересы. В его (истца) адрес материалы прокурорской проверки для ознакомления не направляются. Просит признать нарушение его (истца) прав на информацию, обязать прокуратуру устранить допущенные нарушения и ознакомить истца с материалами проверки по обращениям, восстановить в нарушенных правах, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
На основании протокольного определения Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Генеральная прокуратура РФ, прокуратура Пермского края.
Истец Бусов А.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Указал, что он (истец) обращался в прокуратуру с заявлениями об ознакомлении с материалами проверки по всем его обращениям. Прокуратурой необоснованно отказано в ознакомлении с материалами проверки по всем его обращениям. Данная информация непосредственно затрагивает его права, свободы и законные интересы. Ознакомление со всеми материалами проверок ему (истцу) необходимо для подачи новых исковых заявлений. В случае его (истца) не ознакомления с материалами прокурорских проверок в настоящее время, будет нарушено его право на судебную защиту, поскольку после освобождения из мест лишения свободы, истекут сроки исковой давности.
Представитель ответчика прокуратуры г.Перми – Рогожникова Е.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Указала, что в период 2020-2021 годов Бусов А.С. неоднократно обращался в прокуратуру г.Перми по различным вопросам. Одно из обращений Бусова А.С. от ДД.ММ.ГГГГ содержало просьбу об ознакомлении с материалами проверки по его обращению о ненадлежащих условиях содержания в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г.Перми. На указанное обращение Бусову А.С. ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора г.Перми Лоскутовым И.В. дано разъяснение о том, что ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. Ознакомление заявителя с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, осуществляется путем самостоятельных действий заявителя при непосредственном участии сотрудника и в помещении соответствующей прокуратуры. Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается уполномоченным лицом в десятидневный срок со дня подачи обращения об ознакомлении. Поскольку заявитель ограничен в силу установленных законом правил отбывания наказания в возможности свободного передвижения, он может реализовать гарантированное ему право на ознакомление с материалами проверки после освобождения из мест лишения свободы или в иное время, воспользовавшись услугами представителя или адвоката. Кроме того, обращения Бусова А.С., поступившие в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, содержали требование об ознакомлении с материалами проверки по обращениям. В ответах заместителя прокурора г.Перми Лоскутова И.В. на указанные обращения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, заявителю разъяснен порядок ознакомления с материалами проверки, установленный законодательством РФ. Истцом не представлено доказательств причинения ему морального или иного вреда. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчиков Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры Пермского края – Поносов А.В., действующий на основании доверенностей, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что оснований для удовлетворения иска не имеется. В ответах заместителя прокурора г.Перми на обращения Бусова А.С., ему разъяснен порядок ознакомления с материалами проверки. Несогласие Бусова А.С. с содержанием полученных им ответов само по себе не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Бусовым А.С. не представлены доказательства, подтверждающие факт причинения морального и материального вреда действиями прокуратуры г.Перми, в том числе повлекшие для него какие-либо негативные последствия, а также наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими для истца, в связи с этим последствиями в заявленном им размере. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру г.Перми поступило обращение Бусова А.С. по факту незаконных условий его перевозки в автозаках с просьбой провести прокурорскую проверку, предоставить материалы прокурорской проверки для ознакомления в установленные сроки (л.д. 31-33).
ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение Бусова А.С. заместителем прокурора г.Перми Лоскутовым И.В. дан ответ №, согласно которому нарушений прав заявителя при конвоировании и других нарушениях законодательства в действиях сотрудников отдельного батальона и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г.Перми не выявлено. Заявителю разъяснены пункты 4.15, 4.16 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, п. 3.7 Положения о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в городских, районных и специализированных прокуратурах Пермского края, в соответствии с которыми ознакомление с материалами проверки возможно через представителя (л.д. 34-36).
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру г.Перми поступило обращение Бусова А.С. с просьбой об ознакомлении или предоставлении материалов прокурорской проверки по его заявлению о ненадлежащих условиях содержания в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г.Перми. (л.д. 27-28).
ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение Бусова А.С. заместителем прокурора г.Перми Лоскутовым И.В. дан ответ №, согласно которому заявителю разъяснено, что ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. Ознакомление заявителя с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, осуществляется путем самостоятельных действий заявителя при непосредственном участии сотрудника и в помещении соответствующей прокуратуры. Учитывая установленные законом правила отбывания наказания, заявитель может реализовать право на ознакомление с материалами проверки, проведенной по его обращению, только после освобождения из мест лишения свободы или в иное время, воспользовавшись услугами представителя или адвоката (л.д. 29-30).
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру г.Перми поступило обращение Бусова А.С. с просьбой провести проверку по факту незаконных действий сотрудников конвоя ОБОКПО УМВД по г.Перми, предоставить материалы прокурорской проверки для ознакомления в установленные сроки (л.д. 37-39).
ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение Бусова А.С. заместителем прокурора г.Перми Лоскутовым И.В. дан ответ №, согласно которому нарушений законодательства не выявлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усматривается. Заявителю разъяснены пункты 4.15, 4.16 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, п. 3.7 Положения о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в городских, районных и специализированных прокуратурах Пермского края, в соответствии с которыми ознакомление с материалами проверки возможно через представителя (л.д. 40-42).
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру г.Перми поступило обращение Бусова А.С. с просьбой провести проверку по факту несоблюдения его прав при конвоировании и других нарушениях законодательства в действиях сотрудников отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г.Перми, предоставить материалы прокурорской проверки для ознакомления в установленные сроки (л.д. 44-45).
ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение Бусова А.С. заместителем прокурора г.Перми Лоскутовым И.В. дан ответ №, согласно которому нарушений законодательства в ходе прокурорской проверки не выявлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усматривается. Заявителю разъяснены пункты 4.15, 4.16 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, п. 3.7 Положения о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в городских, районных и специализированных прокуратурах Пермского края, в соответствии с которыми ознакомление с материалами проверки возможно через представителя (л.д. 46-47).
Установлено, что в период рассмотрения обращений истца и направления ответов по его обращениям, Бусов А.С. содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю, на дату судебного заседания истец отбывает наказание в ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю.
В обоснование исковых требований истец ссылается на нарушение права на ознакомление с материалами прокурорских проверок по его обращениям.
Разрешая исковые требования о признании нарушения прав истца должностными лицами прокуратуры г.Перми, в связи с непредоставлением материалов прокурорских проверок по его обращениям от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующим выводам.
При рассмотрении обращений граждан органы прокуратуры руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Конкретизация положений данного Закона применительно к органам прокуратуры нашла свое отражение в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие Приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 №45 (далее – Инструкция).
Согласно пункту 5.1 вышеуказанной Инструкции обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
В соответствии с положениями статьи 10 Закона о прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (п. 2). Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (п. 3).
В ходе судебного заседания установлено, что должностные лица прокуратуры в соответствии со статьей 10 Закона о прокуратуре, рассмотрев обращения Бусова А.С. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в установленные законом сроки, дали заявителю мотивированные ответы, сообщили о принятых мерах прокурорского реагирования.
Статья 5 Закона о прокуратуре закрепляет принцип недопустимости вмешательства, в том числе судебных органов, в осуществление прокурорского надзора. В силу статьи 10 Закона решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. Дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Сам факт несогласия истца с содержанием данных ему ответов, не свидетельствует о нарушении прав, свобод и законных интересов заявителя должностными лицами прокуратуры.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона о прокуратуре прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.
Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну (пункт 4 статьи 5 указанного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 4.15 Инструкции заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.
Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина (пункт 4.16).
Из пункта 4.15 Инструкции следует, что содержащаяся в нем правовая норма не препятствует осужденным при отбытии наказаний осуществлять гарантированные права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, как это предусмотрено частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Решением Верховного Суда РФ от 19.05.2014 №АКПИ14-259 в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 №45, отказано.
Предусматривая возможность ознакомления заявителя с материалами проверки, действующие нормативные правовые акты не закрепляют положений, которые возлагали бы на органы прокуратуры обязанность предоставлять заявителю по его просьбе материалы проверки по месту фактического нахождения заявителя, в том числе не устанавливают особый порядок для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 №460-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24, часть 2), не определяет порядок и условия реализации данного права - это относится к компетенции федерального законодателя. Законодатель, избирая конкретные механизмы осуществления прав, не обязан во всяком случае гарантировать выдачу заинтересованным лицам копий запрашиваемых ими документов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.2008 №65-О-О). Отсутствие прямого указания на право лица получить копии материалов прокурорских проверок в статье 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», не исключает возможность обеспечения права заявителя на ознакомление с материалами, затрагивающими его права и свободы, другим способом, в том числе с помощью адвоката или иного представителя. При этом пункт 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, конкретизируя это право, прямо закрепляет, что представитель заявителя по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
В данном случае установлено, что по обращениям Бусова А.С. своевременно даны ответы, в которых ему разъяснены порядок ознакомления с материалами надзорного производства, незаконного бездействия по предоставлению заверенных копий надзорного производства не допущено.
Проанализировав обстоятельства дела, указанные выше правовые нормы, суд приходит к выводу об отсутствии факта нарушения прав истца, поскольку возможность ознакомления с материалом проверки ему (или его представителям) была предоставлена.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность прокурора по направлению заявителю, отбывающему наказание в виде лишения свободы проверочного материала, в связи с чем доводы искового заявления не основаны на законе и подлежат отклонению.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о совершении должностными лицами прокуратуры г.Перми неправомерных действий (бездействия), нарушающих конституционные права и законные интересы истца, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании нарушения его прав должностными лицами прокуратуры г.Перми, в связи с непредоставлением материалов прокурорских проверок по его обращениям от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования Бусова А.С. о признании нарушения его права на информацию, возложении обязанности предоставить ему для ознакомления материалы прокурорских проверок по его обращениям, восстановлении в нарушенных правах, являются несостоятельными на основании следующего.
Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых в совершении преступлений» предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые имеют право получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи жалоб, заявлений и предложений.
Как следует из материалов дела, письменные ответы на обращения Бусова А.С.
от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г.Перми даны.
Согласно статье 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Право граждан на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, а также на свободный поиск и получение другой информации, гарантированное частью 2 статьи 24 и частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и может быть ограничено законом.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требования истца о признании нарушения его права на информацию, возложении на ответчика обязанности предоставить ему для ознакомления материалы проверок, восстановлении в нарушенных правах, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов прокуратуры РФ направлять для ознакомления материалы проверок гражданам, содержащимся в исправительных учреждениях.
Истцом также заявлены требования о взыскании за нарушение его прав компенсации морального вреда в сумме 100 000 руб.
Основания для компенсации морального вреда предусмотрены гражданским законодательством.
Положениями ст. 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и другие.
Поскольку нарушения прав Бусова А.С. ответчиками судом не установлено, истцом не представлено доказательств причинения ему нравственных и физических страданий, оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда в сумме 100 000 руб. с ответчиков не имеется.
На основании изложенного, исковые требования Бусова А.С. к прокуратуре г.Перми, прокуратуре Пермского края, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о возложении обязанности устранить нарушения, ознакомить с материалами прокурорской проверки, восстановлении нарушенных прав, взыскании компенсации морального вреда подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Бусова А.С. к прокуратуре г.Перми, прокуратуре Пермского края, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о возложении обязанности устранить нарушения, ознакомить с материалами прокурорской проверки, восстановлении нарушенных прав, взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>