Решение по делу № 2-241/2023 от 20.07.2023

Дело №2-241/2023                                    

УИД: 21RS0020-01-2023-000255-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2023 года село Яльчики

Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Викторова А.А.,

при секретаре судебного заседания Петровой С.П.,

с участием представителя истца помощника прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Кузнецовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кошки-Куликеевская средняя общеобразовательная школа Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики» о возложении обязанности по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

установил:

прокурор Яльчикского района Чувашской Республики (далее Прокурор района) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению ««Кошки-Куликеевская средняя общеобразовательная школа Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики» (далее Кошки-Куликеевская СОШ) о возложении обязанности по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух указывая, что прокуратурой района проведена проверка Кошки-Куликеевской СОШ исполнения законодательства об охране окружающей среды.

В соответствии с информацией администрации Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики (далее Яльчикское МО), на балансе Кошки-Куликеевской СОШ находится один стационарный источник выброса.

Установлено, что на территории Кошки-Куликеевской СОШ по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский муниципальный округ, дер. Кошки-Куликеево, ул. Кирова, дом 14а, эксплуатируется 1 стационарный источник негативного воздействия на окружающую среду, предназначенных для производства тепловой энергии в учреждении - газовые газовый котел марки ....

Так, согласно технической характеристики номинальная теплопроизво-дительность газового котла марки ... 9-секционного составляет 96 кВт.

Код объекта в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - II, IV категория.

Эксплуатация Кошки-Куликеевской СОШ стационарного источника негативного воздействия на окружающую среду - газового котла КЧМ-5, являющегося источником негативного воздействия на окружающую среду в отсутствие инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не способствует достижению определенных ч.1 ст.69 Федерального закона №7-ФЗ целей в виде применения программно-целевых методов планирования, способствующих уменьшению негативного воздействия, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании ч.1 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ просит возложить на Кошки-Куликеевскую СОШ обязанность по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – газового котла марки КЧМ-5, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский муниципальный округ, дер. Кошки-Куликеево, ул. Кирова, дом 14а.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора района Кузнецова В.А. иск поддержала по изложенным в нем мотивам, и вновь приведя их суду, просила удовлетворить.

Ответчик Кошки-Куликеевская СОШ извещался о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время участия своего представителя в судебном заседании не обеспечило. В отзыве на иск (л.д.25) ответчик указывает, что необходимости в проведении инвентаризации источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух котла марки КЧМ-5 не имеется, просит рассмотреть дело без участия их представителя.

Третьи лица администрация Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики (далее Яльчикское МО), Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время участия своих представителей не обеспечили. Причина неявки суду не известна. В отзывах на иск просили иск удовлетворить и рассмотреть дело без участия их представителей.

С учетом мнения представителя истца, положений ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав мнение представителя истца, исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружа-ющую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Пунктом 1 ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст.4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно п.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Закон об охране атмосферного воздуха) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден приказом Минприроды России от 19.11.2021 №871 (далее Порядок).

Пунктом 1 Порядка установлено, что инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее Инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее Хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее Источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).

Согласно положений Порядка при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты (п.3).

В качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются: ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства, ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров, ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия, ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов, ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (п.4).

Как видно из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка в Кошки-Куликеевской СОШ на предмет исполнения законодательства об охране окружающей среды.

Согласно сообщению администрации Яльчикского МО от ДД.ММ.ГГ (л.д.9,10), по Кошки-Куликеевской СОШ свидетельств о постановке котельных на учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие, а также отчет о проведении инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, документов на газоочистное оборудование, документов, подтверждающих предоставление отчета в Минприроды Чувашии не имеется. Имеются декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021, 2022 гг.

Так, согласно технических характеристик номинальная теплопроизводитель-ность газового котла марки ... 9-секционного составляет 96 кВт.

Код объекта в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, II, IV категория.

При этом согласно выписки из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГ (л.д.8), к объектам IV категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относится осуществление на объекте деятельности по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью 2 Гкал/час и менее.

По итогам проверки прокурором района ДД.ММ.ГГ в адрес ответчика Кошки-Куликеевской СОШ прокурором района было направлено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха (л.д.5-6).

Из ответа Кошки-Куликеевской СОШ от ДД.ММ.ГГ (л.д.7,8) на представление прокурора следует, что газовый котел марки ... поставлены на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о чем представлена выписка из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГ.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГ, Кошки-Куликеевской СОШ, ИНН 2120002282, ОГРН 1022101830948 зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГ (л.д.14-19).

Эксплуатация Кошки-Куликеевской СОШ стационарного источника негативного воздействия на окружающую среду - газового котла марки КЧМ-5, являющегося источником негативного воздействия на окружающую среду в отсутствие инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не способствует достижению определенных ч.1 ст.69 Закона об охране окружающей среды целей в виде применения программно-целевых методов планирования, способствующих уменьшению негативного воздействия, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании ч.1 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с п.1 ст.22 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 №422.

В соответствии с п.1 ст.30 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Однако материалы дела не содержат доказательств проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух газового котла марки ..., расположенных по вышеуказанному адресу.

При этом утверждения ответчика в своем отзыве на то, что объекту присвоена IV категория объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, необходимость в проведении инвентаризации источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух котла марки КЧМ-5 не имеется, с учетом приведенных норм и Порядка, суд считает не состоятельными.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора района в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Кошки-Куликеевской СОШ о возложении обязанности по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух обоснован и подлежит удовлетворению.

В соответствие со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В данном случае исковые требования истца удовлетворены в полном объеме. В соответствие со ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина, подлежащая уплате за требования не имущественного характера равна 300.00 рублей.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кошки-Куликеевскую среднюю общеобразовательную школу Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики», ИНН 2120002282, ОГРН 1022101830948, обязанность по проведению инвентаризации источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - газового котла марки ..., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский муниципальный округ, дер. Кошки-Куликеево, ул. Кирова, дом 14а.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кошки-Куликеевская средняя общеобразовательная школа Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.

Судья                                  А.А. Викторов

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 07.08.2023.

2-241/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Яльчикского района Чувашской республики в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ "Кошки-Куликеевская СОШ" Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Администрация Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики
Суд
Яльчикский районный суд Чувашии
Судья
Викторов Александр Алексеевич
Дело на странице суда
yalchiksky.chv.sudrf.ru
20.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2023Передача материалов судье
24.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2023Судебное заседание
07.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее