№ 2-5934/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2019 года г. Барнаул
Центральный районный суд .... края в составе:
председательствующего Корольковой И.А.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фарисеевой .... к УПФ России по .... об обязании произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Фарисеева Е.А. обратилась в суд к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в .... края (далее УПФ РФ в ....) с вышеуказанным иском.
В обоснование требований указано, что она является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
При назначении пенсии и последующем перерасчете не учтен период страховых отчислений работодателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с даты назначения пенсии. Отказ ответчика произвести перерасчет пенсии с даты ее назначения противоречит ч. 7 ст. 18 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Фарисеева Е.А. просит с учетом уточнения требований: обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 7 ст. 18 ФЗ № 400-ФЗ; обязать выплатить недополученную страховую пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2415,71 руб.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении требований по доводам заявления, с учетом его уточнения.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7, ч.3 ст. 37, ч.1 ст. 39).
В силу ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (применяется с 1 января 2015 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из материалов дела следует, что истцу назначена пенсия с 15 сентября 2017 года в связи с достижением возраста 55 лет, исчислен размер 16145,85 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Фарисеева Е.А. обратилась к ответчику с заявлением о произведении перерасчета размера страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что работодателем поданы сведения о заработной плате и уплаченным страховым взносам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (предшествующий дате назначения пенсии).
Решением УПФ РФ в .... от ДД.ММ.ГГГГ, изложенном в письме № Ф-076 истцу отказано в перерасчете с даты назначения пенсии.
В обоснование отказа указано, что на дату обращения сведения об уплате страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выписке из индивидуального лицевого счета не отражены, в связи с чем после дополнения перерасчет будет произведен с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индивидуального пенсионного коэффициента за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Фарисеева Е.А. повторно обратилась с заявлением к ответчику о произведении перерасчета с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ дан ответ за № Ф-2413-11, согласно которого перерасчет размера пенсии с учетом уплаты страховых взносов за 3 квартал 2017 года произведен с ДД.ММ.ГГГГ. Ранее с момента назначения пенсии производился перерасчет с учетом сведений поданных работодателем за 1 и 2 квартал 2017 года.
Не согласившись с порядком произведенного перерасчета с ДД.ММ.ГГГГ, истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии со ст. 12, 56, 67 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом суд обязан определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, и дать им надлежащую оценку.
Анализируя нормы пенсионного законодательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст.14 Закона, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ, органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, а также надежное хранение этих сведений.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
На основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ, (с июля 2010 года) следует, что необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления.
В силу пункта 20 Постановления Минтруда РФ N 17, Пенсионного Фонда РФ N 19пб от 27 февраля 2002 года "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" необходимые для назначения пенсии сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, в том числе и недостающие, представляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации дополнительно к документам заявителя в соответствии с правилами обмена информацией между его службами. В случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уведомляет о составе недостающих сведений заявителя, работодателя либо государственные (муниципальные) органы, разъясняет порядок и сроки их представления.
В том случае, если заявитель, работодатель либо государственный (муниципальный) орган не представили недостающие сведения в трехмесячный срок, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о продлении указанного срока до получения от них недостающих сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. С согласия заявителя может быть принято решение об установлении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. После представления страхователем необходимых для назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации производит доплату пенсии с соблюдением условий, определенных статьей 23 Закона от 17 декабря 2001 года.Из Письма ПФ РФ от 6 сентября 2010 года N ЛЧ-25-24/9480 "О применении пункта 20 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" следует: "Согласно пункту 20 указанных Правил в случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
После представления страхователем необходимых для назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации производит доплату пенсии с соблюдением условий, определенных статьей 23 Закона от 17 декабря 2001 года.
В практическом плане это означает следующее.
В случае отсутствия в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведений, необходимых для определения права на трудовую пенсию (страховую часть трудовой пенсии по старости, долю страховой части трудовой пенсии по старости) для подтверждения страхового стажа, стажа на соответствующих видах работ принимаются любые документы, содержащие необходимые сведения (трудовая книжка, справка страхователя и др.). Размер трудовой пенсии определяется по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, отраженным в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
При поступлении из службы персонифицированного учета после вынесения решения о назначении пенсии уточненной выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на день, с которого застрахованному лицу назначена страховая пенсия, территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации следует вынести распоряжение о перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и пунктом 20 Правил от 27 февраля 2002 года со дня ее назначения без истребования дополнительного заявления от пенсионера, с учетом положений пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, т.е. не позднее чем через 5 дней со дня получения уточненной выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. На основании указанного распоряжения произвести соответствующую доплату сумм пенсии".
Кроме того, из пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", следует, что в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что сведения за период работы 3 квартал 2017 года сданы работодателем после назначения Фарисеевой Е.А. пенсии ДД.ММ.ГГГГ, в октябре 2017 года. При таких обстоятельствах, учитывая приведенные нормы законодательства, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имеется, так как страхователем необходимые сведения были представлены в октябре 2017 года, по итогам третьего квартала, что предполагает перерасчет пенсии с учетом данных сведений с даты назначения пенсии без истребования какого-либо заявления от пенсионера.
Суд полагает необходимым отметить, что по общим нормам в соответствии со ст. 23 ФЗ N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Представитель ответчика ссылается на п.3 ч. 2 ст. 18 Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которого перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В рассматриваемом споре Фарисеева Е.А. ссылается на специальную норму законодательства, ч. 7 ст. 18 названного закона.
Из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что при поступлении из службы персонифицированного учета, после вынесения решения о назначении страховой пенсии, в соответствующий пенсионный орган уточненной выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в отношении величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на день, с которого данному лицу назначена страховая пенсия, названный пенсионный орган, по своей инициативе должен вынести распоряжение о перерасчете размера страховой пенсии указанному лицу в соответствии ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По смыслу закона ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" является специальной нормой по отношении к общей норме п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поэтому в рассматриваемом случае срок с которого производится перерасчет страховой пенсии соответствующему лицу должен определяться в соответствии с требованиями установленными специальной нормой права.
То обстоятельство, что истцу производился перерасчет с момента назначения пенсии по данным персонифицированного учета в связи с подачей работодателем сведений за 1 и 2 квартал 2017 года, как и подача сведений за 3 квартал после назначения пенсии не имеет правового значения для рассматриваемого спора. Законодательно не установлено ограничение относительно однократности произведения перерасчета или сроков поступления сведений на истца на основании ч. 7 ст. 18 ФЗ № 400-ФЗ.
На основании изложенного страховая пенсия истца подлежит перерасчету с момента назначения пенсии на основании ч. 7 ст. 18 ФЗ № 400-ФЗ.
Перерасчет следует производить с момента назначения пенсии.
Согласно законодательства выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц. Начисленные суммы пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Страховая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку после перерасчета пенсия подлежит доплате, соответственно суд возлагает на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в .... края обязанность произвести перерасчет пенсии Фарисеевой Е.А. и выплатить недополученную пенсию, согласно расчета специалиста фонда.
Суд не усматривает оснований для произведения взыскания с ответчика заявленной суммы, поскольку размер недополученной пенсии должен определяться специалистом, с учетом всех заслуживающих внимание обстоятельств, в том числе и произведенных перерасчетов после ДД.ММ.ГГГГ.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить в части.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в .... произвести перерасчет пенсии Фарисеевой .... с ДД.ММ.ГГГГ с учетом периода работы июль-август 2017 года по положениям ч.7 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в .... выплатить недополученную пенсию Фарисеевой .... согласно расчета произведенного специалистом фонда.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Королькова И.А.
....
....
....