Судья Фурманов И.В. № 22к-354/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Элиста 17 августа 2020 года
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего - судьи Кикенова Д.В.,
при секретаре судебного заседания - Мучкаеве Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал судебного производства по апелляционному представлению помощника прокурора Молокаева Б.Х. на постановление Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 августа 2020 года, которым в отношении
Лиджи-Горяева Э.Б., ***,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п.«а», «б» ч.3 ст.228.1 УК РФ, избрана мера пресечения в виде домашнего ареста на срок 2 месяца, то есть до 7 октября 2020 года включительно.
Заслушав доклад председательствующего, выступление прокурора Дамбинова С.О., поддержавшего доводы представления, мнение обвиняемого Лиджи-Горяева Э.Б. и его защитника - адвоката Мухлаева А.Б. о законности и обоснованности постановления суда, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
7 августа 2020 года следователем СО УМВД России по г.Элисте К.М.В. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п.«а», «б» ч.3 ст.228.1 УК РФ.
Органом предварительного следствия установлено, что в неустановленное следствием время, но не позднее 5 часов 20 минут 6 августа 2020 года Б. и К., находясь в г.Элиста Республики Калмыкия, вступили с Лиджи-Горяевым в преступный сговор, направленный на незаконный сбыт наркотических средств бесконтактным способом путем закладок на территории г.Элисты, с целью реализации неопределенному кругу лиц и извлечения финансовой прибыли. Б. и К. получили посредством сети Интернет от Лиджи-Горяева координаты местонахождения наркотического средства каннабис (марихуана) массой не менее *** гр. в значительном размере, расположенные на участке местности в 300 метрах в южном направлении от южного края автодороги «***», 318 км, где обнаружили 40 вакуумных полимерных упаковок, заполненных наркотическим средством каннабис (марихуана) массой не менее *** гр., которые намеревались реализовать за денежное вознаграждение неопределенному кругу лиц бесконтактным способом. Однако довести начатое преступление не смогли по независящим от них обстоятельствам, поскольку были задержаны сотрудниками полиции при производстве оперативно-розыскных мероприятий и наркотическое средство было изъято.
8 августа 2020 года Лиджи-Горяев Э.Б. задержан в порядке ст.91-92 УПК РФ.
9 августа 2020 года Лиджи-Горяеву Э.Б. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п.«а», «б» ч.3 ст.228.1 УК РФ.
9 августа 2020 года следователь К.М.В. с согласия руководителя следственного органа обратился в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Лиджи-Горяева, мотивируя тем, что его причастность подтверждается представленными документами. Лиджи-Горяев обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, которое по своему характеру представляет повышенную общественную опасность, направлено против здоровья населения и общественной нравственности, наказание за совершение которого предусмотрено в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Лиджи-Горяев под угрозой сурового наказания может скрыться от следствия и суда, а также воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу, угрожать свидетелям, уничтожить доказательства по делу.
Постановлением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 августа 2020 года в отношении обвиняемого Лиджи-Горяева Э.Б. избрана мера пресечения в виде домашнего ареста сроком на 2 месяца, то есть до 7 октября 2020 года включительно.
Не согласившись с принятым решением, прокурор Молокаев Б.Х. подал апелляционное представление, в котором указал, что постановление суда является незаконным и необоснованным, просит его отменить и избрать в отношении Лиджи-Горяева меру пресечения в виде заключения под стражу. Полагает, что у органа предварительного следствия имеются обоснованные подозрения в причастности Лиджи-Горяева к совершению преступления. Находясь на свободе, Лиджи-Горяев под угрозой сурового наказания может скрыться от следствия и суда, а также воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу, угрожать свидетелям, уничтожить доказательства по делу. Кроме того, предварительное следствие находится на первоначальном этапе. Более того, у обвиняемого имеется заграничный паспорт, при его задержании обнаружены денежные средства в крупном размере.
В суде апелляционной инстанции прокурор Дамбинов С.О. просил постановление суда от 9 августа 2020 года отменить и избрать в отношении Лиджи-Горяева меру пресечения в виде заключения под стражу.
Обвиняемый Лиджи-Горяев Э.Б. и его защитник Мухлаев А.Б. просили постановление Элистинского городского суда от 9 августа 2020 года оставить без изменения.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу ч.4 ст.7 УПК РФ постановление судьи, вынесенное по результатам рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения, должно быть законным, обоснованным и мотивированным, основанным на исследованных материалах.
В соответствии со ст.108 УПК РФ суд вправе применить меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 3 лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.
Согласно ст.97, 99 УПК РФ мера пресечения подлежит применению при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый (обвиняемый) может скрыться от органов следствия и суда, продолжать заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определении ее вида должны учитываться также тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.
Указанные требования уголовно-процессуального закона судом первой инстанции соблюдены не в полной мере.
Так, отказывая в удовлетворении ходатайства следователя, суд первой инстанции указал, что в материале судебного производства имеются достаточные данные о наличии обоснованного подозрения возможной причастности Лиджи-Горяева Э.Б. к совершению преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п.«а», «б» ч.3 ст.228.1 УК РФ. Однако, обстоятельства совершенного преступления, а также данные о личности Лиджи-Горяева, свидетельствуют о возможности применения к нему меры пресечения в виде домашнего ареста.
Изучив представленные материалы уголовного дела, выслушав мнения сторон, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое постановление не может быть признано законным, обоснованным, мотивированным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Задержание Лиджи-Горяева произведено в соответствии с требованиями ст.91, 92 УПК РФ и при наличии достаточных данных, свидетельствующих об обоснованности подозрений в его причастности к уголовно-наказуемому деянию, по которому возбуждено настоящее уголовное дело.
Между тем, выводы суда первой инстанции о том, что обстоятельства совершенного преступления свидетельствуют о возможности применения в отношении Лиджи-Горяева меры пресечения в виде домашнего ареста, ничем не мотивированы.
Органами предварительного следствия Лиджи-Горяев обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, направленного против здоровья населения и общественной нравственности, наказание за которое предусмотрено в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет.
Возможная причастность Лиджи-Горяева к совершению данного преступления подтверждается, в частности протоколами явок с повинной Б. и К.; показаниями Б. и К.; протоколом осмотра места происшествия – автомобиля марки ***, государственный номер ***, принадлежащего Лиджи-Горяеву Э.Б., в ходе которого было обнаружено и изъято вещество растительного происхождения, хранящееся в 40 вакуумных пакетах, а также денежные средства в сумме *** рублей, сотовые телефоны, модемы; протоколами обыска жилищ Лиджи-Горяева, в ходе которых были обнаружены и изъяты 47 кустов растений.
Расследование по делу находится на первоначальном этапе, по нему необходимо провести ряд следственных действий, в том числе допросить свидетелей, назначить судебные экспертизы.
Принимая во внимание характер и степень общественной опасности преступления, в совершении которого обвиняется Лиджи-Горяев, учитывая начальную стадию предварительного расследования, судебная коллегия полагает, что для предупреждения возможного противодействия обвиняемого нормальному производству по делу и исключения возможности оказания воздействия на участников уголовного судопроизводства, в отношении Лиджи-Горяева необходимо избрать меру пресечения в виде заключения под стражу. При этом иные, более мягкие меры пресечения, не могут на данной стадии в полной мере обеспечить надлежащее поведение обвиняемого.
При таких обстоятельствах положительная характеристика, наличие постоянного места жительства и работы сами по себе не могут служить безусловным основанием для отказа в избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
Каких-либо обстоятельств, препятствующих содержанию Лиджи-Горяева под стражей по состоянию здоровья, подтвержденных медицинским заключением в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 года №3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», не имеется.
Из материала судебного производства следует, что Лиджи-Горяев задержан 8 августа 2020 года в 12 часов 50 минут, решением Элистинского городского суда от 9 августа 2020 года в отношении Лиджи-Горяеав избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.
В соответствии с ч.10 ст.109 УПК РФ в срок содержания под стражей засчитывается время фактического задержания и содержания его под домашним арестом.
Таким образом, исходя из личности Лиджи-Горяева, тяжести преступления, в совершении которого он обвиняется, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции от 9 августа 2020 года и избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 108, 389.13, 389.20, 389.23, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия
п о с т а н о в и л а:
постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 августа 2020 года об избрании в отношении Лиджи-Горяева Э.Б., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п. «а», «б» ч.3 ст.228.1 УК РФ, меры пресечения в виде домашнего ареста на срок 2 месяца, то есть до 7 октября 2020 года включительно, отменить.
Ходатайство следователя СО УМВД России по г.Элисте К.М.В. об избрании обвиняемому Лиджи-Горяеву Э.Б. меры пресечения в виде заключения под стражу удовлетворить.
Избрать Лиджи-Горяеву Э.Б., обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п. «а», «б» ч.3 ст.228.1 УК РФ,меру пресечения в виде заключения под стражу на срок 2 месяца, то есть до 8 октября 2020 года.
В срок заключения под стражу зачесть время фактического задержания и содержания его под домашним арестом.
Апелляционное представление помощника прокурора Молокаева Б.Х. удовлетворить.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Д.В. Кикенов