Дело № 2-211/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Сосногорск Республики Коми 16 марта 2017 года
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Рябова А.В., при секретаре Бесслер В.А., с участием представителя Цифра Н.Г. Плыгача А.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цифра НГ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Коми, администрации городского поселения «Сосногорск» о восстановлении срока для принятия наследства,
УСТАНОВИЛ:
Цифра Н.Г. первоначально обратилась в Сосногорский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к МИФНС № 4 по Республике Коми, администрации ГП «Сосногорск» об установлении факта родственных отношений с КСЛ, восстановлении срока принятия наследства после смерти КСЛ
В обоснование иска указано, что КСЛ, умершая ДД.ММ.ГГГГ, приходится Цифра Н.Г. <данные изъяты>. При жизни КСЛ в порядке приватизации была приобретена в собственность квартира, расположенная по адресу: <адрес> В ДД.ММ.ГГГГ КСЛ составлено завещание, в соответствии с которым все имущество, какое к её смерти будет зарегистрировано на её имя, она завещала МАС, брак с которым был зарегистрирован в ДД.ММ.ГГГГ. МАС умер ДД.ММ.ГГГГ. Из сведений Управления Россреестра по Республике Коми, квартира до настоящего времени зарегистрирована на имя КСЛ, поскольку МАС не обратился к нотариусу в установленный законом срок для оформления наследственных прав по завещанию. Цифра Н.Г. считает, что поскольку МАС прав на наследственное имущество по завещанию не оформил, не является наследодателем в отношении наследственного имущества – квартиры, она является единственным наследником после смерти КСЛ и имеет право на наследственное имущество. Иных наследников у КСЛ нет. О том, что МАС не вступил в права наследования, она узнала в ДД.ММ.ГГГГ когда нашла завещание в квартире. Установление факта родственных отношений с КСЛ заявителю необходимо для восстановления срока принятия наследства, открывшегося после смерти КСЛ Просила восстановить срок принятия наследства после смерти КСЛ, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Цифра Н.Г. к МИФНС №4 по Республике Коми, администрации ГП «Сосногорск» о восстановлении срока для принятия наследства выделены в отдельное производство.
Решением Сосногорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ заявление Цифра Н.Г. об установлении факта, имеющего юридическое значение, удовлетворено: установлен юридический факт того, что Цифра Н.Г. и КСЛ, умершая ДД.ММ.ГГГГ, состоят в родственной связи. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Цифра С.Л. в судебное заседание не явилась. Представитель истца по доверенности Плыгач А.В.. на удовлетворении заявленных требований о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти неполнородной сестры Цифра Н.Г. – КСЛ, настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Кроме того, суду пояснил, что поскольку МАС, являясь наследником по завещанию, после смерти супруги КСЛ не вступал в права наследования, так как не обращался к нотариусу с заявлением о принятии наследства, а поэтому Цифра Н.Г. является единственным наследником своей <данные изъяты>.
МИФНС № 4 по Республике Коми, администрация ГП «Сосногорск» извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца Цифра Н.Г. представителей ответчиков МИФНС № 4 по Республике Коми, администрации ГП «Сосногорск».
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п. 1 ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
На основании ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. 1142-1145 и 1148 ГК РФ.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п.1 ст.1142ГК РФ).
Согласно ст. 1143 Гражданского кодекса РФ, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1).
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п. 2).
Пунктом 1 ст. 1154 ГК РФ предусмотрено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154 Кодекса), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (ст. 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
В силу требования ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании ч. 1 ст. 55 и ст. 67, 196 ГПК РФ суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании представленных доказательств.
Судом установлено, что КСЛ и МАС состояли в браке с ДД.ММ.ГГГГ. КСЛ умерла ДД.ММ.ГГГГ, МАС умер ДД.ММ.ГГГГ.
При жизни КСЛ приобрела право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Россреестра по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно имеющемуся в материалах дела копии завещания от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному нотариусом Сосногорского нотариального округа ТАБ ДД.ММ.ГГГГ, КСЛ все имущество, какое ко дню смерти окажется ей принадлежащим, в чем бы оно не заключалось и где бы не находилось, завещала МАС
Таким образом, установлено, что МАС являлся наследником КСЛ как по закону, как переживший супруг, так и по завещанию.
Согласно справке МАУ «МФЦ» г. Сосногорска № от ДД.ММ.ГГГГ в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, на дату смерти КСЛ зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ МАС, снят с учета в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела, содержания искового заявления, пояснения представителя истца следует, что сестры КСЛ и Цифра Н.Г. при жизни КСЛ не поддерживали родственных и дружеских отношений. После произошедшего конфликта с КСЛ Цифра Н.Г. уехала на постоянное место жительство в <адрес>. Приезжала в <адрес> на похороны сестры в ДД.ММ.ГГГГ. Она не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, поскольку знала о наличии завещания, составленного на имя МАС После смерти КСЛ МАС остался проживать в квартире, наследственных прав по завещанию не оформил. По сведениям регистрирующего органа, спорная квартира до настоящего времени зарегистрирована на КСЛ, в связи с чем, по мнению истца, она являясь неполнородной сестрой КСЛ, также является наследником по закону после смерти КСЛ ( 2 очередь).
Из указанного следует, что истец знала о смерти сестры, поскольку принимала участие в её похоронах, знала об открытии наследства и наличии наследственной массы в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Обосновывая причину пропуска срока принятия наследства истец указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, в <адрес> после похорон сестры не приезжала. К нотариусу с заявлением о принятии наследства не обратилась, достоверно зная о наличии завещания, составленного на имя МАН
В целях восстановления срока в порядке ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое значение имеет то обстоятельство, знал ли или должен был знать наследник о смерти наследодателя, то есть о факте открытия наследства, а не о факте наличия иных наследников, в том числе по завещанию. К числу уважительных причин причин, о которых идет речь в п. 1 ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут быть отнесены причины, препятствующие наследнику своевременно решить вопрос принятии наследства, а также то, что наследник хотя и знал об открытии не наследства, но не смог в установленный законом срок обратиться к нотариусу с заявлением и выразить свою волю относительно открывшегося наследства.
Действующим законодательством, регулирующим вопросы наследственного права, не предусмотрена обязанность наследников информировать друг друга об открытии наследства и возможности его принять. Факт проживания истца в другом регионе Российской Федерации, а также сведения о наличии других наследников, в том числе по завещанию, не свидетельствуют о невозможности наследника принять наследство своевременно.
Бесспорных доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, наличия исключительных обстоятельств, не зависящих от воли истца Цифра Н.Г., препятствующих ей своевременно обратиться к нотариусу с заявлением о принятии в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального законодательства истцом не представлено.
Поэтому, с учетом установленных по делу обстоятельств, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что поскольку суду истцом не представлено доказательств пропуска срока, установленного для принятия наследства по уважительным причинам, оснований для удовлетворения иска о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти КСЛ, умершей ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
Истец, обосновывая требование, указала в заявлении о том, что МАС не вступил в права наследования по завещанию, о чем она (истец) узнала в ДД.ММ.ГГГГ, приехав в <адрес>. С этого момента фактически приняла наследство, поскольку установила и оплатила задолженность по коммунальным услугам, произвела ремонт инженерного оборудования в квартире.
Однако, согласно ч. 1, 2 ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования, является его собственностью.
В соответствии со ст. 1150 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со ст. 256 Гражданского кодекса РФ, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.
Из указанного следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, являлась совместным имуществом, нажитым в браке супругами КСЛ и МАС
Исходя из положений ст. 39 Семейного кодекса Российской Федерации при определении долей в общем имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Таким образом, судом установлено, что после смерти КСЛ открылось наследство в виде <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> наследником первой очереди, по закону являлся супруг КСЛ, который также являлся наследником по завещанию, составленному ДД.ММ.ГГГГ.
МАС фактически принял наследство, открывшееся после смерти супруги, поскольку в соответствии со ст.1 153 Гражданского кодекса Российской Федерации вступил во владение и управление наследственным имуществом, нес бремя его содержания, до своей смерти проживал в квартире. То есть, являясь наследником первой очереди после смерти супруги КСЛ, МАС, как наследник, принял наследство не путем подачи соответствующего заявления нотариусу (п. 1 ст. 1153 ГК РФ), а путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ).
Суд не принимает оплату жилищно-коммунальных услуг, ремонт, установку прибора учета воды и принятия мер к сохранности имущества в спорной квартире в качестве обстоятельств, подтверждающих факт принятия наследства Цифра Н.Г., поскольку статьей 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено право наследников обращаться в суд за восстановлением срока принятия наследства, а Цифра Н.Г. не представлено доказательств того, что она и МАС состояли в родственных отношениях, является наследником МАС
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194–199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Цифра НГ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Коми, администрации городского поселения «Сосногорск» о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти КСЛ, оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21 марта 2017 года.
Судья А.В. Рябов