Решение по делу № 2а-146/2020 от 15.07.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 августа 2020 года                                       

с. Яр-Сале

Ямальский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Гордиенко С.В., при секретаре Окотэтто И.М. с участием

представителей заинтересованных лиц УМВД России по ЯНАО Е.С. Сельдикова, Департамента образования администрации МО Ямальский район С.В. Икизли,

рассмотрев административное дело № 2а-146/2020 по административному исковому заявлению администрации МО Яр-Салинское к старшему госинспектору ДН группы надзора ОГИБДД ОМВД России по Ямальскому району о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО Яр-Салинское обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование исковых требований указывает, что предписанием №23-ДН/2020 от 06.07.2020, выданным старшим госинспектором ДН группы надзора ОГИБДД ОМВД России по Ямальскому району, на Администрацию возложена обязанность принять меры, направленные на приведение автобусных остановок в соответствии с требованиями ОСТ 218.1.002-2003 Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. Истец считает предписание незаконным, поскольку: на территории МО Яр-Салинское не осуществляется перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок; полномочия в сфере организации транспортного обеспечения у органов местного самоуправления сельских поселений обучающихся отсутствуют. Обращает внимание, что органы местного самоуправления Муниципального образования Яр-салинское не проявили бездействия и в целях реализации будущих планов по организации на территории муниципального образования транспортного обслуживания населения начали обустройство остановочных пунктов, которые в настоящее время не действуют и не эксплуатируются. Просит признать незаконным предписание №23-ДН/2020, выданное старшим госинспектором ДН группы надзора ОГИБДД ОМВД России по Ямальскому району.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть иск без его участия.

Административный ответчик старший госинспектор ДН группы надзора ОГИБДД ОМВД России по Ямальскому району Объедка В.А. в судебное заседание не явился, в связи с выездом к месту отдыха за пределы ЯНАО, о дате рассмотрения иска извещен надлежащим образом.

Представитель ОМВД России по Ямальскому району в судебное заседание не явился, представил в суд возражения, в которых просил суд отказать в удовлетворении требований истца.

Представители заинтересованных лиц УМВД России по ЯНАО Е.С. Сельдиков, Департамента образования администрации МО Ямальский район С.В. Икизли, в судебном заседании просили в удовлетворении иска Администрации отказать. При этом, обоснование своих доводов представитель УМВД России по ЯНАО Е.С. Сельдиков, изложил в отзыве на иск.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела прихожу к следующему.

В силу ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов административного дела следует, что 06 июля 2020 года старшим госинспектором ДН группы надзора ОГИБДД ОМВД России по Ямальскому району Объедка В.А., в целях устранения нарушений ФЗ №196-95 «О безопасности дорожного движения», при контрольной проверке устранения недостатков дорожных условий, указанных в предписании №21-ДН/2020 от 26.05.2020, выявленных 06.07.2020 при надзоре за дорожным движением, Администрации МО Яр-Салинское выдано предписание №23-ДН/2020, согласно которого на Администрацию до 07 августа 2020 года возложена обязанность принять меры, направленные на приведение автобусных остановок в соответствии с требованиями ОСТ 218.1.002-2003. Выявленные недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения на УДС с.Яр-Сале зафиксированы в акте №23 от 06.07.2020, к которому имеется фото-таблица.

Не согласившись с данным предписанием Администрация МО Яр-Салинское обратилась в суд с административным исковым заявлением об обжаловании Предписания.

Согласно пункту 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 №711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.

ГИБДД обеспечивает соблюдение, в том числе, юридическими лицами независимо от формы собственности законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно- транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (пункт 2).

Согласно подпункту «а» пункта 11 Положения на ГИБДД возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Положения ГИБДД для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Предписания выдаются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

Аналогичные полномочия ГИБДД предусмотрены пунктом 21 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 №3-Ф3 «О полиции».

В соответствии с положениями пункта 19 статьи 12 Закона о Полиции к обязанностям ГИБДД относится осуществление государственного контролянадзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования, в том числе к эксплуатационному состоянию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения (абзац 3 пункта 11 Положения).

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2015 года №380 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 82 Административного регламента при надзоре за дорожным движением осуществляется выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.

В силу пункта 83 Административного регламента при надзоре за дорожным движением устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности ряда транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог, в том числе, наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения, габаритов искусственных дорожных сооружений.

Пунктом 17 Административного регламента предусмотрено, что по результатам исполнения государственной функции, в том числе принимается решение о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.

Обязательные для исполнения предписания об устранении нарушенийобязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах (пункт 87.3 Административного регламента).

Основанием для вынесения оспариваемого предписания явились факты осуществления посадки и высадки школьников в нарушение правил дорожного движения, в местах, не оборудованных в соответствии с требованиями ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», а также ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.», а также не выполнение Истцом обязательных для исполнения требований предписания №21-ДН/2020, вынесенного 26.05.2020.

Обжалуемое предписание выдано по результатам надзора за дорожным движением старшим государственным инспектором ОГИБДД ОМВД России по Ямальскому району Объедка В.А., то есть, уполномоченным на то должностным лицом (в пределах его полномочий), при соблюдении порядка, установленного вышеперечисленными нормативно-правовыми актами и по законным основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентом и другими нормативными документами возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (пункты 11, 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона №257-ФЗ под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, -защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пунктам 5 и 6 статьи 3 Закона №257-ФЗ под элементами обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;

под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 17 Закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Согласно пункту 3 статьи 15 Закона №257-ФЗ Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Пунктом 5 части 1 статьи 14, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится - Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 37 Закона №131-Ф3 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 8 Устава муниципального образования Яр- Салинское, принятого решением собрания депутатов муниципального образования Яр-Салинское 20.12.2005 №21 (с изменениями и дополнениями на момент рассмотрения дела), к вопросам местного значения муниципального образования Яр-Салинское относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечение безопасности дорожного движения на них поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Таким образом, лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения в пределах населенного пункта Яр-Сале, является соответствующий орган местного самоуправления - муниципальное образование Яр-Салинское.

В соответствии со статьей 32 Устава муниципального образования Яр- Салинское, Администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами автономного округа.

Согласно пункту 2 статьи 36 Устава муниципального образования Яр- Салинское, в целях реализации полномочий в области строительства, транспорта, жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания и предоставления иных услуг населению Администрация поселения осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

То есть, и Уставом муниципального образования Яр-Салинское на Администрацию возложены обязательства по обеспечению безопасности дорожного движения и содержанию объектов благоустройства автомобильных дорог и проездов, находящихся в муниципальной собственности.

Таким образом, вопреки доводов истца, Методические рекомендации по организации перевозок обучающихся в образовательные организации (направленные письмом Минобрнауки 29.07.2014 за №08-988), не могут служить основанием для возложения обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения и содержанию объектов благоустройства автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности, на образовательные учреждения, осуществляющие перевозку обучающихся автобусным транспортом.

Изложенные выше обстоятельства также не освобождают администрацию МО Яр-Салинское от ответственности за содержание автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения в пределах населенного пункта Яр-Сале, при наличии соглашения №03 о принятии администрацией МО Ямальский район части полномочий администрации МО Яр-Салинское по решению вопросов местного значения поселения от 25.03.2020.

В связи с тем что, по результатам обследования маршрута следования школьного автобуса выявлены нарушения, которые напрямую угрожают безопасности дорожного движения, уполномоченным должностным лицом - Старшим государственным инспектором ОГИБДД ОМВД России по Ямальскому району Объедка В.А. вынесено представление которое, возлагает на Администрацию МО Яр-Салинское принять меры, на приведение автобусных остановок в соответствие требованиям ОСТ 218.1.002-2003.

Вышеуказанные требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни и здоровья обучающихся в образовательном учреждении населенного пункта Яр-Сале, предотвращению детского травматизма.

На основании изложенного, учитывая, что оспариваемое решение принято должностным лицом в установленном законом порядке и в пределах своих полномочий, для предотвращения угрозы безопасности дорожного движения, в целях обеспечения безопасности и защищенности участников дорожного движения на территории муниципального образования Яр-Салинское, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Администрации МО Яр-Салинское о признании незаконным предписания №23- ДН/2020 от 06.07.2020.

При этом, следует отметить, что маршрут движения школьных автобусов и передвижения на них обучающихся в Яр-Сале, утвержден директором МБОУ «ЯШИ им.Василия Давыдова», и согласован с начальником ОГИБДД ОМВД России по Ямальскому району, а также главой администрации МО Яр-Салинское, еще в 2018 году.

Руководствуясь ст.175-178, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований администрации МО Яр-Салинское к старшему госинспектору ДН группы надзора ОГИБДД ОМВД России по Ямальскому району о признании незаконным предписания №23-ДН/2020 от 06 июля 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа через Ямальский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 17 августа 2020 года.

Судья            С.В. Гордиенко

2а-146/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация МО Яр-Салинское
Ответчики
старший госинспектор ДН группы надзора ОГИБДД ОМВД России по Ямальскому району, каптан полиции Объедка В.А.
Суд
Ямальский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Степанюк Оксана Викторовна
Дело на странице суда
yamalsky.ynao.sudrf.ru
15.07.2020Регистрация административного искового заявления
15.07.2020Передача материалов судье
17.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2020Судебное заседание
14.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее