Председательствующий в первой инстанции –
мировой судья Чепурков И.А.
Дело № 11-31/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 мая 2024 года г. Севастополь
Гагаринского районного суда города Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Котешко Л.Л.,
при секретаре судебного заседания Деминой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО2 на решение и.о. мирового судьи судебного участка № 6 Гагаринского судебного района города Севастополя - мирового судьи судебного участка №4 Гагаринского судебного района города Севастополя от 16 января 2024 года по гражданскому делу по исковому заявлению ГУПС «Севтеплоэнерго» к ФИО3, ФИО2, ФИО1, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – ГУПС «УК Гагаринского района-2» о взыскании задолженности за коммунальные услуги по отоплению (общедомовому),
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Севтеплоэнерго» (далее – ГУПС «Севтеплоэнерго») обратилось к мировому судье с исковым заявлением, в котором просило взыскать с ответчиков задолженность за потребленную тепловую энергию за период с 01.10.2020 по 30.10.2023 в размере 4 666,65 руб., сумму пени за период с 02.01.2021 по 30.10.2023 в размере 877,83 руб., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка № 6 Гагаринского судебного района города Севастополя - мирового судьи судебного участка №4 Гагаринского судебного района города Севастополя от 16 января 2024 года исковые требования ГУПС «Севтеплоэнерго» о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным решением, ответчиком Афониной А.А. подана апелляционная жалоба, в которой решение суда первой инстанции просит отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение мировым судьей норм процессуального права, указывая, что описательная часть решения не содержит возражений и доводов ответчика о прекращении договорных отношений между сторонами после отключения квартиры ответчиков от системы центрального отопления, не предоставлении ГУПС «Гагаринского района-2» квитанций на оплату услуг по отоплению, об открытии истцом в одностороннем порядке лицевого счета на квартиру ответчиков, предоставлении услуги ненадлежащего качества, отсутствии отопительных приборов в местах общего пользования МКД и врезок для их подключения. Полагает, что акт осмотра общего имущества является частью технической документации и может служить подтверждением отсутствия отопительных приборов в общедомовых помещениях МКД, и как следствие основанием для применения соответствующей формулы для расчета платы за отопления. Также ссылается на ошибочность расчета задолженности, отсутствие доказательств изменения способа предоставления коммунальной услуги по отоплению и переходе функций исполнителя от управляющей компании к ГУПС «Севтеплоэнерго», передаче функций платежного агента или о передаче существующей задолженности по отоплению от управляющей компании к истцу. Полагает, что к спорным правоотношениям мировым судьей ошибочно применены положения ст. 539-547 ГК РФ.
По мнению апеллянта, изложенным доводам ответчиков в мотивировочной части решения суда не дана надлежащая оценка, вследствие чего судом неверно определены обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела.
Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее представителем истца поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых указывает на несостоятельность доводов ответчика о предоставлении услуги ненадлежащего качества и об отсутствии оснований для начисления платы за отопление общего имущества МКД.
В судебном заседании ответчик Афонин А.Ю. просил решение мирового судьи отменить по указанным выше основаниям. Полагает, что акт обследования управляющей компании является доказательством отсутствия теплопотребляющих устройств в местах общего пользования, в связи с чем требование истца о предоставлении собственниками жилых помещений проектно-технической документации не основано на законе.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, что в силу ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Заслушав пояснения ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ч. 6 ст. 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое решение мирового судьи вышеприведенным требованиям закона соответствует в полном объеме и не имеется основания для его отмены.
Как установлено судом Афонин А.Ю. является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес>, в котором также зарегистрированы и проживают Афонина А.А. и Ковард Н.В.
Указанный многоквартирный дом подключен к централизованным тепловым сетям ГУПС «Севтеплоэнерго», коллективным (общедомовым) прибором учета не оборудован.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось ответчиками, что жилое помещение по <адрес> снабжено автономным отоплением. Между тем, часть квартир в данном многоквартирном жилом доме отапливается за счет системы централизованного теплоснабжения, поставляемой ГУПС «Севтеплоэнерго». Управляющей организацией указанного дома является ГУПС «Управляющая <адрес>
Ввиду ненадлежащего исполнения ответчиками своих обязательств по оплате тепловой энергии в период с 01 октября 2020 года по 30 октября 2023 года по указанному выше адресу образовалась задолженность по оплате услуг теплоснабжения в размере 4 666,65 руб. и пеня за период с 02 января 2021 года по 30 октября 2023 года в размере 877,83 руб., о чем представлен соответствующий расчет.
В силу предписаний ст. 30 ЖК РФ правообладатели жилого помещения в многоквартирном доме несут бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
На основании статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В Постановлении от 20.12.2018 года № 46-П Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, сама по себе установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).
Приведенное указывает на обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии. Исходя из этого, полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы его теплоснабжения (ч. 3 ст. 36 и п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК РФ, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 ЖК РФ), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования.
Отказ собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева многоквартирного дома тепловой энергии, может быть основан только на полном отсутствии фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, что, в свою очередь, может быть обусловлено, в частности, особенностями схемы теплоснабжения конкретного многоквартирного дома, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы.
Как следует из подпункта «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила №354), коммунальная услуга по отоплению представляет собой подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения 1 к Правилам № 354.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пунктами 1, 2, 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного многоквартирного дома, находящиеся в границах земельного участка, на котором расположен этот дом. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Общедомовой трубопровод системы централизованного отопления в силу п. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 статьи 36 ЖК РФ относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме и принадлежит им на праве общей долевой собственности.
С 01.01.2019 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме», которым были внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), в том числе в порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Правилами № 354 определен единый порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению. Иными способами производить расчет платы не допускается.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил N 354.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с внесенными изменениями отключение отдельных помещений многоквартирного дома от системы централизованного отопления не прекращает потребление собственником такого помещения тепловой энергии на общедомовые нужды. Потребитель, отключивший централизованное отопление в квартире, должен платить за отопление на содержание общего имущества.
При этом, собственникам помещений, в которых выполнено переустройство, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим законодательством, предъявляется к оплате только объем тепловой энергии, потребляемый в помещениях общего пользования.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.03.2020 года № 7612-ОЛ/04, наличие или отсутствие радиаторов не влияет на расчет платы по отоплению в помещениях, входящих в состав общего имущества, не влияет на расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в данных помещениях и коммунальный ресурс, поступивший в многоквартирный дом, подлежит оплате собственниками помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возобновлен расчет платы по лицевому счету ответчиков жилого помещения многоквартирного дома, в котором выполнено переустройство, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, в части потребления тепловую энергии на содержание общего имущества.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт б Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома как сложного единого объекта, а также содержание его в состоянии, исключающем разрушение его составных элементов вследствие промерзания или отсыревания, предполагает в первую очередь соблюдение в отдельных жилых и нежилых помещениях такого дома и в расположенных в нем помещениях общего пользования нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования соответствующих помещений по целевому назначению. Это достигается, как правило, за счет предоставления собственникам и пользователям указанных помещений коммунальной услуги по отоплению в виде подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии (подпункт «е» пункта 4 Правил № 354 и пункт 15 приложения № 1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Несмотря на то, что многоквартирные дома - в зависимости от особенностей их конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения - могут обогреваться различными способами (в том числе не предполагающими оказания собственникам и пользователям расположенных в них помещений коммунальной услуги по отоплению), подавляющее большинство этих домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные жилые и нежилые помещения, так и помещения общего пользования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, что достигается, как правило, за счет присоединения каждого из этих помещений к внутридомовой системе отопления, которая включается в состав общего имущества многоквартирного дома и состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Таким образом, принимая во внимание равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений многоквартирного дома при распределении расходов на общедомовые нужды, собственники и пользователи всех помещений в многоквартирном доме обязаны оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются данные помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии вне зависимости от того, имеются ли трубопроводы отопления в помещениях, входящих в состав общего имущества, или нет, что отображено в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 27.04.2021 года № 16-П).
Согласно абз. 7 пункта 42(1) Правил № 354 в целях определения исполнителем размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, потребитель коммунальной услуги предоставляет в адрес исполнителя заявление. Исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с настоящим пунктом с расчетного периода, в котором предоставлено указанное заявление, при наличии в документах, входящих в состав технической документации, сведений, указанных в абзаце двенадцатом пункта б настоящих Правил.
Согласно абз. 7 п. 6 Правил № 354, управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами «е» и «ж» пункта 17 Правил №354, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя сведения, подтверждающие отсутствие в помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, в том числе копии документов, входящих в состав технической документации и подтверждающих указанные сведения (абзац 12 пункта б Правил № 354).
В этой связи обязанность по предоставлению ресурсоснабжающим организациям, в том числе истцу, приведенных в Правилах № 354 сведений, которые являются основанием для расчета платы в соответствии с формулами 2(3-1), 2(4-1), 3(1-1), 3(2-1), лежит на управляющей организации в данном многоквартирном доме.
Вместе с тем, по настоящему делу ответчиками и управляющей организацией, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлена техническая документация, содержащая сведения, подтверждающие отсутствие в помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления. Доводы ответчиков о том, что акт осмотра нежилых помещений, составленный при участии управляющей компании, может являться таким доказательством, противоречат вышеприведенным положениям нормативно-правовых актов, регулирующих спорны правоотношения. Более того, мировым судьей установлено и не опровергнуто материалами дела, что многоквартирный дом ответчиков подключен системе центрального отопления, имеет сеть трубопроводов, проходящих через систему перекрытий и мест общего пользования, по которым тепловая энергия доставляется в квартиры,отапливаемые от данной сети.
В отсутствие требуемой технической документации на многоквартирный дом доводы ответчиков, содержащиеся в апелляционной жалобе, об отсутствии в помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления, судом отклоняются.
Из акта комиссии ГУПС «УК Гагаринского района - 2» от 01 декабря 2023 года, составленного по результатам осмотра МКД следует, что в доме <адрес> в подъезде и техническом подполье отсутствуют стояки общего пользования, также отсутствуют врезки для подключения стояков общего пользования.
Подключение многоквартирного дома <адрес> к сетям централизованного теплоснабжения ответчиками не оспаривалось.
В ходе рассмотрения дела ответчиками доказательств отсутствия во всех помещениях МКД, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многократном доме отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления, а также полного отсутствия фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, обусловленного особенностями схемы теплоснабжения конкретного многоквартирного дома, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы, суду не представлено.
Довод ответчиков об отсутствии заключенного договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению с ГУПС «Севтеплоэнерго» судом отклоняется по следующим основаниям.
Договор о предоставлении услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению является публичным договором в понимании статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказавшей услуги.
Из статьи 548 ГК РФ следует, что правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Таким образом, отсутствие письменного договора не освобождает фактического потребителя от обязанности возместить стоимость энергии, потребленной принадлежащими ему объектами.
При этом, указание ответчика на невозможность применения положений ст. 539-547 ГК РФ к возникшим между сторонами правоотношениям основано на неверном толковании положений действующего законодательства, в связи с чем подлежит отклонению как необоснованное.
Факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, на который также ссылается ответчик, подлежит установлению в порядке, предусмотренном разделом Х Правил, и должен быть подтвержден актом проверки. Ответчиком, в нарушении положений ст. 56 ГПК РФ, такого акта в материалы дела не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы также не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела мировым судьей были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенного судебного постановления.
Суд апелляционной инстанции полагает, что правовая позиция ответчиков основана на неправильном толковании норм материального и процессуального права без учета системной связи нормативных законоположений, регулирующих спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции ответчиков, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на иную оценку обстоятельств дела. Тот факт, что суд не согласился с возражениями ответчика, иным образом оценил доказательства и пришел к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения и не может служить основанием для его отмены.
Данных, свидетельствующих об отказе сторонам в исследовании доказательств, имеющих значение для дела, на которые ссылается ответчик в апелляционной жалобе, в материалах дела не имеется.
Таким образом, не усматривается оснований для вывода о допущенных судом первой инстанции нарушений закона, влекущих отмену состоявшегося судебного постановления по делу.
В целом, изложенные в апелляционной жалобе ответчиков доводы являлись основанием их процессуальной позиции в суде первой инстанции, в полном объеме исследованы мировым судьей, оценены и изложены в решении. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы мирового судьи соответствуют фактическим обстоятельствам данного дела, основаны на правильном применении норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение и.о. мирового судьи судебного участка № 6 Гагаринского судебного района города Севастополя - мирового судьи судебного участка №4 Гагаринского судебного района города Севастополя от 16 января 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 20.05.2024.
Председательствующий –