Дело № 2-421/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2017 г. г. Кондопога
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи М.А. Мишеневой,
при секретаре А.А. Иванниковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салдукаса А. И. к государственному учреждению –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о включении периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и перерасчете фиксированной выплаты страховой пенсии по старости,
установил:
Салдукас А.И. обратился в суд с иском по тем основаниям, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кондопога Республики Карелия (межрайонное) от ХХ.ХХ.ХХ ему отказано в повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с прохождением срочной военной службы по призыву в районах Крайнего Севера. С таким решением истец не согласен, полагает, что имелись основания для установления повышенной фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ он проходил срочную воинскую службу в Вооруженных Силах ССР в ........ ......... По окончании службы трудоустроился в <...>, расположенного в ........ Республики Карелия. Истец просит суд признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кондопога Республики Карелия (межрайонное) от ХХ.ХХ.ХХ, обязать ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы по призыву в армии с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, а также произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом указанного периода с ХХ.ХХ.ХХ.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Сасим И.С., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что в период трудоустройства истца после прохождения службы в армии, ........ не был отнесен законом к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Указом Президента от 20.12.1993 года № 2226, данный район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Суд, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что истец Салдукас А.И. является получателем страховой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ.
В период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ истец проходил срочную военную службу по призыву в войсковой части № ... (место дислокации ........, .........). Указанные обстоятельства подтверждаются справкой <...>. После увольнения с военной службы, ХХ.ХХ.ХХ истец трудоустроился <...>, расположенного в ........ Республики Карелия, что подтверждено архивной справкой <...>
Ответчиком включен период прохождения военной службы по призыву только в страховой стаж истца.
Истец ХХ.ХХ.ХХ обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кондопога Республики Карелия (межрайонное) с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с прохождением срочной военной службы по призыву в районах Крайнего Севера.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) от ХХ.ХХ.ХХ истцу отказано в установлении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (перерасчете) в связи с отсутствием у истца стажа работы в районах Крайнего Севера.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, кроме прочих, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с частями 4, 6 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Из изложенного следует, что действующее пенсионное законодательство не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в РКС и приравненных к ним местностях, данная правовая позиция также отражена в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Спорный период военной службы учтен ответчиком только в страховой (общий трудовой) стаж истца.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 № 8-П и определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 7 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, уволенным, начиная с 1968 г., с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Из анализа данных норм права следует, что лицам, поименованным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (с изменениями и дополнениями), Архангельская область отнесена к районам Крайнего Севера, Пудожский район Республики Карелия отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (Указ Президента РФ от 20.12.1993 № 2226).
Таким образом, судом установлено, что истец проходил действительную срочную службу в армии в районах Крайнего Севера и устроился на работу в организацию, расположенную в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в течение трех месяцев после увольнения в запас, следовательно, имеет право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии (перерасчет) в повышенном размере с учетом спорного периода.
Доводы ответчика не могут быть приняты судом во внимание, поскольку опровергаются представленными по делу доказательствами.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается в сумме 3935 руб. в месяц.
Исходя из ч. 8 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 указанного закона, перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Салдукас А.И. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты страховой пенсии в связи с прохождением военной службы в районах Крайнего Севера ХХ.ХХ.ХХ, следовательно, перерасчет фиксированной выплаты страховой пенсии в связи с прохождением военной службы в районах Крайнего Севера следует произвести с ХХ.ХХ.ХХ.
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Обязать государственное учреждение –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кондопога Республики Карелия (межрайонное) включить Салдукасу А. И. в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы по призыву с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в районах Крайнего Севера.
Обязать государственное учреждение –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кондопога Республики Карелия (межрайонное) произвести Салдукасу А. И. перерасчет страховой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ с учетом периода прохождения военной службы по призыву с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в районах Крайнего Севера.
Взыскать с государственного учреждения –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кондопога Республики Карелия (межрайонное) в пользу Салдукаса А. И. государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Мишенева