Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень, Дело № 2-4166/2023
16 августа 2023 года
Центральный районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Сорокина А.С.,
при секретаре Батраевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4166/2023 по исковому заявлению Бирюкова М.С. к УМВД России по Тюменской области, Полку ДПС ГИБДД УМВД России о признании приказов незаконными и их отмене, возложении обязанности расторгнуть контракт и уволить по выслуге лет, дающей право на получение пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Бирюков М.С. обратился в суд с иском к УМВД России по Тюменской области, Полку ДПС ГИБДД УМВД России о признании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ начальника УМВД России по Тюменской области незаконным и отменить его, о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № врио командира Полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области незаконным и отменить, об обязании командира полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области расторгнуть контракт и уволить из органов внутренних дел на основании <данные изъяты> ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 № «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Требование мотивировано тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях. ДД.ММ.ГГГГ между истцом и начальником УМВД России по Тюменской области заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел РФ. ДД.ММ.ГГГГ приказом № истец назначен на должность <данные изъяты> ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ начальником УМВД России по Тюменской области издан приказ № «О наложении взыскания за коррупционное правонарушение» в виде увольнения в связи с утратой доверия. ДД.ММ.ГГГГ приказом № Врио командира полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области с истцом расторгнут контракт, и истец уволен из органов внутренних дел на основании <данные изъяты> ст. 82 ФЗ № «О службе в органах внутренних дел РФ». С приказом начальника УМВД России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № и приказом Врио командира Полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № не согласен, считает их незаконными и необоснованными.
Истец Бирюков М.С., его представители Шульгат С.В., Шульгат Д.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика УМВД России по Тюменской области Заводнова С.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать.
Представитель ответчика полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, сведений об уважительной причине неявки суду не представил.
Исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон и лиц, участвующих в деле, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании с ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и начальником УМВД России по Тюменской области заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел РФ.
ДД.ММ.ГГГГ приказом № истец назначен на должность <данные изъяты> ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ начальником УМВД России по Тюменской области издан приказ № «О наложении взыскания за коррупционное правонарушение» в виде увольнения в связи с утратой доверия.
ДД.ММ.ГГГГ приказом № Врио командира полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области с истцом расторгнут контракт, и истец уволен из органов внутренних дел на основании <данные изъяты> ст. 82 ФЗ № «О службе в органах внутренних дел РФ».
С приказом начальника УМВД России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № и приказом Врио командира Полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № истец не согласен, считает их незаконными и необоснованными.
В силу ч. 2 ст. 14 ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» на сотрудника органа внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные ФЗ от 25.12.2008 № 271-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 17,18 и 20 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Согласно пункта 6 ч. 1 ст. 50 Закона о службе на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, может налгаться дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.
За несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другим федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ч. 1 ст. 50 Закона о службе.
В соответствии с ч. 1 ст. 51.1 Закона о службе взыскания, предусмотренные ст. 50.1 и 82.1 настоящего ФЗ, налагаются в порядке, установленном законодательством РФ, налагаются в порядке, установленном законодательством РФ о службе в органах внутренних дел, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст.51.1 Закона о службе взыскания, предусмотренные ст. 50.1 и 82.1 настоящего ФЗ, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактик коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и на основании рекомендации указанной комиссии.
В соответствии с ч. 3 ст. 51.1 закона о службе при наложении взысканий, предусмотренных ст. 50.1 и 82.1 настоящего ФЗ, учитываются характер совершённого сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей.
Взыскания, предусмотренные ст. 50.1 и 82.1 настоящего ФЗ, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождение его в отпуске или командировке, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
В соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 82 Закона о службе контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с утратой двоеверия в случаях, предусмотренных статьей 82.1 Закона о службе.
Согласно пункта 1 ч. 1 ст. 81.1 закона о службе сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: непринятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить представителя нанимателя (работодателя), иное уполномоченное лицо, определенное настоящим Федеральным законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009 №, указанным Положением определяется порядок осуществления проверки: соблюдения государственными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, являющейся основанием для осуществления проверки, предусмотренной настоящим пунктом, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов, исполнения или обязанностей, установленных ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Согласно пункта 4 Положения проверка, предусмотренная пунктом 1 Положения, осуществляется по решению: руководителя федерального государственного органа или территориального органа федерального государственного органа либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены руководителем соответствующего федерального государственного органа.
Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или государственного служащего и оформляется в письменной форме.
Кадровые службы федеральных государственных органов и кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов, кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, по решению должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего федерального государственного органа, либо руководителя соответствующего территориального органа федерального государственного органа осуществляют проверку: соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, требований к служебному поведению.
Основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 1 Положения, является достоверная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке: правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами принявшим решение о ее проведении.
В соответствии с пунктами 28 и 30 Положения по результатам проверки должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившему государственного служащего на должность федеральной государственной службы, в установленном порядке предоставляется доклад. При этом в докладе должно содержаться одно из следующих предложений: о назначении гражданина на должность федеральной государственной службы, об отказе гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы, об отсутствии оснований для применения к государственному служащему мер юридической ответственности, о применении к государственному служащему мер юридической ответственности, о предоставлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Должностное лицо, уполномоченное назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившее государственного служащего на должность федеральной государственной службы, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в пункте 28 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений: назначить гражданина на должность федеральной государственной службы, отказать гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы, применить к государственному служащему меры юридической ответственности.
С истцом Бирюковым М.С. расторгнут контракт и он уволен со службы в органах внутренних дел приказом Полка ДПС ГИБДД УМВД от ДД.ММ.ГГГГ № по пункту <данные изъяты> ст. 82 Закона о службе на основании доклада о результатах проверки соблюдения <данные изъяты> ДПС ГИБДД УМВД <данные изъяты> М.С. Бирюковым ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, приказа УМВД от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении взыскания за коррупционное правонарушение».
ДД.ММ.ГГГГ в УМВД поступило представление Прокуратуры Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано о нарушении требований антикоррупционного законодательства при прохождении службы в органах внутренних дел <данные изъяты> Бирюковым М.С., которым установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ДПС ГИБДД Бирюковым М.С. от директора ООО «<данные изъяты>» в качестве взятки получены автомобили <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> общей стоимостью не менее <данные изъяты> рублей за обеспечение указанному обществу высокого показателя задержанных и перемещенных для хранения на специализированную стоянку транспортных средств, а также способствование в выдаче разрешения на вывоз с территории специализированной стоянки задержанного и невостребованного транспорта для дальнейшей утилизации (сдачи в разбор).
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положением о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданам, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению утвержденным Указом Президента РФ от 21.09.2009 №, врио начальника УМВД назначено проведение проверки соблюдения истцом ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
ДД.ММ.ГГГГ Бирюкову М.С. направлено уведомление о начале проведения проверки, которое он получил ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Бирюков М.С. дал пояснение в рамках проверки о том, что отвечать на поставленные вопросы не правомочен, так как они касаются возбужденного в отношении него уголовного дела ДД.ММ.ГГГГ от дачи пояснений отказался.
ДД.ММ.ГГГГ утвержден доклад о результатах указанной проверки, которым установлено, что Бирюков М.С. нарушил требования пунктов 1,12,13 ч. 1 ст. 12, ч. 3,4 ст. 71 Закона о службе, ч. 1,2 чт. 11 ФЗ от 15.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не принял меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он являлся, возникшего при получении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от ФИО6 транспортных средств <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> общей стоимостью не менее <данные изъяты> рублей за создание благоприятных условий в осуществлении предпринимательской деятельности директору ООО <данные изъяты>» способствование в незаконной выдаче разрешений на вывоз с территории специализированной стоянки задержанного и невостребованного автотранспорта для дальнейшей утилизации (сдачи в разбор) и предложено наложить на <данные изъяты> Бирюкова М.С. взыскание, предусмотренное ст. 82.1 Закона о службе – увольнение в связи с утратой доверия.
Приказом УМВД от ДД.ММ.ГГГГ № на истца наложено взыскание, предусмотренное ст. 82.1 Закона о службе – увольнение в связи с утратой доверия, с которым истец Бирюков М.С. был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ. Лист беседы и представление к увольнению от ДД.ММ.ГГГГ, трудовую книжку истец получил ДД.ММ.ГГГГ.
Процедура наложения на истца взыскания за совершение коррупционного правонарушения и увольнения со службы в ОВД не нарушена УМВД.
Таким образом, судом усматривает наличие в действиях истца Бирюкова М.С. конфликта интересов подтверждается материалами оперативно-розыскных мероприятий. Истец был уволен из органов за совершение коррупционного правонарушения, которое устанавливается и установлено в порядке, предусмотренном Положением. Конфликт интересов имел место при получении Бирюковым М.С. транспортных средств за создание благоприятных условий в осуществлении предпринимательской деятельности и не подменяет собой и не равнозначен совершенному истцом преступлению, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца не имеется, в связи с чем в иске следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Бирюкова М.С. к УМВД России по Тюменской области, Полку ДПС ГИБДД УМВД России о признании приказов незаконными и их отмене, возложении обязанности расторгнуть контракт и уволить по выслуге лет, дающей право на получение пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.
Мотивированное решение составлено 23 августа 2023 года.
Председательствующий А.С. Сорокин