УИД 47RS0001-01-2022-000444-60
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 2-443/2022
Именем Российской Федерации
19 июля 2022 года г. Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гусаровой И.М.,
при секретаре Поповой В.Ю.,
с участием:
представителя истца по доверенности помощника Бокситогорского городского прокурора Байловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Бокситогорский силикатный завод» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны,-
У С Т А Н О В И Л:
Истец Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском (с учетом уточненного иска от 24.06.2022) к ООО «Бокситогорский силикатный завод» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны организации, расположенной по адресу: <адрес> в соответствии с действующим законодательством не позднее пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой проанализирована информация Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области о соблюдении предприятиями и организациями требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране атмосферного воздуха.
Установлено, что у ООО «Бокситогорский силикатный завод»,основным видом деятельности которого согласно выписки ЕГРЮЛ является производство стекла и изделий из стекла, в нарушение п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2,1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» отсутствует (не разработан) проект санитарно-защитной зоны предприятия.
Ссылаясь на положения ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч.2 ст.12, ч.1 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.3 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха», п. 66, 71, 72 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», истец указывает, что ООО «Бокситогорский силикатный завод» в 2015 году был разработан проект обоснования санитарно-защитной зоны. Принятым Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон» установлены дополнительные требования к содержанию проекта санитарно-защитной зоны. Вместе с тем, ООО «Бокситогорский силикатный завод» проект санитарно-защитной зоны не был изменен. Выявленные нарушения создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания, предусмотренные ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В судебном заседании представитель истца Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора по доверенности помощник Бокситогорского городского прокурора Байлова А.В. уточненные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Ответчик - представитель ООО «Бокситогорский силикатный завод» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, по месту регистрации юридического лица суд неоднократно направлял судебные извещения, которые были возвращены в суд в связи с истечением срока хранения.
В соответствии с ч. 1 ст. 165.1. ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
По месту регистрации юридического лица суд неоднократно направлял судебные извещения, которые вернулись обратно с указанием «истек срок хранения», в связи с чем суд находит, что ответчик уклонился от получения судебного извещения, в связи с чем его неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела. Ненадлежащая организация ответчиком в части получения поступающей по его адресу корреспонденции является риском самого ответчика. Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 113 ГПК РФ в целях информирования участников процесса о движении дела информация о принятии искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания заблаговременно размещена судом на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Третье лицо- представитель Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствии, уточненные исковые требования удовлетворить.
Исследовав доказательства, представленные суду в письменной форме, выслушав доводы представителя истца, суд находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу ч.1 ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
В соответствии с ч.2 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно ч.3 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 № ФЗ-96 « Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с п.66 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий» атмосферный воздух должен отвечать гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ (максимальным или минимальным их значениям) (далее - ПДК), ориентировочным безопасным уровням воздействия (далее - ОБУВ), предельно допустимым уровням физического воздействия (далее - ПДУ), а также по биологическим факторам, обеспечивающим их безопасность для здоровья человека.
Согласно п. 71 СанПиН 2.1.3684-21 эксплуатация объектов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - источники воздействия), создающих с учетом фона по указанным факторам ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ, превышающие гигиенические нормативы на границе санитарно-защитной зоны или на территориях и объектах, указанных в пункте 70 Санитарных правил, осуществляется их правообладателями при условии разработки и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны или на указанных территориях, объектах.
Требование о разработке и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, не применяется в отношении выбросов загрязняющих веществ, для которых комплексным экологическим разрешением в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п. 72 СанПиН 2.1.3684-21 санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в отношении источников воздействия (объектов), создающих химическое, физическое, биологическое воздействие, превышающие 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ на:
границе земельного (земельных) участка (участков) объекта (объектов);
границе полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий (далее - полоса отвода);
границе объектов недвижимости или участков недр, предоставляемых в пользование, в случаях, когда законодательством Российской Федерации размещение объекта допускается без оформления прав на земельные участки и установления сервитута, а также объекта, архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах, не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка (далее - граница объекта).
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в случаях и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В пределах земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Как установлено судом, ответчик ООО «Бокситогорский силикатный завод» с 26.02.2013 является зарегистрированным юридическим лицом, основным видом деятельности которого является производство стекла и изделий из стекла и отсутствует (не разработан) проект санитарно-защитной зоны предприятия. Из деятельности ООО «Бокситогорский силикатный завод» возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения, а потому суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц в полном объеме.
Согласно ст.206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения. В связи с изложенным суд находит, что испрашиваемый истцом срок для устранения нарушений- не позднее пяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, соответствует принципу разумности, направлен на скорейшее устранение нарушений действующего законодательства.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района. В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «Бокситогорский силикатный завод» государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 196-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «Бокситогорский силикатный завод» не позднее пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны организации, расположенной по адресу: <адрес>.
Взыскать с ООО «Бокситогорский силикатный завод» в доход бюджета Бокситогорского муниципального района государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд.
Решение в окончательной форме принято 25 июля 2022 года.
Судья: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>