Судья Балухина В.Н. Дело № 33-10939/2019
2-242/2019
22RS0029-01-2019-000448-14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 декабря 2019 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новоселовой Е.Г.,
судей Бредихиной С.Г., Бусиной Н.В.,
при секретаре Морозовой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) на решение Кулундинского районного суда Алтайского края от 20 сентября 2019 года
по делу по иску С.В.Н. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) о включении в пенсионный стаж периодов работы и перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Бусиной Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.В.Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) (далее пенсионный орган) о включении периода работы в страховой стаж, перерасчете страховой пенсии по старости, мотивируя тем, что при обращении к ответчику с заявлением об увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за периоды работы в сельском хозяйстве в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ему не был включен в сельский стаж период работы в ОАО «Победа» в должности управляющего Краснослабодинского отделения с 25 марта 2004 года по 04 ноября 2004 года, а также отказано в перерасчете страховой пенсии.
С.В.Н. с решением пенсионного органа не согласен, полагает, что спорный период работы подлежит включению в страховой стаж и стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, поскольку он осуществлял трудовую деятельность в сельском хозяйстве, получал заработную плату, с которой работодатель обязан был производить необходимые отчисления страховых взносов. В этой связи истец, уточнив исковые требования, просил включить период работы с 25 марта 2004 года по 04 ноября 2004 года в ОАО «Победа», произвести перерасчет пенсии с учетом указанного периода.
Решением Кулундинского районного суда Алтайского края от 24 сентября 2019 года исковые требования удовлетворены.
Суд обязал государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) включить в страховой стаж С.В.Н. для начисления пенсии по старости период его работы в ОАО «Победа» с 25 марта 2004 года по 04 ноября 2004 года и произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом данного периода.
Не согласившись с решением суда, ответчик государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что основания отказа во включении спорного периода в страховой стаж были связаны с тем, что работодатель не производил начислений, а также не уплачивал страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации. В материалах дела отсутствуют доказательства выполнения трудовой деятельности, получения заработной платы.
Период с 01 января 2004 года по 24 марта 2004 года включен пенсионным органом в стаж, в связи с тем, что в указанное время истец находился на больничном. Это не противоречит позиции пенсионного органа, поскольку в период трудовой деятельности работника страхователь не начисляет и не оплачивает страховые взносы, ввиду того, что трудовая деятельность работником не осуществляется.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец С.В.Н. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли.
Руководствуясь нормами ч.3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.1,4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что С.В.Н. с 04 июля 2019 года является получателем страховой пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" (далее также Закон о страховых пенсиях).
С.В.Н. обратился в пенсионный орган с заявлением, об увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за периоды работы в сельском хозяйстве в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа 16 августа 2019 года С.В.Н. отказано в перерасчете страховой пенсии, по мнению комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, стаж работы в сельском хозяйстве составляет менее требуемых, согласно ч. 14 ст. 17 Закона о страховых пенсиях 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность.
Ответчик не включил в стаж работы в сельском хозяйстве период с 25 марта 2004 года по 04 ноября 2004 года в ОАО «Победа».
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом оценки представленных сторонами доказательств и установленных по делу обстоятельств, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 9 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года №9-П, пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в стаж работы в сельском хозяйстве спорного периода, поскольку в указанный период истец осуществлял трудовую деятельность в организации сельского хозяйства; неуплата работодателем страховых взносов за застрахованного лица не может ограничивать право истца на получение пенсионного обеспечения.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, полагая заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о страховых пенсиях страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о страховых пенсиях, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях).
В силу ч. 1 ст. 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 ст. 14 Закона о страховых пенсиях установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу п.п.1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.
Частью 14 ст. 17 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно ч. 16 ст. 17 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с указанными Правилами в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (подпункт "а" пункта 3 Правил).
В соответствии с пунктом 6 Правил при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что С.В.Н. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 06 мая 1999 года, спорный период его трудовой деятельности имел место после его регистрации в системе пенсионного страхования, следовательно основанием для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии являются обстоятельства – работы, предусмотренной Списком и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ответчик не оспаривал, что наименование должности, в которой работал С.В.Н. (управляющий отделения), соответствует Спискам соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях.
Вместе с тем, сведения о периоде работы в ОАО «Победа» данные индивидуального (персонифицированного) учета не содержат, работодателем соответствующие сведения в пенсионный орган не предоставлялись, страховые взносы не начислялись, не уплачивались. В деле отсутствуют письменные доказательства начисления истцу в спорный период заработной платы, с которой работодателю следовало исчислить и перечислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Записи в трудовой книжке о работе в ОАО «Победа», данные обстоятельства не подтверждают.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Положения постановления Конституционного суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года №9-П, на которые ссылался суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, неверно им истолкованы. Из указанных положений следует, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сформулирована применительно к ситуации, когда работодатель вопреки установленной законом обязанности начислял, но не уплачивал страховые взносы. В ходе рассмотрения же настоящего дела обстоятельства как начисления, так и уплаты страховых взносов в спорный период не нашли своего подтверждения.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что материалы дела не содержат сведений о том, что С.В.Н. интересовался состоянием своего лицевого счета, обращался в спорный период с требованиями к работодателю, а также в органы Пенсионного фонда Российской Федерации о понуждении к действиям по перечислению за него страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. С учетом изложенного, наличие записи в трудовой книжке о периоде работы в ОАО «Победа» недостаточно для его включения в страховой стаж и перерасчета страховой пенсии по старости.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, производится ее перерасчет и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Ввиду изложенного, решение суда нельзя признать законным, оно принято с нарушением норм материального права, что в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решение суда с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кулундинского районного суда Алтайского края от 20 сентября 2019 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований С.В.Н. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) о включении в пенсионный стаж периодов работы и перерасчете пенсии, - отказать.
Апелляционную жалобу ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) удовлетворить.
Председательствующий:
судьи: