Дело № 2а-3896/2021
УИД 03RS0002-01-2020-004597-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 21 октября 2021 года
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Рахимовой Р.В.,
при секретаре Федоровой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шляпникова В.А. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, заместителю начальника Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан Кирилловой И.В., Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, начальнику Управления по городу Уфе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Муллакаеву А.Н. о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка,
установил:
Шляпников В.А. обратился в суд с административным исковым к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее УЗиО Администрации ГО г.Уфа), заместителю начальника Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Кирилловой И.В. о признании незаконным решения Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ №ус, утратившим силу и возложении обязанности на Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений в месячный срок с момента вступления решения в законную силу, заключить с истцом соглашение о перераспределении земельного участка площадью 1 603 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований административным истцом указано, что 14.10.2019 г. обратился в УЗиО Администрации ГО <адрес> с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью 1603 кв.м, кадастровый №, по адресу: <адрес>. Однако получил отказ (письмо ЛИ-16548 от 10.03.2020 г.), в котором ответчик сообщает, что выданное им ранее решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 10.09.2019 г, №1933-ус, утратило силу решением ответчика №269 от 26.02.2020 г.
Данный участок был сформирован из двух земельных участков с кадастровыми номерами: № и №, схема участка была утверждена решением УЗИО АГО г.Уфа №1933ус от 10.09.2019 г., то есть самим ответчиком. Указанное решение и схема вошли в состав межевого плана на земельный участок подготовленного истцом и на основании этого межевого плана вновь образованный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в Управлении Росреестра с кадастровым номером: №
В последующем к участию в деле в качестве административных ответчиком привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, начальник Управления по городу Уфе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Муллакаев А.Н., от административного истца принято заявление об уточнении исковых требований, в котором он просит признать незаконным решение УЗиО АГО г.Уфа № 269 от 26 февраля 2020 года «О признании утратившим силу решения Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 10 сентября 2019 года №1933ус, обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице Управления по г.Уфе в месячный срок с момента вступления решения в законную силу, заключить и соглашение о перераспределении земельного участка площадью 1 603 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.74-76 т.2).
Стороны, заинтересованные лица на судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не поступало.
Изучив и оценив материалы дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Статья 39.28 ЗК РФ устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ). В свою очередь, пункт 3 поименованной статьи устанавливает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).
Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ в качестве общего правила закрепляет, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 названного кодекса.
Статья 11.9 ЗК РФ устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Согласно пункту 1 названной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Судом установлено, что Шляпникову В.А. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 02:55:030863:157, площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Шляпников В.А. обратился в УЗИО Администрации ГО <адрес> РБ с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами № и № расположенных по адресу: <адрес>.
Решением Администрации ГО <адрес> РБ №ус от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка площадью1 603 кв.м, образованного из земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных по адресу: <адрес>.
Указанному земельному участку присвоен кадастровый №, который Шляпниковым В.А. был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Шляпников В.А. обратился в УЗиО Администрации ГО <адрес> РБ с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
УЗиО Администрации ГО г.Уфа письменным ответом на обращение №Ш-16548 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, на том основании, что в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером №, на указанном земельном участке расположены объекты капитального строительства с кадастровыми номерами № №, №, № Согласно данным из Единого государственного реестра недвижимости, объект капитального строительства с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Иванову А.А., в связи с чем заключение соглашения о перераспределении испрашиваемого земельного участка не представляется возможным.
Аналогичный ответ дан Управлением по городу Уфе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан 16.09.2021 года (л.д.77 т.2).
26.02.2020 года УЗИО Администрации ГО г.Уфа РБ принято решение №269 «О признании утратившим силу решения УЗиО Администрации ГО г.Уфа РБ №1933ус от 10.09.2019 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
В обоснование отказа Управлением земельных и имущественных отношений в письме от 13.11.2019 года №Ш-16548 указано, что объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Иванову А.А.
Между тем, согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ объект капитального строительства с кадастровым номером № расположен по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, то есть указанный объект капитального строительства расположен на другом земельном участке, в другом кадастровом квартале.
Также суд полагает, что при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
В соответствии с п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса; (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 341-ФЗ);
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса; (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 341-ФЗ);
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ);
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Судом проверены наличие либо отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Как усматривается из ответа Главархитектуры Администрации ГО <адрес> РБ №/ПР от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с Правилами землепользования и застройки ГО <адрес> РБ (далее — ПЗЗ), утвержденными решением Совета ГО <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), расположен в территориальной зоне Ж-1 (жилая зона), предусмотренной для индивидуального жилищного строительства. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
- частично (площадью 1,6 кв. м, полосой шириной от 0,025 м до 0,063 м) пересекает красную линию <адрес> ГО <адрес> РБ, утвержденного постановлением главы Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №.
Максимально допустимые значения средней квадратической погрешности местоположения характерных точек границ земельного участка, отнесенного к землям населенных пунктов, определяются требованиями к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка (приказ Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) и составляют 0,10 м.
Решением Совета ГО <адрес> РБ от 27.06.2018 г. № 28/22 признано утратившим силу решение Совета ГО г.Уфа РБ от 28.01-2015 г. № 41/6 «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд».
Согласно заключению кадастрового инженера Хайбулаевой О.В. от 13.10.2020 года, в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 01.03.2016 № 90 максимально допустимые значения средней квадратической погрешности местоположения характерных точек границ земельного участка, отнесенного к землям населенных пунктов, определяются требованиями к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка и составляют 0,10 м. Данное определение означает, что погрешность определения на местности каждой поворотной точки земельного участка, может расходиться с истиной точкой на 0,10 м (10 сантиметров).
Пересечение участка № с красными линиями <адрес> составляет от 0,025 до 0,063 м (от 2,5 до 6,3 сантиметров), что менее 0,10 м, соответственно не превышает допустимых отклонений 0.10 м (0.1>0.063>0.025м).
В межевом плане в Сведениях об образуемых земельных участках в пункте 1 содержатся сведения о погрешности измерения каждой точки земельного участка.
Оснований не доверять выводам кадастрового инженера не имеются. ФИО6 является участником Ассоциации «СРО КИРУ и П», имеет квалификационный аттестат кадастрового инженера: №, состоит в реестре кадастровых инженеров.
Таким образом, судом не были установлены и не добыты иные обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК Российской Федерации, в связи с чем суд считает отказ УЗиО Администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №ус, отказ Управления по г.уфе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1603 ░░.░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░