Дело № 3а-2/2017 28 февраля 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
при секретаре Терентьевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 28 февраля 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Новинского Анатолия Африкановича об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Новинский А.А. 22 декабря 2016 года обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ФКП Росреестра), Правительству Архангельской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указал, что имеет исключительное право выкупа земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Согласно кадастровой справке кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 2 325 583,36 руб. Указанная кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость земельного участка, нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет увеличение его выкупной стоимости, исчисляемой на основании кадастровой стоимости. В соответствии с отчетом об оценке № рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 02 июня 2016 года составляет 1 617 000 руб. В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ просит определить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 02 июня 2016 года.
По определению суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра).
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представители административных ответчиков ФКП Росреестра, Правительства Архангельской области, Управления Росреестра, заинтересованного лица администрации муниципального образования «Котлас», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
В возражениях на административный иск администрация МО «Котлас» указала, что Новинский А.А. правообладателем спорного земельного участка не является. Полномочия по распоряжению земельным участком принадлежат администрации МО «Котлас». В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности» рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Поскольку МО «Котлас» является получателем доходов от арендной платы за земельные участки и от выкупа земельных участков, это обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Из отзыва ФКП Росреестра на административный иск следует, что в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» филиал Учреждения с 01 января 2017 года не наделен полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Следовательно, ФКП Росреестра является ненадлежащим административным ответчиком по делу.
Управление Росреестра в письменном виде сообщило, что в 2012 году на территории Архангельской области проводились работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп. Поскольку спорный земельный участок отсутствовал в перечне объектов оценки, подлежащих государственной кадастровой оценке, то определение его кадастровой стоимости в рамках государственной кадастровой оценки не осуществлялось. Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена органом кадастрового учета в соответствии с требованиями ст. 24.19 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент определения стоимости). Управление Росреестра кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости не определяло, поэтому является ненадлежащим административным ответчиком по делу.
В отзыве на иск Правительство Архангельской области указало, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в результате работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, проведенных в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», заказчиком которых выступала Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, исполнителем – ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». При проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Правительство Архангельской области действовало в пределах предоставленных ему полномочий, утвердив полученные от Росреестра сведения о результатах такой оценки путем издания постановления от 18.12.2012 № 595-пп. Право административного истца установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости следует из положений ст. 66 Земельного кодекса РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием «Котлас» и Новинским А.А. подписан проект договора купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование: <данные изъяты>. Согласно данному проекту договора выкупная стоимость земельного участка составляет 465 116,67 руб.
На спорном земельном участке расположено нежилое пристроенное помещение (<данные изъяты>), назначение: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., этаж: <данные изъяты>, право собственности на которое зарегистрировано за Новинским А.А. ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением Правительства Архангельской области № 146-пп от 08.04.2014 «О внесении изменений в результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области» утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования и кадастровым кварталам.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В связи с образованием нового земельного участка 02 июня 2016 года земельный участок с кадастровым № поставлен на государственный кадастровый учет.
В силу п. 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Органом кадастрового учета кадастровая стоимость данного земельного участка определена 02 июня 2016 года путем умножения площади земельного участка – <данные изъяты> кв.м. на удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный постановлением Правительства Архангельской области № 146-пп от 08.04.2014, - <данные изъяты> руб./кв.м. и составила 2 325 583,36 руб.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно представленному истцом отчету об оценке, составленному ИП ФИО1, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № по состоянию на 02 июня 2016 года составляет 1 617 000 руб.
Данный отчет выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности.
Административные ответчики, заинтересованное лицо не оспорили отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости земельного участка, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, в связи с чем, оснований сомневаться в достоверности представленного истцом отчета у суда не имеется.
Кроме того, в материалы дела представлено положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», членом которой является оценщик ФИО1, составившая отчет об оценке, о подтверждении определенной в отчете стоимости объекта оценки и о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Таким образом, требование истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Довод заинтересованного лица администрации МО «Котлас» о том, что Новинский А.А. не является правообладателем земельного участка, поэтому его требования не могут быть удовлетворены, основан на неправильном толковании материального закона.
Судом установлено, что Новинский А.А. является собственником нежилого пристроенного помещения – <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 этого же Кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 названного Кодекса.
При этом при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (п. 3 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ).
Как разъяснено в абз. 8 п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (ст. 39.20 ЗК РФ, п.п. 1 и 2 ст. 2, п.п. 2, 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10. 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № напрямую затрагивают права и обязанности Новинского А.А., выкупающего участок под находящимся в его собственности объектом недвижимости.
В соответствии с абз. 5, 6 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу п. 4 ч. 3 ст. 3 названного закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом регистрации прав такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи настоящего иска является 22 декабря 2016 года.
Новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная данным решением, в соответствии с абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» применяется с 01 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 617 000 рублей по состоянию на 02 июня 2016 года на период с 01 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 22 декабря 2016 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко