№ 2а-16/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16.01.2018 г. г. Мглин
Мглинский районный суд, Брянской области в составе
председательствующего Бушмелева П. Н.,
при секретаре Вертопраховой А. А.,
с участием:
представителя административного истца – помощника прокурора Мглинского района Асадова А. А.,
представителей административных ответчиков:
главы администрации Вельжичского сельского поселения Мглинского района Груздова В. И.,
представителя администрации Мглинского района – начальника правового отдела администрации Мглинского района Грибова Н. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мглинского района к администрации Мглинского района Брянской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на учёт места захоронения (кладбища) и о возложении обязанности по принятию мер, направленных на государственную регистрацию права собственности на место захоронения (кладбище) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав,
у с т а н о в и л:
Прокурор Мглинского района, на основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Вельжичского сельского поселения Мглинского района с требованиями:
- о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на учёт места захоронения (кладбища), площадью 5351 кв. м., расположенного по адресу: Брянская область, Мглинский район, в центре с. Вельжичи, по ул. Советской, за д. 7;
- о возложении обязанности по принятию мер, направленных на государственную регистрацию права собственности на данное место захоронения (кладбище) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав. В обоснование иска административный истец указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства по содержанию мест захоронения (кладбищ) на территории Вельжичского сельского поселения Мглинского района 29.11.2017 г. установлено, что на территории данного сельского поселения в центре с. Вельжичи, по ул. Советской, за д. 7, находится общественное кладбище площадью 5351 кв. м., право собственности на которое по состоянию на 29.11.2017 г. не оформлено, что подтверждается актом проверки от 29.11.2017 г., то есть собственника не имеет. Отсутствие собственника указанного места захоронения, по мнению административного истца, влечёт невозможность обеспечения сохранности данного объекта, не обеспечивает безопасность жизни и здоровья населения, так как оно оказывает экологическую нагрузку на окружающую среду, не обеспечивает соблюдение гарантий в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле».
В судебном заседании помощник прокурора Асадов А. А. требования административного иска к администрации Мглинского района Брянской области поддержал и просил их удовлетворить в полном объёме, поскольку право собственности на данное кладбище в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области не зарегистрировано, а в суде установлено, что именно администрации Мглинского района уполномочена распоряжаться образуемым земельным участком по указанному адресу, так как право собственности на этот земельный участок между администрациями Мглинского района и Вельжичского сельского поселения не разграничено.
Представитель административного ответчика – глава администрации Вельжичского сельского поселения Мглинского района Груздов В. И., административный иск признал частично, не согласившись с требованием о признании незаконным бездействия администрации по принятию мер по постановке на учёт указанного кладбища как объекта недвижимого имущества, поскольку администрация за свои средства выполнила межевание земельного участка в центре с. Вельжичи, по ул. Советской, за д. 7 Мглинского района и 3.07.2017 г. поставила его на государственный кадастровый учёт в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области. Однако, из уведомления данного органа от 7.07.2017 г. ему стало известно, что регистрация права собственности была приостановлена, так как администрация Вельжичского сельского поселения является ненадлежащим лицом и не вправе обращаться с указанным заявлением о регистрации права собственности на вновь образуемый земельный участок. Таким образом, с заявлением о регистрации данного земельного участка должна обращаться администрация Мглинского района.
Законный представитель администрации Мглинского района Грибов А. Н. административный иск по каждому из требований признал полностью, пояснив, что действительно право собственности на указанный в административном иске земельный участок до настоящего времени не разграничено, а поэтому именно администрация Мглинского района уполномочена распоряжаться им, в том числе регистрировать право собственности. Однако, это не было сделано до настоящего времени, поскольку в 2017 г. изменился порядок регистрации права собственности на такие земельные участки. Учитывая, что место захоронений на территории Мглинского района достаточно много, администрация района не смогла в полной мере выполнить свои полномочия и зарегистрировать право собственности в том числе и на данный земельный участок. Обязанность по регистрации земельного участка администрация безусловно выполнит, но для этого необходимо предоставление разумного срока исполнения решения – не более полугода после вступления решения в силу.
Определением суда от 16.01.2018 г. в связи с отказом административного истца от иска к администрации Вельжичского сельского поселения о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности по принятию мер по регистрации права собственности земельного участка в центре с. Вельжичи, по ул. Советской, за д. 7 Мглинского района производство по делу прекращено.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ от 12.01.1996) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. К вопросам местного значения Мглинского района с учетом п. 15 ч. 1 ст. 9 Устава МО «Мглинский район» отнесены содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996, места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
На основании ст. 4 указанного Федерального закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 93.03.11); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код 93.03.11.110); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код 93.03.11.130); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код 93.03.11.131).
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 84 от 28 июня 2011 года, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2001 года «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Как следует из материалов дела, на территории Вельжичского сельского поселения Мглинского района в центре с. Вельжичи, по ул. Советской, за д. 7 находится действующее общественное кладбище площадью 5351 кв. м., относящееся к землям особо охраняемых территорий и объектов и которое не стоит на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Согласно выписки из ЕГРН Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области сведения о зарегистрированных правах на данный объект недвижимости отсутствует.
Однако из сообщения администрации Мглинского района от 9.01.2018 г. на земельный участок площадью 5351 кв. м., расположенный в центре с. Вельжичи Мглинского района Брянской области право собственности не разграничено. Земельными участками на территории Мглинского района, право собственности на которые не разграничено, уполномочена распоряжаться администрация Мглинского района.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ (в редакции от 3.07.2016 г.) «О введении в действие Земельного кодекса РФ» ( с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017 г.) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по постановке на учёт земельного участка с местом захоронения - общественным кладбищем площадью 5351 кв. м., расположенным по адресу: Брянская область, Мглинский район, в центре с. Вельжичи, по ул. Советской, за д. 7, в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, лежит на администрации Мглинского района Брянской области.
В судебном заседании факт не постановки на учет общественного кладбища, расположенного по адресу: Брянская область, Мглинский район, в центре с. Вельжичи, по ул. Советской, за д. 7 площадью 5351 кв. м., в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, нашёл свое подтверждение.
Указанное бездействие административного ответчика, свидетельствует о невыполнении возложенных на него обязанностей и о нарушении Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» и нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территории данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, отсутствию права собственности ан него, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
При проверке судом срока обращения в суд прокурора с данным административным иском, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, нарушений срока обращения в суд не имеется, так как нарушение прав и свобод неопределённого круга лиц установлено прокурорской проверкой 29.11.2017 г., административный иск в суд был заявлен 01.12.2017 г.
С учетом положения п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод, объем материальных и временных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий для постановки на учет общественное кладбище, суд считает необходимым установить срок для выполнения возложенной обязанности до 16 июня 2018 г.
С учетом ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы по уплате государственной пошлине - 300 рублей, не подлежат взысканию с административного ответчика в доход государства, в соответствии п/п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Мглинского района удовлетворить.
Признать бездействие администрации Мглинского района Брянской области по непринятию мер по постановке на учёт места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: Брянская область, Мглинский район, в центре с. Вельжичи по ул. Советской, за д. 7, площадью 5351 кв. м. - незаконным.
Обязать администрацию Мглинского района Брянской области принять меры, направленные на государственную регистрацию права собственности на место захоронения (кладбище), расположенное по адресу: Брянская область, Мглинский район, в центре с. Вельжичи, по ул. Советской, за д. 7, площадью 5351 кв. м. в срок до 16 июня 2018 г.
На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ администрацию Мглинского района Брянской области от уплаты государственной пошлины освободить.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба или представление в Брянский областной суд в течение месяца.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.01.2018 г.
Председательствующий: П. Н. Бушмелев