Судья Пахомов А.В. Дело № 33а-2227/2017
Докладчик Тамаров Ю.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Екония Г.К.,
судей Бажанова А.О. и Тамарова Ю.П.,
при секретаре Пинясовой К.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 октября 2017 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 22 августа 2017 г.
Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия
установила:
Авдейкин А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в выдаче градостроительного плана земельного участка.
В обоснование своих требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: размещение 1-2 квартирных жилых домов с участками, расположен по адресу: <данные изъяты>
В июне 2017 г. обратился в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о выдаче градостроительного плана этого земельного участка.
Письмом от 20 июля 2017 г. № 859 администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия отказала ему в этом по тем основаниям, что согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия указанный земельный участок расположен в зоне ОТ-1 (открытые природные пространства), для которой установлен градостроительный регламент, не предусматривающий размещение жилого дома.
Считает данный отказ незаконным, поскольку Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, и градостроительный план земельного участка не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по застройке земельного участка, поэтому на стадии его утверждения и выдачи вопрос о возможности строительства на нём обсуждаться не может.
В связи с этим просил суд признать вышеуказанный отказ незаконным (л.д. 1-4).
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 22 августа 2017 г. административный иск удовлетворён, вышеуказанный отказ был признан незаконным и на администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия была возложена обязанность по рассмотрению заявления о подготовке и утверждении градостроительного плана названного земельного участка (л.д. 104-110).
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Бурнаева С.В. просила решение суда отменить, ссылаясь на то, что установленный в отношении спорного земельного участка градостроительный регламент не допускает его использования для строительства (л.д. 118-121).
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Авдейкин А.С. просил решение суда оставить без изменения (л.д. 125-126).
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Сесоров А.В. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
В судебном заседании административный истец Авдейкин А.С. возразил относительно апелляционной жалобы.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 16 января 2012 г. земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был отнесён к категории земель: земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования: для сельскохозяйственного использования.
25 февраля 2016 г. Макушкиным И.В., являвшимся представителем собственника данного участка Макушкиной Ю.А., в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия было подано заявление об изменении вида разрешённого использования данного земельного участка.
К заявлению прилагались выкопировка из Правил землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, в которой ориентировочное место земельного участка указано в территориальной зоне Ж3, а также выписка из этих Правил, согласно которой основной вид разрешённого использования в этой зоне: размещение 1-2 квартирных жилых домов с участками.
26 февраля 2016 г. на основании этих документов был изменён вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, с вида: для сельскохозяйственного использования, на вид: размещение 1-2 квартирных жилых домов с участками.
16 мая 2016 г. из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> был образован земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.
19 сентября 2016 г. из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> был образован земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.
Авдейкин А.С. приобрёл земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> у Аникиной Ю.В. на основании договора купли-продажи земельного участка от 5 октября 2016 г.
С 14 октября 2016 г. Авдейкин А.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: размещение 1-2 квартирных жилых домов с участками, расположен по адресу: <данные изъяты>
26 июня 2017 г. Авдейкин А.С. подал в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия заявление о выдаче градостроительного плана этого земельного участка.
Письмом от 20 июля 2017 г. № 859 администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия отказала ему в этом по тем основаниям, что согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, утверждённым решением Совета депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 16 января 2012 г. № 20, указанный земельный участок расположен в зоне ОТ-1 (открытые природные пространства), для которой установлен градостроительный регламент, не предусматривающий размещение жилого дома.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что административный ответчик не имел права отказывать в выдаче градостроительного плана, поскольку Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности такого отказа, и градостроительный план земельного участка не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по застройке земельного участка, поэтому на стадии его утверждения и выдачи вопрос о возможности строительства на нём обсуждаться не может.
Данный вывод основан на неправильном истолковании закона.
Согласно части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.Пунктом 3 данной статьи установлено, что в градостроительном плане земельного участка содержится информация:
1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории;
2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии);
3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии);
4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;
5) об основных, условно разрешённых и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом;
6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;
7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;
8) о расчётных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;
9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;
10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;
11) о границах зон действия публичных сервитутов;
12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;
13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения;
14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;
15) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;
16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;
17) о красных линиях.
Таким образом, по смыслу вышеприведённых правовых норм, градостроительный план необходим только для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка, и поэтому он содержит информацию, связанную только с этой деятельностью.
В силу положений пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования.
Как видно из представленной по запросу суда выписки из Генерального плана Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, утверждённого решением Совета депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 16 января 2012 г. № 20, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в территориальной зоне ОТ-1 (открытые природные пространства).
Данная выписка соответствует Генеральному плану Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, опубликованному на официальном сайте администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Правилами землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, утверждёнными решением Совета депутатов Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 16 января 2012 г. № 20, установлен градостроительный регламент для территориальной зоны ОТ-1 (открытые природные пространства).
Названная зона включает не занятые застройкой или неудобные для застройки и сельскохозяйственной деятельности территории, в том числе овраги, приречные территории, которые могут использоваться для самостоятельного отдыха (пикники, пешие, велосипедные и лыжные прогулки).
Основные виды разрешённого использования: самодеятельная рекреация без специального обустройства (массовые игры, пешие, лыжные и велосипедные прогулки.
Вспомогательные виды разрешённого использования: в прибрежной полосе – благоустройство пляжей с оборудованием туалетов и кабин для переодевания.
Условно разрешённые виды использования: специально оборудованные места для проведения массовых пикников.
При таких обстоятельствах следует, что, поскольку, исходя из градостроительного регламента, спорный земельный участок не может использоваться для строительства, то и градостроительный план в отношении него не может быть разработан.
Таким образом, отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> отвечает требованиям закона.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 22 августа 2017 г. отменить, вынести новое решение.
В удовлетворении административного иска Авдейкина Алексея Сергеевича об оспаривании отказа администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в выдаче градостроительного плана земельного участка отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Г.К. Екония
судьи А.О. Бажанов
Ю.П. Тамаров