Дело №2-241/2023
УИД: 21RS0020-01-2023-000255-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2023 года село Яльчики
Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Викторова А.А.,
при секретаре судебного заседания Петровой С.П.,
с участием представителя истца помощника прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Кузнецовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кошки-Куликеевская средняя общеобразовательная школа Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики» о возложении обязанности по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
установил:
прокурор Яльчикского района Чувашской Республики (далее Прокурор района) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению ««Кошки-Куликеевская средняя общеобразовательная школа Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики» (далее Кошки-Куликеевская СОШ) о возложении обязанности по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух указывая, что прокуратурой района проведена проверка Кошки-Куликеевской СОШ исполнения законодательства об охране окружающей среды.
В соответствии с информацией администрации Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики (далее Яльчикское МО), на балансе Кошки-Куликеевской СОШ находится один стационарный источник выброса.
Установлено, что на территории Кошки-Куликеевской СОШ по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский муниципальный округ, дер. Кошки-Куликеево, ул. Кирова, дом 14а, эксплуатируется 1 стационарный источник негативного воздействия на окружающую среду, предназначенных для производства тепловой энергии в учреждении - газовые газовый котел марки ....
Так, согласно технической характеристики номинальная теплопроизво-дительность газового котла марки ... 9-секционного составляет 96 кВт.
Код объекта в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - №II, IV категория.
Эксплуатация Кошки-Куликеевской СОШ стационарного источника негативного воздействия на окружающую среду - газового котла КЧМ-5, являющегося источником негативного воздействия на окружающую среду в отсутствие инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не способствует достижению определенных ч.1 ст.69 Федерального закона №7-ФЗ целей в виде применения программно-целевых методов планирования, способствующих уменьшению негативного воздействия, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
На основании ч.1 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ просит возложить на Кошки-Куликеевскую СОШ обязанность по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – газового котла марки КЧМ-5, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский муниципальный округ, дер. Кошки-Куликеево, ул. Кирова, дом 14а.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора района Кузнецова В.А. иск поддержала по изложенным в нем мотивам, и вновь приведя их суду, просила удовлетворить.
Ответчик Кошки-Куликеевская СОШ извещался о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время участия своего представителя в судебном заседании не обеспечило. В отзыве на иск (л.д.25) ответчик указывает, что необходимости в проведении инвентаризации источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух котла марки КЧМ-5 не имеется, просит рассмотреть дело без участия их представителя.
Третьи лица администрация Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики (далее Яльчикское МО), Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время участия своих представителей не обеспечили. Причина неявки суду не известна. В отзывах на иск просили иск удовлетворить и рассмотреть дело без участия их представителей.
С учетом мнения представителя истца, положений ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружа-ющую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Пунктом 1 ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст.4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно п.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Закон об охране атмосферного воздуха) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден приказом Минприроды России от 19.11.2021 №871 (далее Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее Инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее Хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее Источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).
Согласно положений Порядка при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты (п.3).
В качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются: ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства, ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров, ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия, ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов, ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (п.4).
Как видно из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка в Кошки-Куликеевской СОШ на предмет исполнения законодательства об охране окружающей среды.
Согласно сообщению администрации Яльчикского МО от ДД.ММ.ГГ (л.д.9,10), по Кошки-Куликеевской СОШ свидетельств о постановке котельных на учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие, а также отчет о проведении инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, документов на газоочистное оборудование, документов, подтверждающих предоставление отчета в Минприроды Чувашии не имеется. Имеются декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021, 2022 гг.
Так, согласно технических характеристик номинальная теплопроизводитель-ность газового котла марки ... 9-секционного составляет 96 кВт.
Код объекта в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, №II, IV категория.
При этом согласно выписки из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду № от ДД.ММ.ГГ (л.д.8), к объектам IV категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относится осуществление на объекте деятельности по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью 2 Гкал/час и менее.
По итогам проверки прокурором района ДД.ММ.ГГ в адрес ответчика Кошки-Куликеевской СОШ прокурором района было направлено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха (л.д.5-6).
Из ответа Кошки-Куликеевской СОШ от ДД.ММ.ГГ (л.д.7,8) на представление прокурора следует, что газовый котел марки ... поставлены на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о чем представлена выписка из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду № от ДД.ММ.ГГ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГ, Кошки-Куликеевской СОШ, ИНН 2120002282, ОГРН 1022101830948 зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГ (л.д.14-19).
Эксплуатация Кошки-Куликеевской СОШ стационарного источника негативного воздействия на окружающую среду - газового котла марки КЧМ-5, являющегося источником негативного воздействия на окружающую среду в отсутствие инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не способствует достижению определенных ч.1 ст.69 Закона об охране окружающей среды целей в виде применения программно-целевых методов планирования, способствующих уменьшению негативного воздействия, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
На основании ч.1 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с п.1 ст.22 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 №422.
В соответствии с п.1 ст.30 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Однако материалы дела не содержат доказательств проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух газового котла марки ..., расположенных по вышеуказанному адресу.
При этом утверждения ответчика в своем отзыве на то, что объекту присвоена IV категория объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, необходимость в проведении инвентаризации источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух котла марки КЧМ-5 не имеется, с учетом приведенных норм и Порядка, суд считает не состоятельными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора района в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Кошки-Куликеевской СОШ о возложении обязанности по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух обоснован и подлежит удовлетворению.
В соответствие со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В данном случае исковые требования истца удовлетворены в полном объеме. В соответствие со ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина, подлежащая уплате за требования не имущественного характера равна 300.00 рублей.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кошки-Куликеевскую среднюю общеобразовательную школу Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики», ИНН 2120002282, ОГРН 1022101830948, обязанность по проведению инвентаризации источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - газового котла марки ..., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский муниципальный округ, дер. Кошки-Куликеево, ул. Кирова, дом 14а.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кошки-Куликеевская средняя общеобразовательная школа Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.А. Викторов
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 07.08.2023.