Решение по делу № 2а-1222/2021 от 15.07.2021

Дело № 2а-1222/2021 (УИД 50RS0050-01-2021-002004-64)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Шатура Московской области                                14 октября 2021 г.

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грошевой Н.А.,

при секретаре Родиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области к Кафтанову Алексею Алексеевичу о взыскании транспортного налога и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 4 по Московской области обратилась в суд с административным иском к Кафтанову А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, указав, что в 2019 г. ответчик являлся собственником транспортных средств – легкового автомобиля марки «Кадиллак Escalade, государственный регистрационный знак , мотоцикла марки «Jawa-350», государственный регистрационный знак , в связи с чем является плательщиком транспортного налога.

Инспекция в адрес налогоплательщика направляла налоговое уведомление № 57741500 от 01.09.2020 о необходимости уплатить исчисленную сумму транспортного налога за 2019 г. не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах, а затем требование об уплате сумм налога, пени, штрафа по состоянию на 22.12.2020 № 26838, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по налогам и пени, а также предлагалось оплатить в установленные сроки указанные в требовании суммы.

В связи с тем, что обязанность по уплате налога не была исполнена, инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 269 Шатурского судебного района Московской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности.

Мировым судьей 269 судебного участка Шатурского судебного района Московской области 30.03.2021 был вынесен судебный приказ, который определением от 11.05.2021 отменен в связи с поступлением в установленный срок возражений относительно его исполнения.

Поскольку до настоящего времени сведения об уплате должником налога и пени не поступали, просит взыскать с Кафтанова А.А. транспортный налог за 2019 г. в размере 38844 руб., пени в размере 110,06 руб.

Административный истец - представитель Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Кафтанова А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, просил в удовлетворении административного иска отказать, мотивируя тем, что он не является собственником автомобиля, поскольку он продан в 2017 году по договору купли-продажи автомобиля, заключенному в простой письменной форме. Кроме того, административным истцом пропущен срок на обращение в суд с данными требования.

Выслушав объяснения административного ответчика, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. ст. 59, 62, ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу п. 6 ст. 45 Налогового кодекса РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 363 НК РФ установлен порядок и сроки уплаты транспортного налога.

Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Правовая норма, закрепленная в п. 3 ст. 363 НК РФ, предусматривает обязанность налоговых органов по вручению налогоплательщикам - физическим лицам налогового уведомления о подлежащей уплате сумме транспортного налога.

Согласно карточке учета транспортного средства по состоянию на 12.10.2021 Кафтанов А.А. является владельцем легкового автомобиля марки «Кадиллак Escalade, государственный регистрационный знак (л.д. 60).

Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области Кафтанову А.А. было выставлено налоговое уведомление № 57741500 от 01.09.2020 об оплате транспортного налога за 2019 г. на сумму 38844 руб. не позднее срока, установленного п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ (л.д. 11).

Указанное уведомление было выгружено в личный кабинет налогоплательщика, получено 29.09.2020 (л.д. 12-13).

Согласно ст. 52 НК РФ по истечении шести дней с даты направления налогового уведомления у Кафтанова А.А. возникла обязанность по уплате транспортного налога.

Однако в указанный в уведомлении срок налог административным ответчиком не был уплачен, в связи с чем, в соответствии с п. 1 ст. 45, ст. 69 НК РФ 23.12.2020 через личный кабинет налогоплательщика ему было вручено требование № 26838 об уплате транспортного налога в размере 38844 руб. и пени в размере 110,06 руб. со сроком оплаты до 25.01.2021 (л.д. 16-17, 19-30).

Оценивая доводы ответчика Кафтанова А.А. о том, что автомобиль фактически выбыл из его владения еще в 2017 г. по возмездной сделке, но без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе, внесения изменений в регистрационную запись о собственнике транспортного средства, в связи с чем, на него не может быть возложена обязанность по оплате транспортного налога, суд находит их несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права и подлежащими отклонению исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О, от 24 апреля 2018 года N 1069-О и др., федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362).

На момент заключения договора купли-продажи автомобиля (2017 г.) государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществлялась в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (действующим до 01 января 2021 года), которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На них в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность, в том числе, сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

По смыслу вышеупомянутых положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.

Обязанность по уплате транспортного налога находится в зависимости от факта регистрации транспортного средства. Налогоплательщиком признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Уплата транспортного налога поставлена в зависимость и осуществляется именно по факту регистрации транспортного средства.

Кроме того, продажа либо утрата транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, являющегося физическим лицом, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Такое регулирование предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога.

Разрешая заявленные требования, суд находит подлежащим удовлетворению требование административного истца о взыскании с Кафтанова А.А. задолженности по транспортному налогу в размере 38700 руб. в отношении автомобиля марки «Кадиллак Escalade», государственный регистрационный знак , поскольку административный ответчик как собственник объекта налогообложения в 2019 году, являлся плательщиком транспортного налога, в установленные законом сроки данный налог не уплатил, требование об уплате налога в указанный в требовании срок не исполнил.

При этом, требование о взыскании задолженности по транспортному налогу в отношении мотоцикла марки «Jawa-350», государственный регистрационный знак , удовлетворению не подлежит, поскольку Кафтанов А.А. не является его собственником. Согласно карточки учета транспортного средства по состоянию на 12.10.2021 собственником мотоцикла марки «Jawa-350», государственный регистрационный знак с 29.09.1998 является ФИО5 (л.д. 61).

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляются пени, которые определяются в процентах от неуплаченной суммы налога, при этом процентная ставка принимается как равная одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Таким образом, с административного ответчика подлежат взысканию пени в размере 109,65 руб. (38700*20*4,25%/300).

Доказательств, подтверждающих исполнение административным ответчиком требования налогового органа об уплате налога и пени, в материалы дела не представлено.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).

Судебный приказ о взыскании с Кафтанова А.А задолженности по обязательным платежам и санкциям отменен определением мирового судьи 269 судебного участка Шатурского судебного района Московской области от 11.05.2021 (л.д. 10).

Налоговая инспекция обратилась в суд общей юрисдикции с настоящим административным исковым заявлением 15.07.2021 (л.д. 6), то есть в установленные сроки.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Исходя из положений ст. 333.19 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 1364,29 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковоее заявление Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области удовлетворить частично.

Взыскать с Кафтанова Алексея Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход бюджета Московской области задолженность по уплате транспортного налога за 2019 г. в размере 38700 (тридцать восемь тысяч семьсот) руб. и пени в размере 109 (сто девять) руб. 65 коп.

В удовлетворении остальной части требования отказать.

Взыскать с Кафтанова Алексея Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1364 (одна тысяча триста шестьдесят четыре) руб. 29 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде.

Судья                                                                                                           Н.А. Грошева

Мотивированное решение изготовлено 15.10.2021

Судья                                                    Н.А. Грошева

2а-1222/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 4 по Московской области
Ответчики
Кафтанов Алексей Алексеевич
Суд
Шатурский городской суд Московской области
Судья
Грошева Наталья Александровна
Дело на странице суда
shatura.mo.sudrf.ru
15.07.2021Регистрация административного искового заявления
15.07.2021Передача материалов судье
16.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2021Судебное заседание
15.09.2021Судебное заседание
28.09.2021Судебное заседание
14.10.2021Судебное заседание
15.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2021Дело оформлено
14.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее