Дело № 2а-1222/2021 (УИД 50RS0050-01-2021-002004-64)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 14 октября 2021 г.
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
при секретаре Родиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области к Кафтанову Алексею Алексеевичу о взыскании транспортного налога и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Московской области обратилась в суд с административным иском к Кафтанову А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, указав, что в 2019 г. ответчик являлся собственником транспортных средств – легкового автомобиля марки «Кадиллак Escalade, государственный регистрационный знак №, мотоцикла марки «Jawa-350», государственный регистрационный знак №, в связи с чем является плательщиком транспортного налога.
Инспекция в адрес налогоплательщика направляла налоговое уведомление № 57741500 от 01.09.2020 о необходимости уплатить исчисленную сумму транспортного налога за 2019 г. не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах, а затем требование об уплате сумм налога, пени, штрафа по состоянию на 22.12.2020 № 26838, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по налогам и пени, а также предлагалось оплатить в установленные сроки указанные в требовании суммы.
В связи с тем, что обязанность по уплате налога не была исполнена, инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 269 Шатурского судебного района Московской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности.
Мировым судьей 269 судебного участка Шатурского судебного района Московской области 30.03.2021 был вынесен судебный приказ, который определением от 11.05.2021 отменен в связи с поступлением в установленный срок возражений относительно его исполнения.
Поскольку до настоящего времени сведения об уплате должником налога и пени не поступали, просит взыскать с Кафтанова А.А. транспортный налог за 2019 г. в размере 38844 руб., пени в размере 110,06 руб.
Административный истец - представитель Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Кафтанова А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, просил в удовлетворении административного иска отказать, мотивируя тем, что он не является собственником автомобиля, поскольку он продан в 2017 году по договору купли-продажи автомобиля, заключенному в простой письменной форме. Кроме того, административным истцом пропущен срок на обращение в суд с данными требования.
Выслушав объяснения административного ответчика, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. ст. 59, 62, ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу п. 6 ст. 45 Налогового кодекса РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 363 НК РФ установлен порядок и сроки уплаты транспортного налога.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Правовая норма, закрепленная в п. 3 ст. 363 НК РФ, предусматривает обязанность налоговых органов по вручению налогоплательщикам - физическим лицам налогового уведомления о подлежащей уплате сумме транспортного налога.
Согласно карточке учета транспортного средства по состоянию на 12.10.2021 Кафтанов А.А. является владельцем легкового автомобиля марки «Кадиллак Escalade, государственный регистрационный знак № (л.д. 60).
Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области Кафтанову А.А. было выставлено налоговое уведомление № 57741500 от 01.09.2020 об оплате транспортного налога за 2019 г. на сумму 38844 руб. не позднее срока, установленного п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ (л.д. 11).
Указанное уведомление было выгружено в личный кабинет налогоплательщика, получено 29.09.2020 (л.д. 12-13).
Согласно ст. 52 НК РФ по истечении шести дней с даты направления налогового уведомления у Кафтанова А.А. возникла обязанность по уплате транспортного налога.
Однако в указанный в уведомлении срок налог административным ответчиком не был уплачен, в связи с чем, в соответствии с п. 1 ст. 45, ст. 69 НК РФ 23.12.2020 через личный кабинет налогоплательщика ему было вручено требование № 26838 об уплате транспортного налога в размере 38844 руб. и пени в размере 110,06 руб. со сроком оплаты до 25.01.2021 (л.д. 16-17, 19-30).
Оценивая доводы ответчика Кафтанова А.А. о том, что автомобиль фактически выбыл из его владения еще в 2017 г. по возмездной сделке, но без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе, внесения изменений в регистрационную запись о собственнике транспортного средства, в связи с чем, на него не может быть возложена обязанность по оплате транспортного налога, суд находит их несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права и подлежащими отклонению исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О, от 24 апреля 2018 года N 1069-О и др., федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362).
На момент заключения договора купли-продажи автомобиля (2017 г.) государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществлялась в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (действующим до 01 января 2021 года), которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На них в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность, в том числе, сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
По смыслу вышеупомянутых положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.
Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.
Обязанность по уплате транспортного налога находится в зависимости от факта регистрации транспортного средства. Налогоплательщиком признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Уплата транспортного налога поставлена в зависимость и осуществляется именно по факту регистрации транспортного средства.
Кроме того, продажа либо утрата транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, являющегося физическим лицом, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Такое регулирование предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога.
Разрешая заявленные требования, суд находит подлежащим удовлетворению требование административного истца о взыскании с Кафтанова А.А. задолженности по транспортному налогу в размере 38700 руб. в отношении автомобиля марки «Кадиллак Escalade», государственный регистрационный знак №, поскольку административный ответчик как собственник объекта налогообложения в 2019 году, являлся плательщиком транспортного налога, в установленные законом сроки данный налог не уплатил, требование об уплате налога в указанный в требовании срок не исполнил.
При этом, требование о взыскании задолженности по транспортному налогу в отношении мотоцикла марки «Jawa-350», государственный регистрационный знак №, удовлетворению не подлежит, поскольку Кафтанов А.А. не является его собственником. Согласно карточки учета транспортного средства по состоянию на 12.10.2021 собственником мотоцикла марки «Jawa-350», государственный регистрационный знак № с 29.09.1998 является ФИО5 (л.д. 61).
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляются пени, которые определяются в процентах от неуплаченной суммы налога, при этом процентная ставка принимается как равная одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Таким образом, с административного ответчика подлежат взысканию пени в размере 109,65 руб. (38700*20*4,25%/300).
Доказательств, подтверждающих исполнение административным ответчиком требования налогового органа об уплате налога и пени, в материалы дела не представлено.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Судебный приказ о взыскании с Кафтанова А.А задолженности по обязательным платежам и санкциям отменен определением мирового судьи 269 судебного участка Шатурского судебного района Московской области от 11.05.2021 (л.д. 10).
Налоговая инспекция обратилась в суд общей юрисдикции с настоящим административным исковым заявлением 15.07.2021 (л.д. 6), то есть в установленные сроки.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из положений ст. 333.19 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 1364,29 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковоее заявление Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области удовлетворить частично.
Взыскать с Кафтанова Алексея Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход бюджета Московской области задолженность по уплате транспортного налога за 2019 г. в размере 38700 (тридцать восемь тысяч семьсот) руб. и пени в размере 109 (сто девять) руб. 65 коп.
В удовлетворении остальной части требования отказать.
Взыскать с Кафтанова Алексея Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1364 (одна тысяча триста шестьдесят четыре) руб. 29 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде.
Судья Н.А. Грошева
Мотивированное решение изготовлено 15.10.2021
Судья Н.А. Грошева