Дело №2-437

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 ноября 2013 года

Каменский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Пономаревой О.В.

с участием старшего помощника прокурора Каменского района Валль М.Н.

при секретаре Хариной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Каменского района Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Каменский городской округ», Кравцовой А.Е. о признании договора аренды земельного участка недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Каменского района Свердловской области обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Каменский городской округ» (далее Администрация), Кравцовой А.Е. о признании договора аренды земельного участка №*** от <*** г.> недействительным и применении недействительности ничтожной сделки.

В обоснование заявленных требований указал, что <*** г.> между Администрацией и Кравцовой А.Е. заключен договор аренды земельного участка за №***, с разрешенным использованием земли, для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно договору Кравцовой А.Е. предоставлен в аренду земельный участок из категории земель населенных пунктов, площадью 2000 кв. метров, с кадастровым номером №***, расположенный <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, сроком на 5 лет. Считает данный договор ничтожным, на основании ст. 168 ГК РФ, в связи с тем, что последний заключен с нарушением ч. 3, 4 ст. 3 Федерального закона РФ от 07.07.2003 года №11-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», согласно которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях (ч. 3). Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (ч. 4). Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса РФ. Земельный участок предоставлен Кравцовой А.Е. без предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации. Должностными лицами Администрации не учтена потребность населения в части предоставления земельных участков, поскольку, информирование граждан, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях, о возможности приобретения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не осуществлялось. Органами местного самоуправления не утверждалась схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, земельный участок сформирован за счет средств местного бюджета, заявителем не обеспечено проведение кадастровых работ за свой счет. Таким образом, договор земельного участка заключен с нарушением установленных ч. 1 ст. 34 ЗК РФ принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления таких земельных участков и существенно ущемляет права неопределенного круга лиц на получение земельных участков из земель населенных пунктов жителями сельской местности в аренду.

Прокурор Валль М.Н. исковые требования, поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации МО «Каменский городско округ», будучи надлежаще извещены о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв по существу заявленных требований не представили.

Представитель ответчика Кравцовой А.Е. Кравцов Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что в <*** г.> его дочерью Кравцовой А.Е. в Администрацию Каменского городского округа подано заявление о предоставлении земельного участка в <адрес> Кравцовой А.Е. было предложено за свой счет провести землеустроительные работы. Ответчик и еще другие граждане, желающие получить земельные участки, в том числе П. Б. заключили договор с ООО «Геоцентр» на проведение межевания 4-х земельных участков в <адрес>, данные работы были ими оплачены. После этого, были проведены землеустроительные работы, им выданы межевые планы, с которыми они в <*** г.> обратились в Администрацию, однако, Кравцовой А.Е. сообщили, что ее заявление за <*** г.> утеряно и необходимо написать новое заявление, она написал новое заявление, через некоторое время ей сообщили, что документы все подготовлены. Кравцова А.Е. заключила договор аренды. Земельный участок она просила для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе, с целью дальнейшего строительства дома и хозяйственных построек. В настоящее время ими выполнены работы, в том числе расчистка земельного участка от мусора, отсыпана дорога для обеспечения проезда, установлен забор, заложен фундамент жилого дома и возведен первый этаж. Считает, что Кравцовой А.Е. были выполнены все необходимые мероприятия для получения в аренду земельного участка. Кроме того, ей получено из Администрации Каменского городского округа требование об уплате арендной платы, данное требование также исполнено, арендная плата внесена.

Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Хабирова Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора признала, пояснила, что действительно Кравцовой А.Е. был предоставлен в аренду земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства. Сведений о том, что, Кравцова А.Е. в <*** г.> обращалась с заявлением о предоставлении земельного участка у них не имеется, о том публиковалась ли информация о земельных участках в <*** г.>, пояснить не может. В <*** г.> такая информация не публиковалась. Информации об отказе сельским жителям в предоставлении земельных участков не имеет.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 7.07.2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

В соответствие со ст. 3 этого же Закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях (ч. 3). Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (ч. 4).

В соответствие со ст. 4 этого же Закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (ч. 1). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ч. 2).

Из кадастровой выписки (л.д. 11) следует, что земельный участок с кадастровым №***, предоставленный в аренду Кравцовой А.Е., находится в границах населенного пункта, предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, соответственно на основании ст. 4 Закона «О личном подсобном хозяйстве» является приусадебным земельным участком и может использоваться, как для производства сельскохозяйственной продукции, так и для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий. Земельный участок поставлен на кадастровый учет <*** г.>

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 ЗК РФ.

Согласно пунктам 2 - 4 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.

В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ). Орган местного самоуправления, на основании указанного в пункте 2 статьи 34 СК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).

Из представленных суду документов следует, что <*** г.> Кравцова А.Е. обратилась в Администрацию МО «Каменский городской округ» с заявлением о выделении ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 2000 кв. метров, в селе <адрес> (л.д. 12).

Постановлением Главы МО «Каменский городской округ» от <*** г.> №*** Кравцовой А.Е. предоставлен земельный участок, общей площадью 2000 кв. метров, с кадастровым №***, расположенный по адресу <адрес> (категория земли – земли населенных пунктов), с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, в аренду сроком на 5 лет (л.д. 11).

<*** г.> между Администрацией МО «Каменский городской округ», в лице Главы муниципального образования Щ. и Кравцовой А.Е. с другой стороны, заключен договор аренды №***, согласно которому Кравцовой А.Е. предоставлен спорный земельный участок (л.д. 8).

Договор аренды не зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д. 32).

Из межевого плана по спорному земельному участку, предоставленному представителем ответчика Кравцовой А.Е. Кравцовым Е.В. следует, что межевой план составлен, в том числе с использование кадастрового плана территории №*** от <*** г.> года, постановления Главы МО «Каменский городской округ» об утверждении схемы расположения земельного участка, схемы расположения земельных участков на кадастровой карте. Также ответчиком представлены документы подтверждающие факт оплаты работ по межеванию земельных участков.

С учетом этого, доводы истца об отсутствии утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и формировании земельного участка за счет средств местного бюджета, без проведения кадастровых работ самим ответчиком Кравцовой А.Е. не обоснованны.

На основании ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех которые связана с ее недействительностью, и недействительная с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах – если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

В силу ч. 1 ст. 34 ЗК РФ Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Прокурором в обоснование требований о признании договора аренды недействительным, указано, что при предоставлении Кравцовой А.Е. нарушены указанные принципы, поскольку информация о предоставленном Кравцовой А.Е. земельном участке, предварительно и заблаговременно не была опубликована, чем существенно ущемлены права неопределенного круга лиц на получение земельных участков из земель населенных пунктов жителями сельской местности в аренду.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из требований ст. 34 ЗК РФ следует, что на Администрацию возлагается обязанность опубликовать информацию о свободных, от прав третьих лиц, земельных участках, имеющихся на территории муниципального образования, для возможности получения заинтересованными лицами информации, с целью обращения в дальнейшем с заявлением о предоставлении земельного участка, в том числе и с указанием его местоположения. После чего, на основании ч. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

В судебном заседании представитель ответчика Кравцовой А.Е. Кравцов Е. В. указал, что с заявлением о предоставлении земельного участка Кравцова А.Е. обратилась в <*** г.>, после чего, Кравцовой А.Е. проведены кадастровые работы, и земельный участок <*** г.> поставлен на кадастровый учет, данное обстоятельство подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 11), межевым планом, который составлен с учетом кадастрового плана территории от <*** г.> и утвержденной схемы границ земельного участка. В <*** г.> Кравцова Е.А. вынуждена была повторно обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка.

Допрошенные в судебном заседании свидетели П.. и Б. пояснили, что действительно в начале <*** г.> они, в том числе и Кравцова А.Е., обратились сначала в сельскую администрации, а в последующем в Администрацию Каменского городского округа по вопросу о предоставлении земельных участков в селе <адрес>, при этом ими были поданы заявления. В Администрации им разъяснено, что необходимо провести работы по межеванию. В последующем, П.. от имени Кравцовой, Б. обратился в ООО «Геоцентр» для проведения землеустроительных работ, после того, как работы были проведены, они в <*** г.> вновь обратились в Администрацию, где им было сказано, что заявления утеряны и необходимо подать новые заявления, что они и сделали. Через некоторое время им позвонили и сообщили, что необходимо приехать и подписать договоры аренды. В <*** г.> за счет их средств, силами сторонней организацией ими были выполнены работы по устройству грунтовой дороги в <адрес>, установлен общий забор.

В данном случае, истцом не представлены доказательства об отсутствии информирования граждан и юридических лиц о предполагаемом выделении земельного участка до его постановки на кадастровый учет, то есть до <*** г.> года, при этом законодательством не предусмотрено повторная публикация информации о предоставлении сформированного земельного участка.

Суд приходит к выводу, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие нарушение прав и законных интересов иных лиц, на равный доступ к заключению договора аренды земельного участка, а также доказательства подтверждающие, что в результате предоставления Кравцовой А.Е. в аренду спорного земельного участка, были нарушены права лиц, зарегистрированных по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

С учетом вышеизложенного в удовлетворении исковых требований Прокурора Каменского района Свердловской области следует отказать.

Руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.12.2013 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

2-437/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Каменского района
Ответчики
Кравцова Алиса Евгеньевна
АДМИНИСТРАЦИЯ МО "КАМЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ"
Другие
Каменск-Уральский отдел Управления Росреестра по Свердловской области
Суд
Каменский районный суд Свердловской области
Судья
Пономарева О.В.
Дело на сайте суда
kamensky.svd.sudrf.ru
16.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.08.2013Передача материалов судье
20.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.09.2013Предварительное судебное заседание
09.10.2013Судебное заседание
29.10.2013Судебное заседание
13.11.2013Судебное заседание
13.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее