Решение по делу № 2а-415/2020 от 08.05.2020

Дело № 2а-415/2020 (10RS0016-01-2020-000558-10)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сегежа                                    7 июля 2020 года

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Скрипко Н.В.,

при помощнике судьи Кондратович О.В.,

с участием административного истца Малыгина С.В.,

представителя ответчика ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РК Вершак Е.Ю., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика ФСИН России Моховой М.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Малыгина С.В. к Федеральному казенному учреждению лечебно-исправительному учреждению № 4 УФСИН России по Республике Карелия о признании действий незаконными, -

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд по тем основаниям, что его родственники – тетя Р. и сестра Т., проживают в ..., и ..., он до осуждения был зарегистрирован в Архангельской области по адресу: .... Им было подано заявление о направлении его в указанный регион для дальнейшего отбывания наказания, однако в удовлетворении требований было отказано, что нарушает его права и свободы. На основании изложенного просил признать действия учреждения по отказу в переводе для дальнейшего отбывания наказания по месту жительства его родных, либо по его регистрации, незаконным и необоснованным.

При подготовке дела к рассмотрению по существу к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказания Российской Федерации.

В ходе рассмотрении дела по существу административным истцом были заявлены уточненные требования, в соответствии с которыми Малыгин С.В. просил суд признать отказ ФСИН России в переводе его в Архангельскую область незаконным и обязать ответчика перевести его для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение Архангельской области – по месту жительства его родных.

В судебном заседании Малыгин С.В. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснил, что он поддерживает общение с тетей Р. и сестрой Т., однако ответчики незаконно не регистрируют указанную переписку, не предоставляют указанные сведения в суд, также в Архангельске у него проживает племянник, с которым они также поддерживают связь, что подтверждается письмами, приложенными им к материалам дела. Так как он постоянно находится в ШИЗО, у него нет возможности созваниваться с родными по телефону, те не могут приезжать к нему на свидания, так как это очень далеко и финансово затратно. Представленные ответчиком карточки по делу, где из родных у него указаны только друг в Санкт-Петербурге и сожительница, недостоверные, он их не заполонял.

Представитель ответчика ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РК Вершак Е.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Представитель ответчика ФСИН России Мохова М.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, при этом пояснила, что решение о переводе административного истца в Республику Карелия было принято при наличии достаточных на то оснований, является законным и обоснованным, отказ в переводе последнего к месту жительства его родных был принят в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством, после исследования всех документов. Помимо прочего в материалы дела истцом не представлено доказательств наличия родственных связей между ним и Р. и Т. Помимо этого Малыгин С.В. не общался длительное время с родными, что подтверждается представленными копями материалов личного дела административного истца, в связи с чем ответ ФСИН России не нарушает его права на общение с семьей. К тому же общение с родными может осуществляться не только посредством свиданий, но еще и перепиской, и телефонными переговорами. На основании изложенного просила суд в удовлетворении требований истца отказать.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 73 УИК РФ, осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 73 УИК РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

В соответствии с п. 3 Порядка "Направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое", утвержденного Приказом Минюста России от 26 января 2018 года № 17, осужденные направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией СИЗО УИС, исправительного учреждения, при котором создано ПФРСИ, извещения о вступлении приговора суда в законную силу. Направление осужденных осуществляется в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали (были зарегистрированы по месту жительства) или были осуждены.

В исключительных случаях по состоянию здоровья или для обеспечения личной безопасности осужденных либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Согласно п.п. 11, 13 Порядка, основанием для рассмотрения вопроса о переводе осужденных является, в том числе, заявление осужденных и (или) их родственников. Перевод по решению ФСИН России осуществляется в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации.

Таким образом, приведенное правовое регулирование не предполагает произвольного определения места отбывания осужденным наказания и корреспондирует положениям международных правовых актов, регламентирующих права осужденных, в частности Европейским пенитенциарным правилам (2006 г.), согласно которым заключенные должны по возможности направляться для отбытия наказания в расположенные вблизи от дома или мест социальной реабилитации пенитенциарные учреждения и которые имеют рекомендательный характер и подлежат реализации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей (часть четвертая статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

На данное обстоятельство неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 28 марта 2017 г. № 562-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Украины Афанасьева Геннадия Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 73 и частью второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", N 599-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Асташина Ивана Игоревича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 73 и частью второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации".

Европейский Суд по правам человека в постановлении от 7 марта 2017 г. дело "Полякова и другие (Polyakova and Others) против Российской Федерации" отметил, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод не предоставляет осужденным права выбирать место отбывания наказания. Однако для того, чтобы обеспечить уважение достоинства, присущего человеческой личности, целью государств должно стать поощрение и поддержание контактов заключенных с внешним миром. Для достижения этой цели национальное законодательство должно предоставить заключенному, а при необходимости и его родственникам реальную возможность выдвигать свои требования до того, как государственные органы власти примут решение о размещении его в определенное исправительное учреждение, а также убедиться в том, что какие-либо другие их распоряжения соответствуют требованиям статьи 8 указанной конвенции (пункт 100).

Европейский Суд в указанном постановлении пришел к выводу об отсутствии в Российском законодательстве требования, обязывающего ФСИН России рассматривать перед отступлением от общего правила распределения осужденных возможные последствия географического расположения исправительных учреждений на семейную жизнь заключенных и их родных, о непредоставлении реальной возможности перевода заключенного в другое место заключения на основаниях, относящихся к праву уважения семейной жизни, а также о невозможности для лица добиться судебного пересмотра решения ФСИН России в части пропорциональности его или ее заинтересованности в поддержании семейных и общественных связей. Данные обстоятельства, в свою очередь, приводят к нарушению статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункты 116 – 118).

С учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека к иным исключительным обстоятельствам среди прочего должна относиться невозможность заключенного поддерживать семейные связи во время тюремного заключения. (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2019 года N 5-КА19-51)

В судебном заседании установлено, что Малыгин С.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по РК.

19 марта 2020 года административным истцом было подано заявление о переводе его для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение Архангельской области.

2 апреля 2020 года истец обратился с аналогичным ходатайством к ФСИН России о переводе его для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение Липецкой области, где проживают его тетя Р. и сестра Т.

В соответствии с ответом Главного оперативного управления ФСИН России от 22 апреля 2020 года указанные обращения были рассмотрены, проведена проверка в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», место отбывания наказания для административного истца было определено в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства РФ, в настоящее время предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством РФ оснований для перевода в исправительное учреждение другого субъекта РФ не имеется, что также подтверждается сведениями УФСИН России по Республике Карелия от 7 мая 2020 года.

В соответствии со справкой старшего инспектора ОБ ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РК Браславского М.Ю. от 18 мая 2020 года за время нахождения в указанном учреждении административному истцу было выдано две посылки от 29 ноября 2019 года от двоюродного брата Ч., проживающего по адресу: ..., при этом иных бандеролей, передач в адрес Малыгина С.В. не поступало, телефонными переговорами последний не пользовался.

Из справки по переписке Малыгина С.В. за период с августа 2019 года по 18 мая 2020 года следует, что административный ответчик ведет активную переписку, при этом писем в адрес родных не направлял.

Из копии паспорта Малыгина С.В. следует, что последний не имеет места регистрации на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно представленным сведениям УМВД России по Архангельской области от 2 марта 2020 года Малыгин С.В. был снят с регистрационного учета по месту жительства по адресу: д. ... связи с осуждением, при этом в настоящее время за административным истцом сохраняется право пользования указанным жилым помещением в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 июня 1995 года № 8-П, что также подтверждается аналогичным ответом УМВД России по Архангельской области от 5 марта 2020 года №....

Справкой о поощрениях и взысканиях в отношении Малыгина С.В. подтверждается факт наложения дисциплинарных взысканий на административного истца в виде неоднократного водворения в ШИЗО и в ПКТ на протяжении срока отбывания наказания, в том числе постоянно с июня 2019 года.

Из положений п. 89 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295 следует, что осужденным, находящимся в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, а также отбывающим меру взыскания в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и одиночных камерах, телефонный разговор может быть разрешен лишь при наличии исключительных личных обстоятельств.

В соответствии с ответом на запрос ОМВД России «Котласский» от 20 июня 2020 года №... М., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, зарегистрирован по месту жительства: ..., с 29 октября 2013 года.

Административным истцом в материалы дела также представлены кассовые чеки о направлении почтовых отправлений в адрес М., факт переписки также подтверждается оригиналами писем от последнего с входящими штемпелями на конверте от 31 января 2020 года и 20 июня 2020 года.

Согласно ответу на запрос от 25 мая 2020 года № 12-31736 УИПСУ ФСИН России перевод Малыгина С.В. в 2013 году из учреждения УФСИН России по Республике Коми в распоряжение УФСИН России по Республике Карелия осуществлен в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 81 УИК РФ для обеспечения личной безопасности. Предоставить копии материалов, послуживших основанием направления административного истца в соответствующий территориальный орган, ФСИН России не представляется возможным в связи с уничтожением номенклатурных дел за 2013 год по истечении срока хранения. При определении места отбывания наказания главное оперативное управление ФСИН России руководствуется положениями законодательства, при этом учитывается необходимость обеспечения безопасности персонала исправительных учреждений и иных лиц, минимализации негативного влияния на других осужденных, разрыва связей участников организованных преступных групп, незаконных вооруженных формирований, недопущения концентрации отдельных категорий осужденных за совершение преступлений в составе преступных сообществ, способных совершать преступные посягательства в отношении сотрудников учреждений и органов УИС или нападения на объекты УИС. Также при определении мест отбывания наказания учитывается оперативная обстановка в отдельных учреждениях территориальных органов ФСИН России, а также возможность размещения дополнительного количества осужденных. В 2020 году в ГОУ ФСИН России рассмотрено 2 обращения осужденного Малыгина С.В. с просьбой о переводе в иное исправительное учреждение. В ходе проведенной проверки сведений, изложенных в обращениях осужденного, оснований, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством РФ для его перевода в исправительное учреждение другого субъекта РФ, не установлено.

В соответствии с ответом на запрос от 17 июня 2020 года №... УИПСУ ФСИН России перевод осужденного из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного, либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (ч. 2 ст. 81 УИК РФ). По информации УФСИН России по РК обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 81 УИК РФ, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного Малыгина С.В. в исправительном учреждении указанного территориального органа ФСИН России, не имеется. Одновременно было сообщено о том, что в УФСИН России по Архангельской области функционируют 3 исправительных учреждения строгого режима для осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, при фактическом наличии 2 844 мест по состоянию на 1 июня 2020 года содержалось 1 732 человека, в УФСИН России по Липецкой области функционируют 4 исправительных колонии строго режима для осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, с общим лимитом 2 396 мест, в которых по состоянию на 1 июня 2020 года содержалось 1 754 человека.

Формальные ссылки ФСИН России на ст. 81 УИК РФ без рассмотрения вопроса об объективной необходимости перевода административного истца для отбывания наказания в иное исправительное учреждение с точки зрения защиты его права на уважение семейной жизни и наличия соответствующей возможности, не отвечает приведенному выше толкованию действующего законодательства, в связи с чем является необоснованным.

Невозможность либо существенные затруднения поездок родных Малыгина С.В., проживающих в Архангельской области, для свидания с последним в исправительном учреждении, расположенном в Республике Карелия, не оспорены административным ответчиком.

Принимая во внимание, а также с учетом отсутствия иных предусмотренных законом оснований для отказа в переводе осужденного в другое исправительное учреждение и наличия на момент вынесения решения ФСИН России, оформленного письмом от 22 апреля 2020 года № ОГ-2-17781, мест в исправительных учреждениях Архангельской области, отсутствия каких-либо родственников на территории Республики Карелия, суд полагает необходимым возложить на ФСИН России обязанность в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу принять решение о переводе Малыгина С.В. для отбывания наказания в Архангельскую область.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что на ФСИН России необходимо возложить обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу сообщить Малыгину С.В. и в Сегежский городской суд Республики Карелия об исполнении решения суда.

Административным истцом также заявлены требования о переводе его для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение Липецкой области, при этом доказательств наличия родственных связей в указанном регионе суду не представлено, так же как и доказательств, подтверждающих факт их поддержания. Приобщенные к материалам дела кассовые чеки о направлении Т. почтовых отправлений такими доказательствами, по мнению суда не являются, так как не подтверждают факт ответов на них указанным лицом.

ФСИН России в материалы дела на момент рассмотрения его по существу сведений об обращениях Т. и Р. к ответчику с просьбой о переводе Малыгина С.В. в Липецкую область для дальнейшего отбывания наказания не представлено, в связи с чем суд не находит законных оснований для возложения обязанности по переводу административного истца в указанных регион.

Принимая во внимание, что в полномочия ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия не входит решение вопроса о возможности перевода административного истца для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение другого региона, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований к данному ответчику необходимо отказать.

Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Малыгина С.В. удовлетворить частично.

Признать отказ Федеральной службы исполнения наказания России в переводе Малыгина С.В. в другое исправительное учреждение, оформленный письмом от 22 апреля 2020 года №..., незаконным.

Обязать Федеральную службу исполнения наказания России в течение 30 дней с момента вынесения настоящего решения принять решение о переводе Малыгина С.В. для отбывания наказания в исправительное учреждение по месту проживания его родственников в Архангельскую область.

Обязать Федеральную службу исполнения наказания России в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сообщить административному истцу и в Сегежский городской суд Республики Карелия об исполнении решения суда.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

В удовлетворении требований истца к ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РК отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                            Н.В. Скрипко

Решение в окончательной форме изготовлено 10 июля 2020 года.

2а-415/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Малыгин Сергей Васильевич
Ответчики
ФСИН России
ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по РК
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Судья
Скрипко Н.В.
Дело на странице суда
segezhsky.kar.sudrf.ru
08.05.2020Регистрация административного искового заявления
08.05.2020Передача материалов судье
12.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2020Судебное заседание
08.06.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
16.06.2020Судебное заседание
30.06.2020Судебное заседание
07.07.2020Судебное заседание
10.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2020Дело оформлено
07.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее