Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2023 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Казацкого В.В.,
при секретаре – Окуневой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Карабицкой О. В. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Бюро технической инвентаризации», Карабицкий Д. С., Карабицкий М. В. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, -
УСТАНОВИЛ:
Карабицкая О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту капитального строительства города Севастополя, в котором просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на комнату №, общей площадью 28,6 кв. м, в том числе жилой площадью 28,6 кв. м, с кадастровым номером №, комнату №, общей площадью 16,1 кв. м, в том числе жилой площадью 9,9 кв. м, с кадастровым номером №, расположенные по адресу: г. Севастополь, <адрес>
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ между Карабицкой О. В. и Департаментом капитального строительства города Севастополя заключен договор социального найма №ДСН/17-513 жилого помещения, с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №СДН/20-359, состоящего из двух комнат в общежитии – комната 11, общей площадью 28,6 кв. м, в том числе жилой площадью 28,6 кв. м, комната 12, общей площадью 16,1 кв. м, в том числе жилой площадью 9,9 кв. м, по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ком. 11, 12.
В качестве членов семьи, вселяемых в жилое помещение, указаны: сын Карабицкий Д. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Карабицкий М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В порядке, установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)», утвержденным приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-а/2016, Карабицкая О.В. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги по заключению соответствующего договора на комнаты № №, 12 по <адрес> г. Севастополе. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ОПР/20-480 в предоставлении государственной услуги было отказано, в связи с наличием разночтений в представленных документах, выполнением незаконного переоборудования служебного помещения в жилое помещение, а также ввиду отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Не согласившись с решением Департамента капитального строительства города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги, за защитой своих прав истец обратился в суд.
Истец в судебное заседание не явилась, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был уведомлен, причины неявки суду не сообщил, письменные возражения на исковое заявление, в которых против удовлетворения иска ответчик возражает по основаниям, изложенным в отказе в предоставлении государственной услуги.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Суд, исследовав письменные материалы дела, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что между Карабицкой О. В. и Департаментом капитального строительства города Севастополя заключен договор социального найма №ДСН/17-513 от ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительное соглашение о внесении изменений в договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №СДН/20-359, в отношении жилого помещения, состоящего из двух комнат в общежитии – комнаты 11, общей площадью 28,6 кв. м, в том числе жилой площадью 28,6 кв. м, комнаты 12, общей площадью 16,1 кв. м, в том числе жилой площадью 9,9 кв. м, по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ком. 11, 12. В качестве членов семьи, вселяемых в жилое помещение, указаны: сын Карабицкий Д. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Карабицкий М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ, с учетом изменений, внесенных на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ, в Реестр собственности города Севастополя включены:
- комната, площадью 28,6 кв. м, расположенная по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ком. 11;
- комната, площадью 16,1 кв. м, расположенная по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ком. 11.
В жилом помещении – комнатах № №, 12 по <адрес> городе Севастополе, зарегистрированы: Карабицкая О.В. – с ДД.ММ.ГГГГ, Карабицкий М.В. – с ДД.ММ.ГГГГ, Карабицкий Д.С. – с ДД.ММ.ГГГГ, согласно справки по месту жительства (регистрации), выданной Государственным унитарным предприятием Севастополя «Единый информационно-расчетный центр» от ДД.ММ.ГГГГ.
Карабицкая О.В. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора о передаче в собственность спорного жилого помещения в порядке приватизации. Карабицкий М.В. Карабицкий Д.С. от права на приватизацию указанного жилого помещения отказались, что подтверждается нотариально удостоверенными заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ (реестровые номера 92/6-н/922018-2-1608, 92/6-н/922018-2-1609).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ №ОПР/20-480 Департаментом капитального строительства города Севастополя в предоставлении соответствующей государственной услуги было отказано по следующим основаниям:
- установлено, что в заявлении о предоставлении государственной услуги по форме, согласно приложению № к Административному регламенту, нет указания на выражение доли в праве на жилое помещение;
- в заявлении о предоставлении государственной услуги по форме, согласно приложению № к Административному регламенту, нет подписи заявителя об ознакомлении с условиями и сроками подписания договора, об отсутствии возражений, не заполнен пункт 2 раздела «дополнительные сведения»;
- установлено наличие разночтений в представленных документах: в заявлении о предоставлении государственной услуги указаны Карабицкая О.В., Карабицкий М.В., Карабицкий Д.С., при этом от Карабицкого М.В., Карабицкого Д.С. представлены нотариальные заявления об отказе от участия в приватизации;
- установлено, что в жилом помещении произведена незаконная перепланировка, реконструкция. Согласно информации ГУП города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ №, представленной в рамках межведомственного взаимодействия, в домовладении № по <адрес> самовольно выстроены: служебное помещение 1-11 переоборудовано в жилое помещение 1-11, служебное помещение 1-12 переоборудовано в жилое помещение 1-12. Документы, подтверждающие законность перепланировки комнат 11, 12 по <адрес>, не представлены;
- жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ком. 11, 12, относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 15.03.2016 №700-РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя», жилое помещение включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития. Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя на жилое помещение в общежитии противоречит статье 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон от 04.07.1991 г. № 1541-I) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-I граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из положений ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-I, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-I предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно частям 1, 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
На основании статьи 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на однократное участие в бесплатной приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с ч. ч. 2, 3, 5, 6 ст. 2 Закона города Севастополя от 05.06.2019 № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя», включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения уполномоченного органа. Специализированный жилищный фонд формируется из:
1) жилых помещений, построенных или переоборудованных за счет средств бюджета города Севастополя;
2) жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя, не входящих в состав специализированного жилищного фонда, после прекращения действия договоров социального найма, найма жилого помещения, аренды этих помещений и их освобождения;
3) жилых помещений, перешедших в государственную собственность города Севастополя в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Севастополя;
4) иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Севастополю, пригодных для постоянного проживания граждан и отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям федерального законодательства и законодательства города Севастополя.
Жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд, вносятся в Реестр специализированного жилищного фонда города Севастополя. Реестр создается и ведется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Севастополя.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 № 840-ПП, Департамент капитального строительства города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя, в частности, в сфере жилищной политики, в т.ч. приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда города Севастополя.
Комнаты № №, 12 по <адрес> городе Севастополе поставлены на государственный кадастровый учет (кадастровые номера №) как жилые помещения без отнесения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям социального использования или наемного дома коммерческого использования.
Договор социального найма с истцом не оспорен, не расторгнут и является действующим, виду чего запрошенная государственная услуга по заключению договора о передаче в собственность жилого помещения государственного жилищного фонда города Севастополя могла быть оказана.
В соответствии с техническим планом, а также экспликацией внутренних площадей к плану жилого дома, содержащихся в инвентарном деле на домовладение по <адрес> Государственном унитарном предприятии города Севастополя «Бюро технической инвентаризации», на первом этаже здания имеются два служебных помещения с техническими номерами: I-11, площадью 12,5 кв. м, I-12, площадью 9,5 кв. м., а также два жилых помещения – жилая комната 11 (технический номер I-13), площадью 28,6 кв. м, жилая комната 12 (технические номера I-14 - коридор, I-15 – жилая комната, I-16 - санузел), площадью 16.1 кв. м, в т. ч. жилой площадью 9,9 кв. м.
В соответствии с письмом Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» от 28.04.2023 №2980 в жилых комнатах № №, 12 по <адрес> самовольные реконструкция, перепланировка, переустройство отсутствуют, указанные комнаты с момента первичной инвентаризации являлись жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и необходимости их удовлетворения в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать за Карабицкой О. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке приватизации на комнату №, общей площадью 28,6 кв. м, в том числе жилой площадью 28,6 кв. м, с кадастровым номером №, комнату №, общей площадью 16,1 кв. м, в том числе жилой площадью 9,9 кв. м, с кадастровым номером №, расположенные по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 07 июня 2023 года.
Судья В.В.Казацкий