Решение по делу № 2-889/2024 от 28.06.2024

Дело № 2-889/2024

УИД 04RS0008-01-2024-001244-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2024 года                                     п. Заиграево

Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Алсагаевой Е.К., при помощнике судьи Битухеевой Ю.Ж., представителя истца – помощника прокурора Заиграевского района Республики Бурятия Плюснина Н.И., представителя ответчиков МБОУ «Усть-Брянская основная общеобразовательная школа», администрации МО «Заиграевский район» Мясникова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Заиграевского района Республики Бурятия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Заиграевский район», МБОУ «Усть-Брянская основная общеобразовательная школа» об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

    Заместитель прокурора Заиграевского района, обращаясь в суд, просит, с учетом уточнений, возложить обязанность на МБОУ «Усть-Брянская основная общеобразовательная школа» в срок до 1 июня 2026 года устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности путем: оснащения объекта системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии, установки дополнительного наружного освещения, обеспечивающего освещение всей территории объекта, оснащения объекта системами оповещения и управления эвакуацией; возложить обязанность на администрацию МО «Заиграевский район» в срок до 31.12.2025 обеспечить финансирование мероприятий по: оснащению объекта МБОУ «Усть-Брянская основная общеобразовательная школа» системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; установке дополнительного наружного освещения, обеспечивающего освещение всей территории объекта, оснащения объекта системами оповещения и управления эвакуацией.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка в МБОУ «Усть-Брянская основная общеобразовательная школа», в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности.

В судебном заседании помощник прокурора Плюснин Н.И. исковые требования поддержал.

Представитель ответчиков МБОУ «Усть-Брянская основная общеобразовательная школа», администрации МО «Заиграевский район» Мясников А.Г. исковые требования признал, о чем представил письменное заявление.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьями 38, 41 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства, каждый имеет право на охрану здоровья. Государство обязано обеспечить охрану здоровья своих граждан.

В силу пункта «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009, одной из задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ «О противодействии терроризму») противодействие терроризму основывается на следующих основных принципах, в числе которых, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.

На основании части 3.1 статьи 5 ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с абзацем 2 пункта 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384 - ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования № 1006). Данное Постановление Правительства РФ вступило в силу с 17.08.2019 и установило обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами «г», «д», «м» пункта 24 Требований № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании») к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно подпункту 2 части 3 статьи 28 ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу пункта 8 части 1 статьи 41 ФЗ «Об образовании» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Пунктом 7 статьи 28 ФЗ «Об образовании» предусмотрена ответственность образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Судом установлено и следует из материалов дела, что МБОУ «Усть-Брянская основная общеобразовательная школа», осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 23.12.2016 № 2711.

В соответствии с п. 1.10 Устава МБОУ «Усть-Брянская основная общеобразовательная школа», утвержденного постановлением администрации МО «Заиграевский район» от 25.12.2015 года № 641 (далее – Устав), учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно пунктам 1.9 учредителем учреждения является муниципальное образование «Заиграевский район», функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования «Заиграевский район» в лице управления образования администрации муниципального образования «Заиграевский район».

Согласно паспорту безопасности МБОУ «Усть-Брянская основная общеобразовательная школа» присвоена 4 категория опасности.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой района в июне 2023 года, выявлены следующие нарушения.

В соответствии с подпунктами «г», «д», «м» пункта 24 Требований № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:

- оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;

- оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения.

В нарушение данных требований в МБОУ «Усть-Брянская основная общеобразовательная школа» отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; территория объекта имеет недостаточное освещение, отсутствует система наружного освещения по периметру двора.

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района 22.01.2024 года директору МБОУ «Усть-Брянская основная общеобразовательная школа», внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, неисполнение которого послужило основанием для обращения прокурора в суд.

Кроме того, суд принимает во внимание признание ответчиками требований прокурора об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.

Отсутствие системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», не оборудование объекта системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; недостаточное освещение территории отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на ее территории и может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении, в том числе в отношении несовершеннолетних обучающихся, в силу возраста нуждающихся в особой защите, противоречит принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

Обсуждая доводы относительно сроков исполнения решения суда, суд исходит из следующего.

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 БК РФ).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 БК РФ).

В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по данному делу, именно администрация, обладающая функциями главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ее ведению, производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.

Учитывая финансовое положение администрации МО «Заиграевский район», а также требования разумности, длительность и сложность подлежащих выполнению работ, планирование бюджета, суд, с учетом требований ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным установить сроки исполнения решения суда, для исполнения обязанности МБОУ «Усть-Брянская основная общеобразовательная школа» - до 01.06.2026, для администрации МО «Заиграевский район» - до 31.12.2025.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Исковое заявление заместителя прокурора Заиграевского района Республики Бурятия удовлетворить.

    Возложить обязанность на МБОУ «Усть-Брянская основная общеобразовательная школа» (ИНН 0306011345) в срок до 1 июня 2026 года устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности путем:

    - оснащения объекта системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии;

- оснащения объекта системами оповещения и управления эвакуацией;

    - установки дополнительного наружного освещения, обеспечивающего освещение всей территории объекта.

    Возложить обязанность на администрацию МО «Заиграевский район» (ИНН 0306010253) в срок до 31.12.2025 обеспечить финансирование мероприятий по:

    - оснащению объекта МБОУ «Усть-Брянская основная общеобразовательная школа» системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии;

- оснащению объекта МБОУ «Усть-Брянская основная общеобразовательная школа» системами оповещения и управления эвакуацией;

    - установке дополнительного наружного освещения, обеспечивающего освещение всей территории объекта МБОУ «Усть-Брянская основная общеобразовательная школа».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Заиграевский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                Алсагаева Е.К.

Мотивированное решение составлено 23.08.2024.

Судья                                                                                                             Алсагаева Е.К.

2-889/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Заиграевского района РБ
Ответчики
МБОУ " "Усть-Брянская ООШ"
АМО "Заиграевский район"
Суд
Заиграевский районный суд Республики Бурятия
Судья
Алсагаева Е.К.
Дело на странице суда
zaigraevsky.bur.sudrf.ru
28.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2024Передача материалов судье
01.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2024Подготовка дела (собеседование)
16.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2024Судебное заседание
02.08.2024Судебное заседание
20.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее