Дело № 2-2138/2024
УИД: 50RS0006-01-2024-002560-97
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2024 года
Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кораблиной А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Летягиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству социального развития Московской области об установлении факта постоянного проживания, признания права на получение мер социальной поддержки, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, просит установить факт его постоянного проживания на территории Московской области с 16.03.2017 года, признать за ним право на получение мер социальной поддержки в Московской области, предусмотренных п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах», обязать Министерство социального развития Московской области назначить ему ежемесячную денежную компенсацию оплаты стоимости жилищно-коммунальных услуг с октября 2023 года, выдать социальную карту жителя Московской области, в обоснование иска указал, что с марта 2017 года он постоянно проживает на территории Московской области в связи с трудоустройством в ГУ МВД России по Московской области, 27.09.2023 года ему было выдано удостоверение ГУ МВД России по Московской области, согласно которому он имеет права и льготы, установленные п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах». Истец не имеет регистрации на территории Российской Федерации, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, общежитие, истец считал, что в соответствии с нормами Закона Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах», получении карты жителя Московской области, в связи с чем, в октябре 2023 года обратился в Окружное управление социального развития № 22 Министерства социального развития Московской области с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, однако ему было отказано, в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства в Московской области. Истец с данным отказом не согласен, считает, что отсутствие регистрации не исключает возможности получения мер социальной поддержки.
Истец ФИО2 в судебное заседание явился, на исковых требованиях настаивает по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области в судебное заседание явилась, ранее представленные возражения поддержала, указала, что меры социальной поддержки в соответствии с Законом Московской области «О социальной поддержки отдельных категорий граждан в Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ № предоставляются лицам, имеющим место жительства в Московской области, а местожительство, подтверждается регистрацией по месту жительства. В соответствии с документами, предоставленными ФИО2, истец регистрации на территории Московской области не имеет, в связи с чем, просила в иске отказать (л.д. 80-83).
Суд, выслушав стороны, допросив свидетеля ФИО5, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации регламентирует, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проходил службу в МУ МВД России «Ногинское», проживал по адресу: <адрес>, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. ФИО2 проходил службу в МУ МВД России «Щелковское», проживал по адресу: <адрес>А, <адрес> (л.д. 78,77).
С 12.08.2022 года по настоящее время ФИО2 проживает по адресу: <адрес>, что следует из договоров найма, имеет регистрацию по месту пребывания по данному адресу, при этом место регистрации у истца отсутствует.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5 показал, что знает истца с 2022 года, с момента переезда истца в общежитие по адресу: <адрес> они являются соседями, с 2022 года по настоящее время свидетель видит истца проживающим в общежитии по вышеуказанному адресу регулярно. Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы и согласуются с другими доказательствами по делу.
При таких обстоятельствах факт постоянного проживания истца в Московской области с ДД.ММ.ГГГГ подтверждается совокупностью достаточных и достоверных доказательств по делу.
Доказательств не проживания ФИО2 в Московской области ответчиком не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдано удостоверение ГУ МВД России по Московской области, в соответствии с которым он имеет права и льготы, установленные п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах» (л.д. 13).
В октябре 2023 года истец обратился в Окружное управление № Министерства социального развития Московской области с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как ветерану боевых действий, предусмотренных п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», а также с заявлением о выдаче социальной карты жителя Московской области.
Решением Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки по причине отсутствия регистрации по месту жительства (места жительства) на территории Московской области (л.д. 26-29).
Закон Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации устанавливает меры социальной поддержки граждан, имеющих место жительства в Московской области, а также определяет порядок установления мер социальной поддержки Правительством Московской области для иных категорий граждан.
В соответствии со ст. 1.1 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» настоящий Закон распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Московской области от 30.08.2005 года № 600/31 утверждено «Положение о социальной карте жителя Московской области» в соответствии с которым, получатель социальной поддержки -гражданин, имеющий место жительства в Московской области и обладающий правом на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области или муниципального образования Московской области.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно ст. 1 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
Как установлено ст. 10 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу ст. 12 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона. Меры социальной поддержки иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.
Как установлено п. 1 ст. 13 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно п. п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в числе которых, компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
В силу положений ст. ст. 27 - 28 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Постановлением Правительства Московской области от 29 марта 2022 года № 299/12 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - Порядок предоставления мер социальной поддержки).
Согласно п. 2 указанного выше Порядка предоставления мер социальной поддержки следует, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по их оплате по месту жительства получателя (далее - компенсация).
В соответствии с п. 20 указанного выше Порядка решение о назначении компенсации либо об отказе в ее назначении принимается в течение 7 рабочих дней со дня обращения за компенсацией. Компенсация назначается с месяца наступления права на ее назначение, но не более чем за два месяца до подачи Заявления.
Как следует из п. 21 указанного выше Порядка, основаниями для отказа в назначении компенсации являются: отсутствие у получателя права на получение компенсации; представление получателем неполных и (или) недостоверных сведений; представление заявления и документов с противоречивыми сведениями; противоречие представленных получателем документов сведениям, поступившим в порядке межведомственного взаимодействия; представление документов, не соответствующих по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации; подача заявления лицом, не имеющим полномочий представлять интересы получателя; получение компенсации получателем по такому же или другому основанию; отзыв заявления по инициативе получателя; некорректное заполнение обязательных полей в Заявлении; наличие у получателя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
Судом установлено, что истец ФИО2 является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением (л.д. 13).
ФИО2 на основании договора найма специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, корп.А, комната №, в последующем заключен договор найма специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, истец имеет право на предоставление ему такой меры социальной поддержки, которая предусмотрена п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».
В октябре 2023 года ФИО2 обратился в Министерство социального развития Московской области с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, как ветерану боевых действий.
ДД.ММ.ГГГГ решением Министерства социального развития Московской области истцу отказано в предоставлении указанной льготы, в связи с отсутствием регистрации.
Вместе с этим, данные обстоятельства сами по себе не являются основанием для отказа в предоставлении истцу той меры социальной поддержки, за получением которой он обратился к ответчику.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Таким образом, с учетом положений приведенного федерального законодательства, а, также принимая во внимание, что истец фактически проживает на территории Московской области с 16.03.2017 года, в октябре 2023 года фактически проживал по адресу: <адрес>, общежитие, на основании заключенного в установленном законом порядке договора найма специализированного жилого помещения, истец, не мог быть лишен предоставленного ему положениями Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий только по причине отсутствия регистрации по месту жительства в Московской области.
С учетом данных обстоятельств, учитывая требования истца о признании права на получение мер социальной поддержки с октября 2023 года, суд приходит к выводу, что требования истца о праве, как ветерана боевых действий, на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» по адресу фактического проживания является обоснованным, истец имеет право на предоставление ему данной меры социальной поддержки по адресу: <адрес>, с октября 2023 года, а также право на получение социальной карты жителя Московской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Министерству социального развития Московской области об установлении факта постоянного проживания, признания права на получение мер социальной поддержки, обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания ФИО2 на территории Московской области с 16.03.2017 года.
Признать за ФИО2 право на получение мер социальной поддержки в Московской области: ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах», получении социальной карты жителя Московской области.
Обязать Министерство социального развития Московской области назначить ФИО2 ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг с октября 2023 года, предусмотренных п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах», выдать социальную карту жителя Московской области.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Долгопрудненский городской суд в течение одного месяца со дня подготовки мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 11.11.2024 года.